Когда-то в Прикарпатье...

КОГДА-ТО В Прикарпатье

Пограничная система сигнализации сработала под утро. Точнее шел четвертый час наступающего дня. 

Оборудование начали разрабатывать еще до войны, но завершили и стали оснащать пограничные рубежи только в 1953 году.
Внедренные в работу системы оказывали огромную помощь в деле охранения пограничной полосы!

«Тревожная группа», которую зачастую  возглавлял начальник погранзаставы,  - выдвинулась в направлении места, откуда поступил сигнал «сработавшей» системы.

Уже где-то через час нарушители были обнаружены и блокированы в небольшом овражке. Наряд состоял из Командира, старшего лейтенанта -недавно переведенного с дальневосточной границы, старшины и пяти бойцов-пограничников.

Овражек-лощина, поросшая Карпатскими зарослями – был плотно окружен по периметру. Нарушители залегшие среди лесного бурелома поливали вокруг из автоматического оружия, не жалея боекомплекта.
Пограничники отстреливались одиночными выстрелами, не давая  покинуть границы участка.
Через полчаса стрельба завершилась. После некоторых «ложных» маневров, совершенных пограничной группой - выстрелов со стороны нарушителей не последовало!
Командир медленно встал, и не отдавая команды подчиненным, наперевес с ППШ направился вниз овражка.

Группа, следуя действиям Командира, самостоятельно без приказа двинулась вслед. У нарушителей действительно закончился боекомплект. И они, подняв руки ожидали пограничников.

Поношенная форма, в которую были облачены задержанные выдавали в них бывших или действующих бойцов ОУН (организации украинских националистов).
Натертые до блеска трезубцы Самостийности на головных уборах отразились в ставших безжизненными, со свинцовым оттенком глазах Капитана…!

...Войну он закончил здесь - еще в 1944 году.
При штурме Карпат, он получив тяжелую контузию. Пролежавшего почти год по госпиталям офицера, медицина вернула обратно в этот Мир.
Учитывая его боевые заслуги и воинскую специализацию по охране пограничных рубежей Капитана не комиссовали из Вооруженных Сил. Так он и остался служить в Черновицком пограничном отряде, возглавив одну из застав.
Через некоторое время перебралась на заставу семья, кажется из Узбекистана: жена и пятилетний сынишка.

Сорок восьмой год был очень беспокойным на Западной Украине. Службу Капитан нес, охраняя вверенный участок границы с Румынией, откуда постоянно являлись «гости», наводившие ужас на местное население зверскими акциями и расправами над так называемыми активистами.
Пограничный отряд был усилен подразделениями Советской армии, которые базировались в самих Черновцах, но наглухо изолировать границу так и не удавалось. При этом заброшенные на территорию СССР украинские националисты укрывались в лесных подземных схронах.

Откровенно говоря –часть местного населения поддерживали этих «героев».Да и не только морально!

Семьи комсостава проживали, в частном секторе, - вне охраняемой территории пограничной заставы.

В ту страшную ночь Капитан во главе наряда выполнял служебную задачу.
Ночью дверная щеколда хаты, где проживала семья Капитана бесшумно была вскрыта.
Нежданные «гости» оказались именно в этой хате не случайно! Кто-то из местных, так называемых сочувствующих - известили о том, кто здесь проживает.
Собственно, схватка была кратковременной: успевшая вскочить с кровати жена Командира, даже не успела призвать о помощи и получила смертельный удар штык-ножом под сердечное пространство.
Испуганный мальчишка, спавший с матерью, также был мгновенно зарезан бравым «бойцом» с блестящим трезубцем на околышке головного убора.
 
... Хата была залита кровью, даже небольшие оконца оказались забрызганными от хлеставших струй  из тел самых дорогих на этом Свете ему людей.
Он ходил по еще скользкому полу, никого не замечая вокруг, пока старшина, старый его фронтовой товарищ, также оставшийся служить под его началом на границе, остановил его и усадил на лавку.

Тела давно уже были увезены в местный медпункт, а они вдвоем, как тогда,- еще на войне,после боя в одной небольшой деревеньке, где-то под ..., пили не разведенный спирт прямо из котелка. То ли пытаясь забыться или…?
В том бою от его роты осталась половина, и в этом он винил себя!

Набрался он сильно! Старшина,- уже в ночи устроил его в своей хате.
Похоронили семью Командира тихо на местном кладбище. С тех пор старшина стал замечать за ним какие-то особенности.
Объяснить их он не мог, но было совершенно очевидно, что внутри его друга что-то уже не так!
 
Частенько, предупредив старшину и замполита он исчезал со службы. Отлучки продолжались ровно неделю. Лишь один человек знал причину этих исчезновений и где его искать.
...Это был старшина, который охранял и оберегал его «затворничество», обеспечивая Командира «горячительными» напитками и питанием. Через неделю он приходил в себя и с особенным рвением лично возглавлял выходы на границу.
   
…Задержанных было четверо.Капитан лично проводил допрос.
Группа пересекла границу со стороны Румынии, где у националистов был целый подземный городок схронов. Шли они в одну из деревень с целью…, но это для Капитана уже не имело никакого значения.

Штык-нож, оказавшийся в руках Командира - мгновенно пронзил человеческую плоть допрошенного. Слышно было как клинок пройдя насквозь воткнулся в дерево, к которому был привязан задержанный, издав тупой звук от соприкосновения со стволом.
Удар был нанесен уверенной и опытной рукой, войдя плашмя в межреберное пространство поразившее сердце.
Все произошло мгновенно. Никто даже предположить не успел, что так развернуться события.

Молодой старлей, несколько опешивший,попытался что-то сказать! Но был остановлен старшиной, который пользовался большим авторитетом среди личного состава, включая комсостав.
Штык-нож, пронзивший первого задержанного, был моментально извлечен из тела.
Остальные трое ОУНовцев, один за другим, также были заколоты насмерть!

Рядовые пограничники, как и молодой офицер-пограничник, продолжали находиться в состоянии..., ну скажем неуверенности в правоте произошедшего! Закон, Устав....!
Правда мало кто знал о трагедии случившейся несколько лет назад с семьей Командира. Может и поняли бы…???

На заставу группа возвращалась, не проронив ни слова! По прибытию, в оперативных документах, где должны были отражаться все происходящие события на участке границы, включая случай выхода «тревожной» группы на задержание – зафиксирован не был!

На следующий день Командир очередной раз пропал!

Старлей только сейчас понял причину отсутствия капитана, в которую посвятил его старшина.
Еще тогда, получив назначение на должность заместителя по боевой подготовке в Черновцах, в штабе пограничного отряда он на выданной лошади выдвинулся в направлении нового места службы.
По прибытию в штаб заставы для представления перед начальником, был встречен и выслушан замполитом. На вопрос, где капитан? Замполит неожиданно прервал разговор, проинструктировал и направил старлея в расположение.

...Через неделю Командир, как ни в чем ни бывало появился на заставе, выслушав о произошедших событиях и войдя в курс дела приступил к исполнению своих полномочий.
Служба по охране границы продолжалась по графику и распорядку подразделений. Произошедшее событие, как-то никто не упоминал, да собственно информация не распространялась, так как могла печально завершить карьеру Командира. Если не хуже!
Хотя подобных случаев за Командиром числилось не мало!
 
На заставе - личный состав, да и руководство Черновицкого пограничного округа очень уважали этого человека за его боевое прошлое, да и профессионалом он был отменным. Еще с довоенным пограничным опытом.
Прошло около полугода.
Старлей был откомандирован в Прибалтийский пограничный округ. Письменная связь с заставой продолжалась. Замполит, с которым достаточно близко сошелся старлей в одном из писем известил, что Командира – больше нет!
Инсульт поразил этого сильного и бесстрашного человека - совершенно неожиданно. Впрочем, как это и бывает.
Его перевезли в Черновцы в госпиталь, но он не прожил и суток!
 
Может быть и Слава Богу! Один он остался на всем земном шарике.
 
Хоронили Командира всей заставой, по всем воинским правилам!
Упокоился он там же, рядом с могилками дорогих ему людей – Женой и сыночком.

«…Да пребудет Душа их в селениях праведных…»


Рецензии
Какой трагический рассказ. Жаль хороших людей. С уважением и теплом Марина.

Марина Вертяева   03.08.2022 17:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.