Как был написан текст к Адажио. Аранхуэс

Как был написан текст к «Адажио. Аранхуэс»

Начну с того, что задачу я себе поставил совершенно невыполнимую. Для себя я считал так:
«Всё-таки это счастье – успеть прикоснуться словом к такой запредельно красивой мелодии»
Есть несколько очень простых вещей, которые полезно знать, сталкиваясь с текстом песни.
Во-первых: нередко текст песни абсолютно нечитабелен. То есть читать его можно, но без пропевания никаких радостей от чтения ждать не приходится. Потому что в отличие от поэтического текста текст песни существует исключительно во взаимосвязи с музыкой.
Проблема Читателя связана с его готовностью проделать встречную работу: включить параллельно чтению музыку и пытаться читать следуя музыкальной теме. Естественно в идеале текст песни публикуется в форме музыкального произведения, то есть создаётся фонограмма и читатель знакомится с текстом уже вложенным в музыку. Но тут возникает целый ряд совершенно неожиданных препятствий на пути именно Читателя.
Однажды я шёл по Красноярску, а впереди меня шли три мальчика лет десяти-одиннадцати на вид. Я просто их нагонял. И они распевали на всю округу текст моего «Чингизхана»:
«Бессмертные деревья послали на бой!
Несметные кочевья он вёл за собой
И сеял смерть и кровь лилась рекой!»
Я просто обомлел!
Песня написана в ночь открытия Московской Олимпиады в Архангельске! Не публиковалась. Прошло лет двенадцать. И вот в Красноярске её поют незнакомые мне мальчики!!! А ведь я пел её и записывал на магнитофоны только самому узкому кругу друзей, родных и близких. Ну и послал запись маме в Свердловск, как приложение к статье «Как я пишу песни».
Понятно, что мальчикам и в голову не могло прийти, что автор распеваемого им текста следует буквально в двух шагах за ними, по пятам!
Вот с того момента я стал очень серьёзно относиться к этому моменту. Тексты песен похожи на вирусы. Они заразны и легко расползаются по свету через «сарафанное радио».
Так вот: современный Читатель нередко искусственно лишён доступа к совершенно невероятным прекрасным текстам замечательных мелодий.
Эта двусторонняя игра нарушается несовершенствами законов об авторском праве.
Вообще тут бездны, и говорить на эти темы можно бесконечно.
Проблема в том, что прекрасная музыка тоже моментально распространяется по свету. При этом свет менее всего заботится об авторском праве! Иногда десятилетиями песни поют на всех уровнях от «за печкой тихо сам себе» и до «народный хор имени четвергова», а автора не называют! Ограничиваются скромным «народная», поскольку народ подхватил и распевает!
Так вот именно Закон об авторском праве решительно пресекает полноценную возможность для автора другого текста наложить исполнение на качественную  фонограмму музыки. И возникает разрыв текста и мелодии! Автор текста использует последнюю возможность «показать» текст, сообщая, о какой именно музыке идёт речь. Увы! Читатели крайне редко включают мелодию параллельно чтению текста. И лишают себя моря неземного удовольствия.
Другая тема здесь в выяснении вопроса, зачем автору песен делиться своими находками с другими людьми?
Но Вы уже понимаете, что эта тема также бездонная как и глубочайшая тема сочетания слов и музыки.
Увы! Краток человечий век. А сколько всего песен успевает прослушать за свою, кажущуюся такой длинной жизнь, человек? Допустим десять тысяч. Цифра взята с потолка. Но попробуем с ней чуть-чуть поработать и вы поймете, что если правильно будет сто тысяч – ничего не изменится!
У нас есть ресурс стихи ру. Среди прочего этот императорский (я не шучу!) ресурс освещает вопрос о числе своих авторов и числе опубликованных ими текстов стихов. Например сейчас:
«На сегодняшний день 23 сентября 2021 года опубликовано 53 677 857 стихов.
На портале публикуется 871 388 авторов, сейчас из них 490 в сети.»
То есть в среднем каждый автор опубликовал 61,6 стихотворения.
Таким образом мы видим, что и речи не может идти о том, чтобы познакомиться хотя бы бегло даже с сотой частью этих произведений.
И совершенно неважно пока их «качество».
Количества совершенно «неподъёмные».
А ведь это исключительно русскоязычный сектор мирового песенного пространства.
Я пишу песни с детства, всю жизнь. Для себя и в себе.
Я публикую их на память своим детям и внукам и своим ученикам и ученицам, коими меня Бог не обидел. У меня нет иллюзий. Дело не в том, что мои песни «никому не нужны», а в том, что и без меня море людей пишущих песни и публикующих их. И Читатели не в состоянии даже просто открыть именно мой текст или мою мелодию.
Другой вопрос – знакомство с чужим опытом написаения песен, имея ввиду собственное движение в этом направлении. Вот именно авторам своих собственных песен мои публикации могут оказаться неожиданно интересными и даже в чём-то полезными.
Так или иначе, но цель была поставлена и уже не отвлекаясь более ни на что другое я погрузился в свою любимую работу.
Мелодия дана во многих исполнениях опубликованных в мировой сети.
Выдающиеся мировые музыканты исполняли это бессмертное произведение и недостатка в публикациях на Ютубе не ощущается.
Но мелодия настолько сложна, что мне пришлось сотни раз прослушивать каждый отдельный её фрагмент в десятках исполнений.
Самое забавное, что я использовал даже один прокат в фигурном катании!
Отдельная тема – конструирование общей идеологемы текста.
Вообще поначалу я решил, что если смогу написать один единственный куплет – это уже будет высшим достижением в моей авторской песенной жизни.
Как пишется обычно текст на великую музыку?
Я просто непрерывно слушаю мелодию сотни, тысячи раз, пока она не зазвучит во мне абсолютно чисто и незамутнённо никакими завитками исполнителя.
Увы! Именно такого исполнения именно этой мелодии я не нашёл. Хорошо людям умеющим читать нотную запись. Грешен! Не осилил. За всю жизнь так и не научился читать эти иероглифы. Я пишу музыку своих песен без нот. И пишу тексты песен без нот. «На слух».
Но в конце концов замысел созрел.
Итак: имеется волшебный сад, в который попасть разрешается только вдвоём и только один раз в жизни. И вот здесь нет перепева с «Один раз в год цветы цветут». Здесь принципиально иная идея Однократности бытия.
В волшебный сад любви можно войти ровно один раз за всю жизнь! Точно только раз! И ни в коем случае нельзя войти в него в одиночку. Только вдвоём. Он раскрывает свои волшебные двери только двум сердцам одновременно. Он как бы спит в сердце каждого, и только один раз за всю жизнь расцветает и позволяет войти в себя. Это запредельное счастливое посещение является вершиной личного счастья для человека. Человек стремится в этот сад всю жизнь и старается воссоздавать по мере возможностей именно этот посещённый им однажды внутреннирй волшебный сад вокруг себя. Так возникают сады Семирамиды, Старый Петергоф, Версаль… Так в 47 километрах от Мадрида и возникает Аранхуэс.
В нём однажды практически слепой Хоакин Родриго встречается с Викторией. Так волшебный сад открывшийся однажды давным-давно двум любящим сердцам и превращенный ими в реальный волшебный сад открылся двум вошедшим в него сердцам.
И вот именно это посещение волшебного сада Аранхуэса сопровождавшееся открывшимися вратами внутреннего тайного волшебного сада в сердцах Хоакина и Виктории и озарило мир этой совершенно непередаваемо волшебной мелодией.
И такое сочетание гитары и английского рожка порождает совершенную гамму чувств в душе каждого слушающего.
Композитор делится своими чувствами с планетой и словно зовёт: не пропусти этого мига! Только вдвоём! Только вместе! Только один раз в жизни! Войди! Войди в этот тайный сад твоего и её сердец.
Тайный сад двух любящих сердец.
Ах! Как скуден песенный язык!
В русском литературном языке 400 тысяч слов!
А для песен мы используем едва ли двадцать тысяч!
Песенные тексты не приемлют огромное число слов и выражений и потому особое высшее мастерство – написать принципиально новый текст песни всем хорошо известными словами.
Трое суток я просто жил в этой мелодии.
Так сложно!
Это бесспорно одна из самых сложных мелодий в моей личной песенной жизни.
Жаль, пока не удается напеть.
Я выложил текст, в котором на самом деле только два по существу куплета.
Но как это звучит:

«Тайный сад!!!
Королевский тайный сон земных услад
Аранхуэс цветёт изысканной красотой
В сердцах двоих цветёт лишь только раз
Одному недоступен»


Рецензии