Ф. М. Решетников на музейной сцене...

К 180-летию со дня рождения писателя Ф. М. Решетникова
К 30-летию Музея Ф. М. Решетникова

18 сентября 2021 года в Музее Ф. М. Решетникова (Екатеринбург) состоялась театрализованная читка пьесы "Я отчаянным родился".  Новое прочтение жизни и творчества писателя Ф. М. Решетникова. Автор пьесы -  Александр Эльстон, в роли  Решетникова - он же.

Решетников оказался под надежной опорой мудрого автора-повествователя (Александра Волхонского), в опасности из-за грозного городового (Александра Бушуя), под  присмотром всезнающей поломойки Марии Тимофеевны (Ирины Шавкуновой) и под кажущимся робким крылом своей жены Серафимы Каргополовой (Софьи Чагаевой).

Действие, по задумке Александра Эльстона, разделено на картины, и такая композиция отражает ключевые периоды в судьбе Ф. М. Решетникова. Зачином становится ссылка в Соликамский монастырь,   затем следуют канцелярские будни в Екатеринбурге и Перми, переезд писателя в Петербург, перипетии, связанные с Н. А. Некрасовым, и семейная линия - отношения Решетникова с его женой С. С. Каргополовой.

Трагедия или комедия развернулась на "сцене" почтового подворья музея?..  Сюжетные части скрепляются связками, которые вызывают у зрителя улыбку, хотя содержание настраивает на другой лад, на сопереживание герою, и это сценарный ход, разрядка, позволяющая понять сложность характера писателя.

Надо сказать, Мария Тимофеевна, которая постоянно внедряется в действие, - персонаж выдуманный, и ее ремарки выдают в ней человека недалекого, неграмотного. Одно ее появление веселит, и слова, сказанные ею невпопад,  сводят на "нет" всяческую рефлексию относительно внутренних переживаний главного героя.  То ли особая харизма Ирины Шавкуновой, то ли курьезные изречения всему "виной", но зритель смеется  - именно так, вероятно, и стоит относиться  к превратностям судьбы.

Как факт, Мария Тимофеевна очень любит смахивать пыль, поэтому чистыми становятся и письменный стол, и сам Решетников.

В пьесе события разворачиваются на Урале и в Петербурге, а в момент читки - в конюшне XIX века, и такое парадоксальное решение в выборе "сцены" только обостряет зрительское восприятие.

В сценографии много символических штрихов, которые расширяют пространство и настраивают на игру с текстом, с героями, показывают внутренний диалог писателя с самим собой.

Так,  на стене конюшни, которая уподобляется белому листу, возникают образы из жизни Ф. М. Решетникова - Екатеринбург, монастырь... а мысли обретают четкие линии в черной краске. Этот прием подобен многоточию, и дописать, додумать может сам зритель.

Костюмы минималистичны, складываются из деталей: стоит добавить "пазл" - появляются и статус, и жизненный опыт героя.

Решетников как будто бежит от всех: от судьбы, которая его тянет вниз, от всевидящего городового, от жены, любовно загоняющей в границы семейного быта.

Писатель отчаянно неуловим. Он смеется и уходит со сцены. В тот мир, где лучше...

#музейрешетникова #литературныйквартал
#камерныйтеатр
#нашфедормихайлович #юбилейрешетникова
#яотчаяннымродился


Рецензии