Мелодия для Глеба и Дианы?

К музыке одного проката
или
Главная проблема Женского одиночного катания

Есть вещи, которые абсолютно не в состоянии выразить словами. И есть вещи, которые я совершенно не могу выразить музыкой.
И тогда я соединяю музыку и слова, и так выражаю их песней.

Проблема в том, что с такой задачей не в состоянии справиться даже двукратный Олимпийский Чемпион!
Причём это тот случай, когда количество имеет совершенно точно Значение!!

Случилось так, что мои мать и отец познакомились в концертной бригаде на Колыме. Оба были тяжело заключёнными. На Колыму с маленьким сроком попасть было непросто. Оба мои имели сроки более пяти лет. И вот они сошлись в одной культурно-просветительской концертной бригаде.
Отец был Музыкант. Владел всеми музыкальными инструментами в совершенстве, Организовывал оркестры. По воспоминаниям мамы был капельмейстером на Балийском флоте и единственный из пяти сыновей шуйского крестьянина уехал в Ленинград учиться на музыканта и офицера. В его тюремной учётной карточке профессия значилась просто: «музыкант». Когда после освобождения он прибыл в 1954-ом году в Свердловск, оказалось, что его знает практически весь музыкальный мир города!
Моя мама была поэтессой. Она с ранней юности писала стихи. Блестяще читала стихи со сцены. Была одной из любимых учениц Зинаиды Григорьевны Петровой, создавшей по сути свою Школу Русской поэзии. Мама писала стихи до смерти. Она вела литературную передачу на областном радио. О ней был поставлен прекрасный спектакль. Отец моей мамы был большим писателем и журналистом. Работал корректором у Сытина и там познакомился с Сергеем Есениным и даже пересекался с Толстым. Затем много лет активно работал в центральных и областных газетах, быд техническим редактором в «Уральском рабочем» состоял в одной писательской ячейке с Павлом Бажовым. Мама была с раннего детства окружена великим книгами. Она знала наизусть всего Маяковского (мне в жизни встретился Владимир Щепёткин, также прекрасно знавший стихи Маяковского!), Симонова, Твардовского, поэтом серебряного века, Пушкина и Лермонтова. Несколько тысяч поэтов и писателей Урала подарили ей свои сборники. Мой дом был царством поэтических книг и библиотекой прекрасных писателей.
И вот они встретились в лагере на Колыме в Магадане. Только прибывших на «Джурме» спросили: кто артист? Мама смело сделала шаг вперёд.
Её отвели на прослушивание и сразу взяли в бригаду.
И бригада колесила по Колымским лагерям обслуживая мероприятия и давая концерты и заключённым и охране и начальству.В бригале отец руководил орекстром. Дирижировал. Маму он присмротрел с первых дней и в конце концов добился от неё согласия на брак. Но браки заключённых не регистрировались. Они жили вместе и все в бригаде знали: это муж и жена.
Всё выше описанное имело ряд последствий.
Отец писал музыку.
Мама писала стихи.
А я всю жизнь пишу песни!
Пока я лежал там где положено находиться во время беременности, они разъезжали по дорогам Колымы и распевали в эти минуты «свободы» песни.
Как только начинает двигаться мой транспорт -любой!!! – во мне немедленно возникает м елодия и роятся слова новой песни.
Видимо это с того самого времени, со внутриутробного периода!
И, очень важно: я пишу песни в основном строго на два голоса: мужской и женский!!
Осознал я это довольно поздно.
Но наконец осознание этого удивительного факта ко мне пришло.
И вот именно вексь вышеописанный личный многолетний опыт позволяет мне рассказать о музыкальном сопровождении одного недавнего проката совершенно неожиданные вещи.
Среди великих музык мира я написал тексты почти на каждую, от Полонеза Огинского, до сопровождения Эннио Морриконе к фильму «Профессионал» «Chi Mai». https://www.youtube.com/watch?v=_i5UdZuNmmY

Но была одна мировая мелодия, к которой я даже и не пытался подступиться. Слишком она меня задевала. Было просто больно. Ни о какой «работе» с этим шедевром не могло быть и речи.
И вот однажды…
Здесь я обязан рассказать о своём восприятии самой фигуристки. Ребенок замечательный. Просто изумительно одарённая фигуристка, у которой впереди немало великих выступлений.
Да, юность даёт о себе знать мелкими деталями, но в целом это уже становящаяся Личность со свои собственным видением и себя и мира. К сожалению внешних данных о ребёнке пока немного, но я здесь обсуждаю один единственный её прокат.
Потому что этим своим прокатом она поставила очень большой и серьёзный вопрос о судьбе всегго женского и мужского одиночного катания. И вопрос это, признаюсь Вам честно, мне кажется важнее, чем разговоры о прыжковом тупике в искусстве катания на льду.
Итак: мы смотрим прокат Анастасии Зининой. Юниоры.
Произвольная программа. Красноярск. 4-ый этап Гран-при по фигурному катанию.
Вообще Первый канал не стесняется так или иначе представлять звучащую музыку проката. Но не в этот раз! Не срослось. Автор как то не упомянут. Джеймс Вильямс прекрасный мастер, но эту музыку написал другой композитор. От слова совсем. Его зовут Хоакин Родриго. И написана она была более восьмидесяти лет назад. И это одна из самых и звестных мелодий двадцатого столетия. То есть её слышал практически весь мир. Но дишь единицы помнят автора шедевра.
В нашем редчайшем случае это имеет огромное, если не решающее значение.
Анастасия великолепно владеет руками, кистями и пальцами и играет ими фантастически! Она владеет лицом, губами, улыбкой, глазами! Многократно кручу ролик именно с целью рассмотреть эту удивительную игру рук и лица фигуристки!!
Только вдумайтесь!
Выступает фигуристка на коньках на льду, а зритель увлечён игрой рук, пальцев, кистей и лицом!!!
Я не простой «зритель».
Мне посчастливилось обучать несколько тысяч девчонок от трех до тридцати трех и постарше.
Мне посчастливилось работать с чудовищным числом женщин всех возрастов и уровней образования от докторов наук до самых маленьких аспиранток и просто первокурсниц.
То есть трудно себе представить ситуацию, когда бы я заинтересовался лицом и руками выступающей.
Но тут была редчайшая причина!
Музыка!
Анастасия так играет эту роль в прокате, что оторваться невозможно. И что-то неясное, подсознательное напрягает всё больше и больше и всё яснее и яснее становится причина внутреннего сопротивления происходящему.
И вдруг я осознаю!!!
То, что уже несколько часов буквально вертится на языке наконец удаётся привести в Слово!
Дело в том, что это очень даже непростая музыка.
Запредельно сложная.
Только разобравшись в том, как именно она родилась, я наконец понял, почему она так сильно влечёт меня и почему мне так больно её слушать.
Если Вы не забыли, это изначально произведение написанное для гитары с оркестром.
То есть исполняется мелодия и сольно гитарой и отдельно оркестром, переплетаясь и возносясь к небу.
В опубликованных прекрасных исполнениях поражает поочередная игра английского рожка и гитарного соло.
Это адажио – одно из самых сильных произведений классической музыки двадцатого века принесло Родриго мировую славу.
Написана эта музыка в период 1937-38 годы, и во многом она написана как воспоминание о медовом месяце Родриго и Виктории. По воспоминаниям самой Виктории, на содержание наложил отпечаток тяжело протекавшей беременности.
Вот что сообщает нам о нижеследующем термине сама Википедия: «Саэ;та (исп. saeta, этимологически восходит к лат. sagitta стрела) — паралитургическая песня, существующая в Андалусии с XVII в. Многочисленные разновидности могут быть условно разделены на две основные группы — старинные саэты и саэты-фламенко.»
И хотя саэта обычно исполняется певицей с балкона, где поющая сопровождает двигающуюся мимо процессию, в этом, наиредчайшем, случае Родриго, я так чувствую, имел ввиду совершенно иное содержание всего произведения.
Итак у нас ДВА инструмента «в базе» - английский рожок и солирующая гитара!
Именно их ИГРА порождает всю невероятную гамму чувств и эмоций, мощно окрашенную игрой симфонического оркестра!
Вслушайтесь!
Вдумайтесь!
Всмотритесь!
Почувствуйте!
Родриго практически слепой композитор влюбился в Викторию – в пианистку!
Два музыканта встретили друг друга и полюбили.
И был у них фантастический медовый месяц в Аранхуэсе! Ему 0 тридцать три (возраст Христа) – ей двадцать девять!
Он с обострённым как у всех реально теряющих слабеющее зрение слухом услышал её, как мелодию!
«Ты моя Мелодия!» это не простые слова!
Именно так однажды сказал моей маме мой отец!
Для моего отца Аранхуэсом стала Колыма!!!
Для меня Аранхуэсом стала Реттиховка и прозрачный ручей в ней! А спустя двадцать восемь лет Бог послал мне Крещатик в Киеве. И это мой Аранхуэс.
Аранхуэс в версии музыки Родриго – это всегда одна мелодия для двоих! Это две разных партии одной мелодии! Аранхуэс это не место прогулок одиночек!
В Аранхуэс нельзя попасть одному или одной.
Аранхуэс – это всегда двое!
Это два сердца раскрывшихся одновременно!
Это настолько редкое событие, что его всегда нужно рассматривать как Дар Божий! Как высшую награду Человеку на этой Земле. Именно об этом мелодия Родриго и её воплощение в гитаре и оркестре!
И вот здесь и встаёт вопрос: а возможно ли в одиночном фигурном катании выразить именно это содержание величайшей мелодии мира, отражающей величайшую любовь двадцатого столетия?
Перед Анастасией поставлена по существу невыполнимая художественная задача сыграть двух одной. И потрясающая игра рук, кистей пальцев – это подсознательное стремление выразить ДВУМЯ руками две разных роли! Уверен, сама Анастасия чувствует музыку, но она не в состоянии сформулировать свои внутренние ощущения.
Впервые я лично понял, что парное фигурное катание и танцы несут в себе высокую смысловую нагрузку именно в выражении контента Аранхуэзского концерта Родриго и других таких произведений искусства. Эта музыка словно специально написана для Глеба и Дианы! Вот кто в состоянии выразить её содержание фигурнокатательными средствами.
Я не собираюсь спорить о других возможных исполнителях. Я просто указал на известную мне растущую пару, которой я бы посоветовал присмотреться к этому потрясающему полотну о высокой и чистой любви, о глубочайшем взаимопроникновении двух душ.
Анастасия в своей программе столкнулась с действительно величайшей проблемой мирового искусства: может ли индивидуальность выразить полноформатно то, в чём непременно участвуют две Личности, пара.
Ведь не случайно «пара» и «гитара» рифмуются!
И ДВУКРАТНЫЙ чемпион Олимпийских игр в одиночном мужском разряде тоже столкнулся с этой проблемой. Когда все попытки выразить ДВУХ двумя руками даже при великолепном владении телом превращаются в конце концов в мельтешение и игра обесценивается не попадая во внутреннее содержание мелодии.


Рецензии