Синяя шкатулка 08

Удивительно, но встреча с семейством Корде подействовала на Катрин сильнее, чем недавняя стычка с разбойниками. Почему? Может потому, что грабители оказались новичками и с ними не трудно оказалось сладить. А вот встреча с Шарлоттой вызвала очень неприятные ощущения. Они вращались в разных кругах общества.

Дело в том, что Корде д'Армон и его покойная жена - Мари Жаклин, урожденной де Готье де Мениваль не имели доходов, соответствующих их дворянскому званию. Мать Шарлотты была крива на один глаз. Чтобы выдать сестру замуж, братья де Меневиль обещали выплатить сестре десять тысяч ливров приданого и обеспечить ее рентой в пятьсот ливров каждый. На это купился молодой Корде, получивший от родителей только одноэтажный дом с яблоневым садом в Ферм-де-Буа, да право на родовой герб Корде - лазоревый щит с тремя золотыми шевронами. Однако братья жены обещания так и не выполнили. Зато жена исправно вела хозяйство и рожала детей. Когда дом в Ферм-де-Буа стал тесен для регулярно увеличивавшейся семьи, Корде д'Армон с трудом наскрёб на ферму в Ронсере - двухэтажный дом с пятью гектарами земли, где он трудился наравне с крестьянами: пахал, ухаживал за скотиной, работал в саду. Приезжая к крёстной, катаясь на пони и сопровождаемая слугами, юная виконтесса встречала целую ораву семейства Кордэ: двух мальчиков и трёх девочек. Среди них выделялась Шарлотта — миловидная, розовощекая девочка с серыми глазами. Она верховодила над сёстрами - старшей Жаклин и младшей Элеонорой, у которой на спине рос горб. Да и братья подчинялись этой малышке с твёрдым характером. Будь она постарше, тогда, возможно, Катрин захотелось бы подружиться с ней. Их характеры были чем-то схожи. Но Шарлотта младше её на четыре года. Да и крёстная вряд ли бы позволила ей общаться с ней. Ведь даже владельца замка Глатиньи — родного дяди ребятишек Корде, лишь изредка приглашали в замок крёстной. В памяти лишь осталось, как маленькие Корде провожали её взглядами, пока Катрин проезжала мимо. Сейчас смешно и досадно вспоминать, как она свысока поглядывала на них, восседая на своём Росинанте. Ей тогда и голову не приходило предложить малышне покататься, а они не просили.

Потом их встречи прекратились. Оказалось, что Корде подал на родственников супруги в суд, надеясь взыскать с них обещанное. И вместе с семьей на время перебрался в Кан, город, который, по словам маркизы де Севинье, был "самым привлекательным" и "самым радостным" в Нормандии.

Катрин так не считала. Конечно, ей нравились красивые дома и улицы города. Бывая там, любовалась речными пейзажами и величественным замком. Но по сравнению с Парижем, Кан казался унылым, провинциальным захолустьем.

От гостей маркизы узнала, что старшего сына Корде отправили в школу в Бо-мон-ан-Ож, а восьмилетнюю Шарлотту взял к себе младший брат отца - кюре прихода Вик. Он жил на доходы от церковной десятины и был более состоятельным, чем его брат, обременённый большим семейством.

Катрин совсем стало скучно. Ведь других детей не было. Она неохотно теперь приезжала в Нормандию. Но что маленькой парижанке нравилось здесь — это яблоневые сады вместо виноградников. Особенно красиво весной, когда цвели яблони. А потом лепестки опадали на землю, словно покрывая её белыми пушинками.

Катрин совершенно забыла семейство Корде, но с Шарлоттой и её младшей сестрой Элеонорой, их пути вновь пересеклись, спустя почти десять лет.

Крёстная захотела посетить в Кане бенедиктинское аббатство Святой Троицы. В его стенах монахини принимали к себе на воспитание и пансион пятерых бедных девиц дворянского происхождения. Расходы по их обучению и содержанию поступали из королевской казны.

Маркиза отправилась туда в сопровождении Катрин, которую заинтересовала история, связанная с Вильгельмом Завоевателем и его супругой. Вильгельм посватался к Матильде, дочери графа Фландрии, но горделивая красавица его отвергла. Тогда он стащил её с лошади за косы и бросил в дорожную пыль. Сей поступок заставил Матильду переменить о нём мнение в лучшую сторону. Она согласилась выйти за него замуж. И не прогадала. Брак оказался счастливым. Вот только Вильгельм и Матильда находились в родстве, приходясь друг другу кузенами. Во искупление этого греха супруги построили два монастыря - мужской и женский. Останки Матильды до сих пор покоятся в церкви женского монастыря.

Катрин захотелось взглянуть на это место. Само аббатство, расположенное на холме, окружённое к тому же болотом, выглядело мрачно. Крепкое здание, окружённое оградой с высокими угловыми башнями больше напоминало цитадель, чем скромную обитель. Настоятельница мадам де Бельзенс де Кастельморон - величественная и суровая с виду женщина, встретила маркизу и Катрин, как дорогих гостей. Они не поскупились на щедые пожертвования, а кроме того принадлежали к знатным родам, перед которыми настоятельница благоговела.

Чуть позже представила им своих воспитанниц - мадемуазель де Прекорбен, мадемуазель Александрин де Форбен д'Оппед – племянницу, и - сестёр Корде, которые являлись её дальними родственницами.

Катрин и Шарлотта ничем не выдали своего удивления от неожиданной встречи, проявив похвальную выдержку. Зато Элеонора восторженно смотрела на нарядную парижанку, которая казалась райской птичкой среди галок.

В монастыре царил строгий распорядок. Звон колокола созывал монахинь и пансионерок на молитву. С раннего утра под звуки колокола молчаливая вереница монахинь в чёрном облачении с широкими рукавами и белыми нагрудниками направлялась под своды церкви, где шли нескончаемые службы и с монотонным пением молитвы.

- Чему ещё учатся воспитанницы? - спросила маркиза.

- Литературе обучает коадъютриса (помощница матери-настоятельницы) в миру мадам де Понтекулан.

Им преподают историю, географию, латынь, итальянский, испанский. Уроками рисования, музицирования, шитья, вышивания гобеленов и плетения кружев — занимается мадам де Луваньи. Кроме того, в монастыре есть прекрасная библиотека, включающая в себя в том числе и светскую литеру.

- Что же именно они читают? - Катрин отведя от Шарлотты взгляд, обратилась к настоятельнице.

Глядя в её полные лазури, словно море глаза, аббатиса ответила:

- Не только воспитанницы, но и сами сёстры имеют возможность читать Руссо, Дидро, или Вольтера.

На этот раз Катрин не смогла скрыть удивления, да и не пыталась.

- Мадемуазель Шарлотта, будьте столь любезны, покажите мне вашу комнату. Я ведь тоже воспитывалась в монастыре аббатства о-Буа в предместье Парижа Сен-Жермен.

Виконтесса не стала продолжать, но и так всем стало ясно. В названном ею аббатстве воспитывались девушки из аристократических родов.


Рецензии