Пространные рассуждения о картинных галереях

Закончив просмотр лекции о том, как понимать классическое и современное искусство, я не могу не поделиться своими соображениями по этому поводу. Но не найдя достойного собеседника в 5 часов утра, излагаю свои мысли на бумаге. Ранним утром безмолвный собеседник приветствует меня.

-Как правильно отвечать на вопрос: "Что хотел сказать автор?"- вопрос из зала.
- Да никак. Ничего он не хотел сказать. Все что он хотел сказать- он выразил на бумаге. Смотрите и увидите. – отвечает лектор.

Я решила продолжить цепочку рассуждений.
Оставшись за кадром, эти мысли воплощаются на бумаге, не будучи высказанными вслух.

Почему человек задается подобным вопросом?
Представьте себе человека  далекого от искусства- посетившего музей  изобразительных искусств, дай бог, 5 раз в жизни.
Вот он подходит, смотрит, щурится, подступает ближе и отходит дальше. Картины сменяют друг друга. Он ничего не понимает. Он ничего не чувствует. Тогда он задается вопросом: Что же хотел сказать автор?
Это перекладывание ответственности. Это желание присвоить себе чужое мнение. "Расскажите мне его чувства, и я буду чувствовать также. За неимением своих мыслей, я присвою себе чужие."
Получив ответ на свой вопрос, человек удовлетворенно улыбается.
"Я понял"- и он принимает иллюзию за действительность.
В конце концов, он ничего не понимает. А через 5 минут и вовсе забывает.

Правильнее будет:
Прежде чем задать вопрос автору, задайте вопрос самому себе:
- Что я ощущаю? Что я чувствую? К чему эта картина меня побуждает?

А теперь, поговорим обо мне.
Минуя этот вопрос,  я всегда перехожу к следующему:
- Что изображено на картине?

Вспоминаю школьные сочинения в начальной школе по картинам. Сухие описания картин Левитана кажутся надругательством над колоритом самой картины.
Я смотрю, смотрю, еще раз смотрю на большинство картин и не понимаю, что на них изображено.
Я могу лишь сухо описать: пейзаж, натюрморт, мужчина, женщина, толпа. Импрессионизм- реализм.
Но проникнуть в суть самой картины я не в состоянии.
Мне абсолютно не понятен исторический контекст. Я почти ничего не знаю об авторе,  о людях, изображенных на картине.
Самое тяжелое- это иконы и фрески в церквях.
Я могу бесконечно восхищаться шедеврами, преисполняться вдохновением и млением перед ними. Но постепенно это чувство угасает, и возникает интерес к самому сюжету, который часто остается для меня совершенно не понятен.
Можно ходить от столба к столбу и глядеть в потолок, но какой в этом толк, если не знать об этих сюжетах ничего. Иконы прекрасны, но безмолвны.

Лектор много говорит о детях. Об их непосредственности, о незамутненном взгляде на жизнь.
Он говорит, будьте как дети. Выкиньте из головы все условности  и предрассудки.
Наслаждайтесь картиной и принимайте ее.
Как же мне стать ребенком снова?

От ребяческого во мне только дикая любознательность.
В прямом смысле этого слова, я бы хотела знать все.
На свете столько интересных наук: теология, история, искусствоведение, литературоведение.
Провести всю жизнь обучаясь- разве не прекрасно?

Вечное познание.
Вечный поиск ответов.


Рецензии
У меня есть человек художник-скульптор, благодаря ему я и посещаю выставки художников современных здесь, изучая конечно и его работы.
А для обывателя зачем картины, зачем искусство, и тем более его история.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь...

Шаповалов Александр Сергеевич   13.12.2022 10:46     Заявить о нарушении