Система Тематических Фотокнижек

Система Тематических Фотокнижек - прорыв в области терапии детей с аутизмом и другими проблемами развития

Аути;зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. У некоторых детей и взрослых с аутизмом  минимальны или полностью отсутствуют навыки вербального общения, а невербальное находится на зачаточном уровне. С каждым годом количество человек, у которых были выявлены симптомы данного расстройства в той или иной тяжести, растет в геометрической прогрессии.
Люди, с аутизмом, как правило, оказываются изолированы от общества, а их обучение сводится к выработке разнообразных рефлексий, направленных на первичное обслуживание самого себя . Ввиду очень затрудненной коммуникации общение с такими людьми сводится к отдаче определенных директив, и установке четких алгоритмов поведения в течение дня, что вкупе с изначальной склонностью аутистов к монорельсовой линии жизни, завязанной на выполнении конкретных действий, практически полностью доведенных до автоматизма, лишает их возможности нормально существовать в обществе на правах полноценного человека.
Основной проблемой для аутиста является невозможность налаживания продуктивных, партнерских, игровых, творческих и полноценных обучающих связей, вследствие чего происходит все более глубокая изоляция личности от окружающих.
Одним из наиболее комплексных методов по решению проблем задержки развития и восприятия себя в окружающем мире, а, равно как и внешнего пространства и людей могла бы помочь фототерапия (не путать с лечением кожных заболеваний).
    Фототерапией называют лечебно-коррекционное применение фотографии, ее использование для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Она может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии, таким образом, является создание и/или восприятие клиентом фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности .
С помощью фототерапии возможно влиять на поведение ребенка и его развитие

Система Тематических Фотокнижек является инновационным, революционным и уникальным способом помочь  аутистам и другим особым детям  найти себя в огромном мире, наладить  взаимодействие с родными и близкими, а так же реализовать свои творческие общественные и прочие индивидуальные навыки.
Центральной фигурой системы работы с Тематическими  фотокнижками  является, как это ни странно, не фотоаппарат, и даже не указанная выше фотокнижка, а подход к каждому конкретному ребенку на персонифицированной основе, выявление его интересов, склонностей, способностей и возможностей и направление потенциала ребенка на визуализацию окружающего через наблюдение за самим собой со стороны в момент переживания им определенных чувств и эмоций или производимых  действий.
Вышеперечисленное позволяет выявить основные принципы этой системы:

1. Создавать положительный контакт между взрослым и ребенком, который базируется на совместном творчестве-изготовлении фотокнижки.
2. Помогать ребенку по мере продвижения процесса развивать различные навыки, которые необходимы для изготовления фотокнижки.
3. Создания мотивации  участием ребенка в изготовлении  вещи  полезной для жизни ребенка или кого-то, кто играет непосредственную роль в жизни ребенка (фотокнижка как подарок для младшей сестренки)
4. Процесс подразумевает игру, во время которой ребенок невольно. Знакомится с новыми вещами и концепциями

Так же фиксации подвергаются определенные действия, которые постепенно выявляются из общей массы совершенных и тем самым происходит корректировка и направление поведения и усилий аутиста  в позитивное конструктивное русло, характеризующееся повышением уровня творчества в жизни личности необходимого для развития, увеличением интенсивности коммуникационных процессов с окружающими и постепенным оформлением и выявлением индивидуальных характеристик человека.
Благодаря разнообразию функций и применения фотография призвана помочь аутисту вскрыть значение тех или иных предметов через  повторное переживание ситуации, связанной с ними, и закрепить те или иные действия, и визуализировать произведенный ими эффект помогая тем самым не забыть его.
Точкой отчета служит предоставление аутисту  определенной свободы действий с тем, чтобы выявить интересующие его сферы внешнего мира и начать активно взаимодействовать с ним в данной плоскости, стимулируя к  интенсивности взаимодействия, пока ребенок  не испытал радость и удовлетворение от того что, он что то смог и чего то добился.
Например, перед нами ребенок 8 лет (назовем его Алеша), сидящий безучастно в углу дивана, полностью погруженный в себя, время от времени производя  какие-то движения руками  и взрослый, который хочет помочь ребенку. У взрослого есть фотокамера. Этого уже достаточно чтобы начать использовать систему Тематических Фотокнижек или, как их еще можно назвать проще, Живые Фотокнижки.
Они называются живыми, потому что они растут и развиваются вместе с ребенком. Такую книжку всегда можно отредактировать, что-то переделав, что-то добавить или удалить. Книжки легко могут быть изготовлены из подручных, бытовых материалов.
Берем  фотокамеру и начинаем фотографировать Алешу. Рано или поздно он начнет реагировать. Что мы фотографиpyeм? Всё, что относится к маленькому миру этого неподвижного существа, а это не так мало как может показаться на первый взгляд. Вот Алеша. Он сидит на диване. Диван коричневый. На диване зелёные подушки. Даём Алеше подушку,  и если он возьмет ее, фотографируем их вместе, если он не хочет её брать, просто кладем рядом и комментируем:
 - Как эта подушка подходит к твоей рубашечке.
Если он её оттолкнёт:
 – Алёша не хочет держать подушку сегодня, мы её сейчас сфотографируем отдельно, а завтра сделаем другую фотографию.
Рассказывает профессор Стивен Шор — человек с аутизмом, который стал одним из ведущих мировых экспертов по этому расстройству:
«....Родители много говорили со мной, рассказывали, что я делаю.
Например, если я сидел, они говорили: «О, Стивен сидит», — и так далее…»
(http://rusplt.ru/world/izza-stenyi-10387.html)
Таким образом, принимаем всё, что идет от Алеши, и стараемся подстроиться под него, с улыбкой и юмором. Алеша не сразу, но оценит такое отношение и примет вас в свой мир вместе с камерой. Если Алеша устанет сидеть, он всегда может прилечь отдохнуть, используя одну из этих симпатичных подушек. А еще Алеша может встать и подойти к окну или  сесть на стул и поглядеть в окно.
- Подойди к окну, Алешенька, смотри,  машина  подъехала.
Мы разговариваем с Алешей, предполагая, что он нас понимает. Фотографируем окно, фотографируем стул. И всё комментируем.
- Смотри, какое  там большое  зеленоё дерево. А рядом 3 куста, а вокруг них много цветов:  цветы красные, желтые, белые… Какие красивые!! А завтра мы пойдем гулять и понюхаем эти цветочки.
На волне интереса к конкретному занятию проводится первое запечатление на фотографии, после чего снимки просматриваются вместе с ребенком, а их исследование сопровождается словами, дабы переосмыслить всю картину его поведения и лучше понять детали, а также ошибки и достижения.
 Система фотокнижек воздействует сразу на несколько каналов восприятия. Это объясняется теми принципами, которые были подтверждены в системе двойного кодирования 
           Положительный эффект такого подхода к взаимодействию с ребенком  был доказан в работах Алана Паивио.Согласно его исследованиям, распознавание упрощается, если предоставлять информацию и в словесной, и в визуальной форме. Таким образом, используя систему фотокнижек, мы даем ребенку возможность воспринимать информацию как словесно (слова), так и визуально (фото). В случае с особенными детьми это важно вдвойне, так как им изначально сложнее воспринимать информацию.
Далее следует помочь мальчику ассоциировать объекты реального мира с их снимками. Берем 3 коробочки и приклеиваем на них фотографии с изображением еды которую Алеша любит: яблоки, печенья и что-нибудь из нелюбимой еды, скажем морковку.
- Алеша, что ты хочешь? Вот яблоко, ты  любишь яблоки, вот твои любимые печенья, а вот морковка, она тебе не слишком нравится. Ну, выбирай. Мальчику нужно показать все эти предметы, лежащие в коробочках и позволить ему выбрать.
Если он выбирает морковь и расстраивается – не проблема.
 - Ты выбрал не то, что хотел. Не расстраивайся. Давай попробуем еще разок.
Если у него снова не выходит:
- Сейчас уже намного лучше. Давай попробуем по-другому и получится то, что нужно. 
Можно оставить лишь две коробки- с печеньем и яблоками. Или с целым печеньем в одной коробке и маленьким кусочком печенья в другой.
Главное чтобы ребенок не расстраивался. Чтобы сам процесс был игрой и не вызывал негативных ассоциаций. Для этого взрослый должен хорошо знать ребенка и уметь гибко под него подстраиваться.  Все зависит от того, насколько хорошо и быстро у Алеши будет получаться. 
Кроме основной цели этого действия, ребенок получает очень важное и системобразующее послание: вкусности нужно заработать. Для многих детей с аутизмом еда может быть единственным мотиватором поведения, поэтому весьма эффективно использовать любимую пищу, как помощника в развитии ребенка.
Сначала коробочки могут быть открытыми, потому что начальная цель состоит в том, чтобы определить в какой из них находится лакомство. Когда ребенок научится правильно выбирать нужный бокс, задание необходимо сделать труднее, чтобы дать малышу возможность приобрести такие навыки как открытие коробки или банки, а также можно пытаться преодолевать различные запоры. Конечную цель следует все время усложнять, а награду за ее достижение делать все  более привлекательной. Все это показывает, что возможности применения фотографии поистине трудно переоценить
Допустим, ребенок  так увлекся строительством, что, казалось, его невозможно было оторвать от этой задачи. Попробуем предложить ребенку сфотографировать эту замечательную конструкцию, чтобы он мог навсегда запомнить, какое фантастическое сооружение создал. Он мог бы показать этот снимок своим родителям и друзьям. Эта идея ошеломит мальчика. Сделаем  несколько кадров. Так осуществится мечта мальчика - сохранить его конструкцию навсегда.  Подобным действием мы вызовем его интерес к фотографии.
Теперь самое время предложить ему попробовать сделать снимок самостоятельно:
 - Как мне хочется сфотографироваться рядом с таким прекрасным сооружением. Давай я тебе покажу куда нажимать, и ты меня сфотографируешь.
Путем фотографирования того, что вызывает интерес у ребенка  к конкретному занятию, разрабатываются навыки контактирования, демонстрируются  и проявляются скрытые способности личности. Далее снимки помещаются в книжку, которая создается в начале взрослым, с минимальным участием ребенка, а потом и вместе с аутистом, обучая, таким образом, его соответствующим сопутствующим навыкам и, как следствие, разработке таких незаменимых способностей, как мелкая моторика рук, обращение с бумагой и прочими письменными принадлежностями в форме увлекательной игры, ведь ребенок сам украшает то, что связано с ним напрямую.
Скажем, мы хотим, чтобы Алеша начал помогать нам иллюстрировать и украшать фотокнижки. Попросим его помочь.
 - Алеша, нам нужно наклеить несколько ярких картинок в твою новую книжку, чтобы она выглядела  красивее.
Алеша может начать работать с наклейками, что является самым простым способом вовлечения любого ребенка в процесс, так как не требуется никакого первичного умения.
Постепенно малыш начинает осваивать другие более сложные навыки, которые нужны для изготовления книжки как, например,  раскрашивание  страниц или резка бумаги.  Для любого действия желательно находить ту особую мотивацию присущую конкретно данному ребенку.
Один мальчик легко и быстро научился разрезать фотографии только потому, что был вдохновлен идеей научиться резке бумаги, чтобы  обучать своего друга. Этот мальчик большую часть своего времени  и энергии тратил на других ребят. Ну и конечно нельзя просить ребенка  сделать то, что явно ему не по силам и способностям на текущий момент.
Обучение ребенка фотографированию само по себе требует применения  навыков, которые обычно требуется развивать у особых детей. На первый взгляд кажется, что это совсем легкая  цель, учитывая технологии современных фотоаппаратов. Однако при более глубоком изучении оказывается, что все не так просто.
Нужно держать камеру ровно, уметь сконцентрировать внимание на том, что нужно заснять.  Самому девайсу необходимо придавать  такое положение, чтобы не закрыть объектив и не сфотографировать только собственные пальцы. И, наконец, для того, чтобы эффективно и результативно управляться с прибором,  нужно обладать минимальным запасом терпения и  потому умение пользоваться фотокамерой естественным образом развивает у особых детей эти во всех смыслах важные качества.
Кроме того занятия фотографией  развивают у ребенка способность выявлять из общей картины мира конкретные отдельные ситуации и, концентрируя на них внимание, давать им некоторую эмоциональную оценку и расшифровывать их значение через написание кратких подписей. Не обходится и без формирования дифференцированного мышления у аутиста путем распределения рабочих снимков на категории, разделяющиеся по смысловому и предметному принципу.
Вот фотографии лежат перед ребенком и он должен рассортировать их по группам различных тем для Тематической Фотокнижки «Поведение на улице», которую ребенок (назовем его Глебом) отнесет в школу, где учитель будет использовать её для демонстрации другим детям. Это сильнейшая мотивация для мальчика. Глеб со своим папой сделали много фотографий и усердно работают над изготовлением Фотокнижки.  Темы обговариваются в процессе сортировки:
 - Как ты думаешь, Глеб куда относится « Не переходить улицу на красный свет?» Безопасность? Отлично. Что там у нас следующее? Не сорить на улице? Не знаешь, куда это относится? Я тоже. Давай подумаем вместе. Улица – это окружение. Как ты думаешь? Беречь своё окружение?  Отличная идея , молодец! Тогда клади вон туда и я подпишу.
Теперь перед Глебом коробка с отделениями которые пронумерованы
(между делом  закрепляя знание чисел)

• Безопасность №1
• Уважение к людям №2
• Уважение к окружающей среде №3 и т.д.
 
Когда все фото рассортированы, Глеб выбирает страницы разного цвета для каждой группы и прикрепляет фотографии. Следующий этап - подписи. Желательно делать подписи смешными так как они лучше запоминаются  или даже в стихах. Обсуждение подписей - это очень веселый процесс. И взрослый должен всесторонне поощрять инициативы ребенка.  Само написание - это довольно скучное занятие.  Его можно разнообразить использованием  различных шрифтов, цветов, размеров и всем, чем угодно, но так, чтобы этот процесс был интересным и не утомительным.
         Фотокнижки в виде историй сопровождаемых фотографиями сделанными ребенком или при его непосредственном участии , рассказывающих ту или иную историю из жизни ребенка, учат его связывать отдельные мысли в логические цепочки, которые образуют связанный сюжет, в котором малыш выступает непосредственным творцом и автором, что отражается на осознание себя как творческой личности, способной создать что-то для себя или для других и, таким образом, вступить в прямой контакт с окружающими.
Подобный подход  помогает ребенку  лучше разбираться во множестве невербальных знаков, учиться правильно вести себя в тех или иных ситуациях, ощущать эмоции и чувства людей, а также лучше ориентироваться в отношениях окружающих  и яснее понимать цели и задачи их действий. Дальнейшее фотографирование людей и предметов, с которыми он взаимодействует, приводит к тому, что ребенок  получает реальные шансы выявить для себя четкие алгоритмы входа в (например игру здоровых детей и понимания того, чего ожидают от него новые друзья и что должен сделать он сам) разнообразные события и мероприятия, происходящие вокруг.
В случае с мальчиком Алешей фотографии на начальном этапе могут быть использованы как средство общения. В отличие от программы PECS, где процесс взаимодействия определяется конкретным достижением цели, чтобы научить аутиста общению и регулируется строгими регламентациями, а на одного ребенка  приходится по два специалиста, активно работающих с ним по заранее заданной программе, что лишает аутиста свободы передвижения, а сводит его возможный выбор к разложенным на столе картинкам , система Тематических Фотокнижек предоставляет ребенку возможность самому  непосредственно участвовать в изготовлении материала для общения, возможность исследовать окружающий мир с помощью взрослого и взаимодействовать не только с предметами внешнего мира, но и с самим собой через фотографии, что в разы повышает его интерес к обучению, а само оно представляет собой процесс очень близкий к игровому, то есть самому естественному для ребенка.
Творческая составляющая методики дает возможность ребенку активно проявлять себя в процессе обучающих игр и менять свое положение по отношению к взрослому: от простого ученика до полноценного партнера, устанавливающего собственные рамки и несущего ответственность за свои действия  и поступки. По мнению авторов  системы  это значительно повышает социальную интеграцию личности в общество и помогает лучше определять свое место в нем и среди людей.
  Хотя создатели этой системы изначально и подразумевали в роли взрослых тех людей, которые проводят с ребенком много времени и которые хорошо знают его личностные особенности, а также  пути подхода к нему: родителей, близких родственников и тех, кто принимает непосредственное участие в жизни малыша, но данный подход с огромным успехом мог бы также использоваться специалистами, работающими с такими детьми и взрослыми.
Но наряду с неоспоримыми плюсами такого подхода, существуют и некоторые трудности и проблемы.
Данный метод на сегодняшний день не получается поставить на поток потому, что не до конца изучен теоретический базис и отсутствуют фундаментальные труды, дающие всестороннюю оценку и освещение технологий данного подхода.
Затрудняет продвижение системы еще и то, что в настоящее время нет сколько-нибудь четко сконструированных и расположенных в соответствии с требованиями логики и причинно-следственной связи последовательности действий, формирующих правила, которых должны придерживаться специалисты, использующие настоящую методику, а ее успешность определяется в большей степени личностным отношением и индивидуальными качествами взрослого участника.

Вот что говорит Джини Энгес, доктор наук, ассистент профессора, глава программы по специальному образованию (Колледж Бруклина, Нью Йорк, Педагогический Факультет):
«Тематические Фотокнижки – это креативная и легкоадаптируемая техника, которая может быть использована большим количеством различных людей с разнообразными проблемами. Даже с сегодняшним продвинутым уровнем технологий, все еще остается стойкая потребность в установлении взаимоотношений и методов открытой коммуникации, которые так важны в человеческом общении. Стоит особо отметить этот важный и личностный аспект данной работы. Тематические Фотокнижки предоставляют возможность активно взаимодействовать с человеком в различных сферах. Психотерапевт или родитель, используя камеру, может избирательно сосредоточиться на определенных темах или материалах и развивать понимание, используя фотографии в тех случаях, когда слова недостаточно выразительны. Они могут работать с отдельными людьми (или небольшими группами) при помощи последовательного обучения и предоставлять визуальные материалы для выполнения независимых задач. В то же время предоставление подопечным возможности использовать камеру и исследовать окружающий их мир является для нас дополнительным преимуществом, в виде знакомства с их взглядом на мир, их восприятием, а также предоставление им возможности функционального самовыражения. Одним из самых значимых преимуществ, которые получают психотерапевт/родитель это перспективы подопечных с нарушением речевых/коммуникационных навыков. Тематические Фотокнижки предлагают безграничные возможности использования и активного вмешательства, что может стать ценным приобретением как для самого подопечного, так и для того, кто с ним работает.
Необходимо время и рассмотрение для дальнейшего изучения и документального подтверждения использования Тематических Фотокнижек».

Таким образом, подводя итог, можно с уверенностью сказать, что метод Тематических Фотокнижек, представляя собой прогрессивную мысль в сфере адаптации детей с аутизмом и других особых детей к повседневной жизни, требует более тщательного и всестороннего анализа, равно как и обсуждения на самом  высоком, федеральном уровне.


Рецензии