Отец- мой Учитель

 Недавно, просматривая сайт нашей  любимой районной газеты " Козельск", увидел фотография учителей Покровской семилетней школы во главе  с известным многим представителем династии Беляевых Иваном Петровичем. И, можно представить мое удивление , на фотографии увидел своего отца Андреева Алексея Ивановича. Показал эту фотографию сыну.
- С кем это ты там стоишь?, - спросил он.
 А фотография сделана в конце тридцатых годов прошлого века. Мне было приятно, что я так похож на отца.
 Фотография эта и разбудила мои воспоминания о моем дорогом отце- моем Учителе по жизни, которому я стремился подражать и которого никогда не забуду.
 Но прежде всего скажу о своей  матери Андреевой Елене Ивановне.  Умная, заботливая, хозяйственная, Она родила отцу двух детей. Сестра  Оля стала позднее заслуженным работником  легкой промышленности, сейчас на пенсии, живет с детьми, мужем и внуками в Пскове.  А как мать пела. Отец, разбирающийся в музыке, говорил, что она могла быв с успехом выступать на столичных сценах. В Новосибирске, где я родился, мать работала в штабе военного округа телеграфистской. Там ее и приметил отец. В  Каменке на Смоленщине   и Серене - Заводе у нас в Козельском районе  она работала зав. сельским. магазином. В последние годы своей работы она была заведующей  гостиницей. Там в этом здании  сейчас находится администрация города Козельска. Вместе с отцом мать была участницей учительской художественной самодеятельности. Коллективы под руководством отца выступали и в колхозных клубах, и в районе , и в области.  Помню,  как прекрасно пела мать Цветочницу Анюту- известный тогда романс, песню из кинофильма " Простая история" , На тот большак, на перекресток.
 Музыкой отец увлекался еще в детстве. Еще задолго дор войны  он самостоятельно играл на имеющимся в доме клавесине, который позднее был куплен в наш краеведческий музей и там стоит до сих пор. В тридцатые годы отец учился в Козельском педагогическом техникуме, затем поступил в Смоленский пединститут на факультет русского языка и литературы. И одновременно работал в Покровской семилетней школе.  В Покровске он жил на частной квартире. К сожалению не помню сейчас имени хозяина дома, но отчетливо помню с каким уважение он говорил о Беляеве Иване Петровиче,  называл имена его детей:- Тоня, Лена, Петр. С некоторыми из них он потом встречался, когда работал в школах Козельского района в послевоенные годы. Покровские учителя  и ученики Есичев Тимофей Трофимович, Чеглоков Александр Егорович Нередко приезжали к нам  к отцу в Козельск, гостили у него.
 А умение играть на пианино, хороший голос сыграли свою решающую роль при поступлении отца в Новосибирский ансамбль песни и пляски, которым руководил композитор  Андрей Порфирьевич Новиков.
 Это случилось в 1940 году, когда  к ним в Томское военное училище он прибыл, чтобы отобрать из числа военных артистов для своего хорового коллектива. Отец на конкурсе тогда играя на фортепиано пел "Гори, гори, моя звезда" и "Однозвучно гремит колокольчик". В этом новосибирском ансамбле отец и служил артистом до 1954 года.  Помню, несколько раз отец брал меня на концерты вместе с матерью . На меня  выступление ансамбля произвело огромное, неизгладимое впечатление. С тех пор прошла более 65 лет, но до сих пор помню и композитора Новикова, взобравшегося на какое-то возвышение и дирижирующего хором , и стройный ряд ансамблистов и песню, звучащую громко и выразительно- Поэму об Украине на музыку Александрова А. В. с=Солист- баритон поет:
- Шепчу Шевченковские строки,
 Шепчу любимые слова.

И вступающий хор мощно поет:
- Реве та стогне Днипр широкий,
, Сердитый витер завыва......
 Незабываемое впечатление.
 Отец очень любил украинские песни- : Дивлюсь я на небо, Ничь яка мисячна ( ночь нынче лунная) , черные очи, черные брови и много, много других красивых мелодичных украинский песен.   Как бы он сейчас был расстроен нашими отношениями между Россией и Украиной. Кстати, мой крестный - Виктор Пивнев украинец. И сам я к ним как к народу отношусь хорошо. Вот только бандеровцы у них в стране серьезно мешают улучшению наших связей.
    Ансамбль тогда много путешествовал по стране, объездил всю Сибирь, побывали на Дальнем Востоке и Казахстане. В Казахстане пели песню о Сталине на казахском языке. Особенная трудность исполнения, вспоминал отец- это то, что нужно было тянуть согласные, Например
- Сталинннн- НГЫ. Но побывать  в Японии, куда была возможность поехать, им не пришлось. Один из руководителей ансамбля, композитор Молчанов К. В.  не решился лететь  на самолете. Тогда каждый концерт начинался песней о Сталине. До сих пор в сознании звучит величественная мелодия песни :

 Сталин- наша слава боевая,
 Сталин нашей юности полет,
С песнями борясь побеждая,
 Наш народ за Сталиным идет.
 Тогда мы и представить не могли сколько людей пострадало от авторитарного сталинского режима, да и не задумывались об этом, пока в России не повеяли новые ветры.
 А Новосибирск, где мы тогда жили, запомнился и моим первым классом, где учились одни мальчишки, школа была мужской, первой учительницей- Покрышкиной Ольгой Сергеевной- родственницей Героя Советского Союза  летчика А. И. Покрышкина, двумя пушками, по которым мы лазили возле дома офицеров.
 Но серьезная сердечная болезнь отца заставила нас переехать  из Сибири. И отец решил уехать. Сначала мы жили на Смоленщине. Там в Смоленске жил его старший брат Сергей Иванович. Работал он председателем облпотребсоюза. Отец изредка навещал его, когда возобновил свои занятия в Смоленском пединституте, но уже на историческом факультете. В смоленской Каменке отец руководил семилетней школой, потом она стала восьмилетней. Коллектив школы был небольшой и дружный. Отец создал из инициативных учителей и колхозников, а он был одновременно и парторгом колхоза на освобожденной основе, коллектив художественной самодеятельности и одновременно театральный коллектив. Ставили  Островского А. Н. , Чехова А. П. Помню отца в роли Шипучина из чеховского " Медведя", , его фразу-  не будь я Шипучин. В то время учителя держали и домашний скот, птицу, имели большую семью, много работали и на работе и и в колхозе на прополке кукурузы, свеклы и не унывали. И на художественную самодеятельность времени хватало.  Своим поведением, отношением к труду, жизни они были не только учителями детей. И везде, где бы ни работал отец: и на Серене- Заводе и в Козельском интернате, и в Сосенской восьмилетней школе, кстати, вначале она была начальной человек под четыреста, моментально начинал работать учительский хор, начинали звучать песни, с которыми учителя выступали не только перед родителями своих учеников.  Вместе с ним я ходил и в наш Козельский академический хор, которым руководил сначала директор музыкальной школы Родионов Н. К. , а затем Зайцев В М.   Правда, занятый решением своих школьных задач, отец с нами не поехал в Воронеж.  Нужно было проводить теплотрассу к зданию интерната, а труба должна идти через  автомобильную дорогу, которую разрывать было нельзя.  Поэтому все сделали, по согласованию с местным ГАИ конечно, быстро, ночью за три-четыре часа. Трубу подвели, дорогу опять разровняли и заасфальтировали.  Решение хозяйственных проблем, в условиях дефицита строительных материалов, низких расценок отнимало у отца много времени и нервов. И когда ему предложил  зав. облоно (Областного отдела народного образования) Прошин Иван Андреевич, кстати, в свое время он тоже работал в школах Козельского района, стать директором Березичской школы - интерната и заняться ремонтом крыши после пожара, отец решительно отказался.
 Нужного количества финансов на ремонт не обещали, а здание постепенно ветшало и обрушалось. Новые директора интерната так и не смогли решить эту задачу. Имение князя Оболенского пришло в упадок.
А как отец любил книги. На уроках истории, он рассказывал нам, используя их и о Спартаке ,  и о Пугачеве, Степане Разине,  Иване Грозном. Он и меня приучил читать. сначала это были сказки, потом посерьезнее: Виталий Бианки, Корней Чуковский, , потом Джек Лондон, Майн Рид, Фенимор Купер  Сервантес и другие. С отцом мы были записаны в две-три библиотеке.
 А именно благодаря  отцу я стал учителем. В свое время, в девятом классе на производственной практике я работал на механическом заводе  . Раз в неделю мы ходили на завод. Была такая задумка  руководителя страны Хрущева Н. С.  приобщить молодежь к труду. И это, как мне кажется сейчас, удавалось.  Широкой популярностью пользовались фильмы " Девчата"  Первый троллейбус2, " Карьера Димы Горина" , Высота" и другие. Люди шли на стройки, ехали  покорять целину, Сибирь. Вот и я захотел стать токарем и учиться  вечерней школе. Отец отговорил меня. сказал, что мечтает видеть меня как своего любимого брата, погибшего на войне, и в честь которого назвал меня, учителем математики. Им я и стал.
 И где бы я не работал:  инспектором РОНО, завучем Нижне- Прысковской восьмилетней школы. директором Березичской и средней школы №2, я всегда помнил слова отца: умей видеть в людях хорошее, разбор урока начинай с положительных моментов. Главное- любовь к людям, на нее и опирайся. Вера в Человека ,вера в его духовную силу никогда не подведет тебя.
Так и случилось. Вот и сегодня, читая в нашей газете выступления, беседы с нашими учителями,  вижу, что главное в их профессии вера в светлые начала ученика, в светлые начала Человека. Она никогда не подведет.
 Н. Андреев 

 
 

 


Рецензии
Уважаемый Николай Алексеевич!

Теплый у Вас получился рассказ-исповедь об отце, матери, своем восприятии жизни. Красиво и органично вошли в текст слова из песни:

«Шепчу Шевченковские строки,
Шепчу любимые слова:
Реве та стогне Днiпр широкий,
Сердитий вiтер завива.»

Правильно в педагогике, как и в военной службе, разбор урока начинать с положительных моментов.

Ну, а в качестве возможных пожеланий можно, на мой взгляд, выделить опрометчивость суждений некоторых людей, что «у нас, дескать, много Власовцев», или - «только бандеровцы у них в стране серьезно мешают». Но это не главное. Главное - любовь к людям, на нее и опирайтесь!

С уважением, Александр

Александр Стадник 2   05.12.2021 20:14     Заявить о нарушении