Птичка

   На летних каникулах после  9 класса,  тётя Валя, которая была бригадиром в совхозе, помогла мне устроиться туда на работу. Надо было культивировать капусту, растущую в пойме Москва-реки. Культиватор — это такой плужок, который тащился между грядок и рыхлил землю.
   А тащить его должна была лошадь.
          Работать надо было в утренние часы, с 6 до 9 часов. Уже в 5 утра я был на конюшне. Доброжелательный мужик с устоявшимся запахом перегара и табака подвёл меня к лошади, которая равнодушно посмотрела на нас, не переставая жевать свой завтрак,  и отмахиваясь хвостом от мух. Лошадь была каурая, с белой полосой на морде.
    - Она смирная и знает, что делать - сказал мужик и похлопал лошадь по животу. Лошадь недовольно фыркнула и переступила ногами.
    - Ну, ну-у! Птичка! — ласково сказал мужик, набросил на неё упряжь, взял под уздцы, и мы пошли на поле.

     На поле он показал мне мой участок, прицепил культиватор, стоящий на грядке, и с окликом: «Пошла-а!» направил «Птичку» вперед между грядок, держась обеими руками за ручки культиватора. Я шел за ним. В конце грядки он развернул лошадь, передал мне культиватор, закурил папиросу, посоветовал сильно не давить и держать прямое направление. Я опускаю здесь все идиоматические выражения, которые придавали вес его словам, и их было много.
   Я, сжав ручки культиватора, крикнул «Пошла», и Птичка уныло побрела между грядок. Шла она ровно, мне нужно было только не давать культиватору съехать в сторону.
   - Ну, вот! - удовлетворённо сказал мужик.
   - В 9 отцепи культиватор и скачи на конюшню - она  дорогу знает.
 
    Мы с Птичкой  к моему удивлению  выполнили норму даже досрочно.
    Я отцепил плужок, забрался на спину лошади (седла не было) , и Птичка резво потрусила по направлению к конюшне. Я никак не участвовал в её управлении - был занят тем, что старался не сползти с влажной спины лошадки и прижимался к её шее.
   
    На следующий день я уже сам одел на неё нехитрую упряжь, вывел из конюшни, вскарабкался к ней на спину, но Птичка никак не реагировала на мои призывы двигаться.
    - Не, на работу она сама не пойдет. Не дура! — сказал, одобрительно ухмыляясь мужичок - Ты её веди под уздцы.

       Так  прошло около 10 дней. Приходила тётя Валя и качеством нашей работы осталась довольна. С Птичкой,  как мне казалось, я подружился и поэтому потерял бдительность. Когда я, чтобы сделать очередной разворот, подошел к Птичке спереди и взялся за уздечку,  она вдруг  наступила мне на ногу своим подкованным копытом. Я был в кедах. Сразу почувствовал боль, отцепил культиватор и поехал на Птичке на конюшню. Нога болела, пухла и синела.
      
       Сразу успокою неравнодушного читателя:  когда по настоянию мамы я сделал в поликлинике рентген, то никакого перелома не было обнаружено. Выручила мягкая земля, в которую погрузилась моя ступня. Но месяц я делал компрессы и ходил прихрамывая.
       Мне заплатили 35 рублей. А тётя Валя очень переживала, так как я работал как бы неофициально, и, если бы травма была  серьёзной, то и разборки были бы серьёзными.


Рецензии