Мамона
переплаченное. Мама и дочка сильно этому обиделись, а я удивлялся: получила беспроцентный кредит в условиях инфляции,
т.е. реально вернула меньше, чем получила - чем же недовольна? А вот чем: разумный советский человек тратит деньги на
самое необходимое, если истратил не все, остаток тратит на менее необходимое, и т.д.. Таким образом, получив
увеличенную пенсию, она потратила добавку на что-то не очень важное, а получив потом уменьшенную, не смогла купить
что-то более важное.
Советскому человеку предписывалось жить от зарплаты до зарплаты; сбережения, накопления считались предосудительными.
Да и в православные времена тоже: копить на черный день значит не доверять Богу. Хотя на самом деле сбережения нужны
не только на черный день (на свадьбу тоже нужны); платит дважды не только скупой, но и бедный: у него не оказывается
нужной суммы, когда неожиданно представляется возможность купить что-то по дешевке; небольшой стабилизационный фонд
нужен, чтобы минимизировать расходы, а не только на черный день. Да и с христианской точки зрения траты на не
необходимое предосудительны. Так что расходы не должны возрастать вслед за доходами: ведь что было необходимо, то и
осталось, ничего не прибавилось (правда, на западе общественное мнение, говорят, осуждает человека, ездящего на
дешевой не по статусу машине; так что с ростом статуса растут не только доходы, но и расходы; впрочем, самые крутые
милиардеры этим, кажется, пренебрегают).
Человек может стремиться увеличивать свои доходы не обязательно ради того, чтобы увеличить расходы: хороший заработок
(особенно, если он честный) - свидетельство ума и трудолюбия. Простак мгновенно растрачивает всё, что имеет; скупец
ничего не тратит, но радуется своим потенциальным возможностям; труженик радуется своей способности заработать много;
в этом нет ни капли сребролюбия, хотя, конечно, грех есть - гордость.
И в нежелании выбросить старую вещь и купить взамен новую нет скорее всего скупости, а есть уважение к труду,
создавшему эту вещь, которая еще может служить, уважение к природе, чьи ресурсы потрачены при ее производстве.
Если человек не отдал бандиту кошелек, а стал сопротивляться и в результате был бандитом убит или покалечен, то это
тоже не скупость и не глупость, а нежелание сделаться соучастником бандита: ведь добровольно отдав ему кошелек, ты
тем самым поощряешь его к дальнейшему бандитизму; а если ему пришлось тебя убить, то он задумается: не слишком ли
рискованное это ремесло - за убийство могут и наказать; в лучшем случае придется хорошо потратиться на взятки
судейским.
Я думаю, мы все слишком большое значение придаем Мамоне. Причем любопытно, что в своих действиях руководствуемся
денежными соображениями обычно далеко не в первую очередь, но другим склонны приписывать прямо тотальную зависимость
от этих соображений (вышли на демонстрацию - значит, кто-то проплатил!).
Свидетельство о публикации №221092401317
Александр Скрыпник 25.09.2021 12:32 Заявить о нарушении
ведь это очень естественно,
потому что проще всего - все измерять деньгами,
в т.ч. и чего стоит человек.
Конечно, деньги - это важный критерий,
но все сводить только к нему - в этом какая-то леность мысли,
нежелание попытаться найти менее очевидные, но, возможно, более важные механизмы.
Илья Миклашевский 03.10.2021 14:28 Заявить о нарушении
Александр Скрыпник 03.10.2021 17:30 Заявить о нарушении
Но очень часто человек, сам руководствующийся в основном чем-то иным, другим людям приписывает чуть ли не исключительно соображения денежные.
Даже больше: он и свои поступки может осмысливать как вызванные денежными соображениями, а иные, более сильные побуждения остаются подсознательными.
Тут по-разному может быть: он может себя хвалить: "Я - не то что прочие человецы, я - бессеребреник", а может ругать себя: "Дурак я дурак, не взял, что плохо лежит".
Илья Миклашевский 10.10.2021 16:00 Заявить о нарушении