Д Джеймс. Анализ обращения в Путешествии Пилигрима
АНАЛИЗ ОБРАЩЕНИЯ В "ПУТЕШЕСТВИИ ПИЛИГРИМА" БЕНЬЯНА
Джон Джеймс
Центральное место в миссии Церкви занимает обучение всех народов, и ученичество начинается с обращения. В этой статье исследуются характеристики, которые должны присутствовать в процессе обращения к Богу, путем оценки рассказа об обращении в "Путешествии пилигрима" и установления степени, в которой Джон Беньян рассматривал этот рассказ как парадигматический. Затем мы библейски оценим ряд важных богословских и пастырских соображений, которые имеют отношение к современной Церкви. Признание того, что обращение является процессом извилистым, сложным и разнообразным, предохраняет нас от чрезмерной строгости в нашей оценке обращений и слишком жестких ожиданий того, как проявляются обращения, в то время как признание места уныния и настойчивости должно защищать нас от легкомыслия.
Обращение-это важнейшее начало ученичества для всех христиан. Апостол Павел убежден, что Бог избрал фессалоникийских христиан именно через их обращение. Они обратились к Богу от идолов, чтобы служить живому и истинному Богу (1 Фес 1:9). Как пишет Дэвид Уэллс, “Христианство без обращения больше не является христианством, потому что обращение означает обращение к Богу” (1).
Но каковы необходимые компоненты, из которых состоит обращение? И как они будут выглядеть в новообращенном? Такие вопросы важны, потому что для тех, кто занимается пастырской заботой о новообращенных, существует как опасность того, что мы требуем в обращении вещей, которые не являются необходимыми, так и опасность того, что мы игнорируем элементы, которые действительно необходимы. Недавняя статья в евангелических изданиях, показывает, что они встревожены отказом от “кризисного покаяния” со стороны тех, кто готов придерживаться прогрессивного “путешествия” в веру (2). Ясно, что автор убежден, что подлинное покаяние требует определенного “кризисного события” (3). Мы должны призывать людей к покаянию и вере, когда мы проповедуем Евангелие, но в какой степени мы действительно можем предсказать такое кризисное событие? И каковы были бы необходимые характеристики такого события?
Эти вопросы не являются абстрактными. В качестве примера^ как пастор gjместной церкви, которая за последние несколько лет пережила ряд обращений и имела привилегию крестить ряд новых верующих, я несу ответственность (насколько это возможно) не давать ложных заверений тем, кто по-настоящему не обратился, и не отказывать во входе в церковь тем, кто это сделал. То, что “считается” надежным исповеданием веры, имеет основополагающее значение для того, предложим ли мы затем крестить их или нет. Какие элементы должно содержать их исповедание веры? Какие свидетельства освящения мы хотели бы увидеть до того, как они будут крещены? Хотя существует реальная опасность того, что мы можем преждевременно крестить людей, как консервативные евангелисты, гораздо более вероятно, что мы проявляем чрезмерную осторожность, откладываем крещение и создаем впечатление, что оно основано на освященной жизни, а не на исповедании веры.
Чтобы хорошо все это обдумать, может быть полезно рассмотреть четко сформулированное “путешествие” паломника, изображенного в другую эпоху. Часто, когда мы глубоко пьем из истории, мы обнаруживаем, что давно выявлены наши собственные слепые пятна и предложены необходимые коррективы. В этой статье мы попытаемся сначала резюмировать описание Джоном Беньяном обращения в ходе паломничества. Намерение Беньяна состояло в том, чтобы написать книгу, которая назидала бы нормальных верующих. Его аудиторией были не литераторы, а скромные деревенские жители Бедфордшира. В результате в "Путешествии Пилигрима" мы имеем популяризаторский взгляд на пуританскую мысль, касающуюся обращения. Чтобы богословская критика была справедливой, она должна установить, считал ли Беньян, что его рассказ об обращении был парадигматичным, поэтому она должна далее попытаться установить, намеревался ли Беньян, чтобы его изображение рассматривалось как нормативное. Наконец, будет предложена богословская критика, которая будет оценена в связи с нашим сегодняшним контекстом.
Обращение в ходе паломничества
Обращение Христианина занимает центральное место в повествовании. Существует восемь различных стадий, прежде чем его бремя будет снято. Первое - это признание бедственного положения.
1. Признание тяжелого положения
Обремененный человек читает книгу, плача и взывая: “Что мне делать?” (4). Он узнает, что он живет в городе, обреченном на гибель, и что он сам обречен умереть и быть судимым (5). Он признает свой грех. Хотя он не говорит конкретно о грехе в своем разговоре с Евангелистом, он признает, что он не способен выстоять на суде (6). Он обременен этим и в отчаянии (7). Может показаться, что “грех” равен “бремени”, но, строго говоря, " признание греха” равно “бремени”. Не каждый несет бремя, но все грешны. Только читая книгу, человек осознает свою греховность, и это становится бременем.
2. Быть направленным ко Христу
Вторая стадия есть направление ко Христу. Обремененный человек обескуражен, пока Евангелист не даст ему пергаментный свиток, провозглашающий: “Спасайся от грядущего гнева” (8). Евангелист указывает ему на калитку и сияющий свет (9). Христос - дверь, в которую нужно постучаться (10) и свет мира (11). Человек должен “держать этот свет в [своих] глазах” (12).
3. Отвернуться от Мира
Третья стадия-это отворачивание от Мира. Он бежит, спасаясь от города Разрушения (13). В этот момент нам говорят, что его зовут Христианин (14). Ранее его называли Безгрешным (15). Совершение бегства от мира меняет его имя. Отворачивание христианина от мира - это также его обращение к небесам (16).
4. Уныние
Четвертая стадия-Уныние. По пути к калитке Христианин впадает в Уныние (17). Он не может убежать из-за своего бремени. Когда ему помогают, ему говорят, что есть шаги (18), с помощью которого можно было бы избежать болота. Это может свидетельствовать о том, что болото не обязательно является нормой, но так происходит, когда есть обличение в грехе, но без видимости Божьей благодати. Однако это не всегда так, потому что, как объясняет Хелп, “когда грешник пробуждается к мысли о своем потерянном состоянии, в его душе возникает много страхов и сомнений и обескураживающих опасений, которые все они собираются вместе и оседают в душе”. Это ситуация, которой “нельзя избежать” (19), предполагая, что, возможно, это нормально, в конце концов, следовать обличению в грехе. Это также, безусловно, испытание: христианин упорствует; Уступчивый сдается.
5. Покаяние от морализма
Пятая стадия - это покаяние от морализма. Мирской мудрец предполагает, что Мораль-это более легкий способ для христианина облегчить свое бремя (20). Он требует отвести глаза от “того сияющего света” (21) и устремить их на “вон тот высокий холм” (22): от Христа и на Закон Моисея. Идти Христианину астановится труднее, ноша тяжелее, с новой угрозой уныния (23). Когда он начинает сожалеть о совете Мудреца, Евангелист снова появляется и снова показывает ему слово Божье (24). Христианину стыдно и он раскаивается, спрашивая, может ли он все еще идти к вратам (25). Евангелист утешает его, заверяя, что Христос примет его, но он должен быть осторожен в пути (26).
6. Приближение ко Христу, исповедание греха и вступление на Узкий Путь
Шестой этап - это приближение ко Христу, исповеданиегГреха и вступление на Узкий Путь. У ворот требуется настойчивость, и в конце концов появляется Добрая воля (27). Христианин стучит несколько раз или два. Стоит отметить, что еще большее упорство требуется, когда его жена Христианка, совершает то же самое путешествие позже, во второй части "Путешествия Пилигрима" (28). Христианин исповедует свой грех и просит избавления от грядущего гнева (29). Добрая воля втягивает Христианина внутрь и говорит ему: “Перед тобой открыта дверь, и никто не может ее закрыть” (30). Вход только по благодати, без каких-либо возражений против любого, кто приходит, независимо от их истории (31). Однако христианин еще не в состоянии снять свое бремя. Добрая воля говорит: “довольствуйся тем, что несешь это, пока не придешь к месту избавления; ибо там оно само упадет с твоей спины” (32).
7. Наставление Духом
Седьмая стадия - это наставление Духом. Препоясав чресла и пройдя некоторое расстояние (33), он прибывает в дом Толкователя. После долгого стука (снова) кто-то в конце концов открывает дверь (34). Мастеру требуется время, чтобы прийти (35). Когда он это делает, он многому учит Христианина о христианской жизни (36). Как Толкователь, Дух учит христианина “вещам, которые делают [его] стойким” на его предстоящем пути (37).
8. Уверенность в спасении на Кресте
Восьмой этап-это уверенность в Спасении на Кресте. Оттуда Христианин бежит по окруженной стеной дороге под названием Спасение, “но не без больших трудностей, из-за бремени на его спине” (38). Он приходит ко кресту, где, наконец, его ноша соскальзывает в могилу, чтобы никогда больше не появиться (39). Христианин испытывает облегчение, заявляя: “Он дал мне покой Своей скорбью и жизнь Своей смертью” (40). Именно в этот момент Христианин узнает истину об оправдании верой через смерть Христа и Его дар праведности (41).
Христианин остается смотреть на крест, “даже до тех пор, пока источники, которые были в его голове, не пустили воды по его щекам” (42). Когда его чувства были тронуты, ему говорят, что он обрел покой и его грехи прощены. Ему дают новую одежду, свиток и делают пометку на его лбу (43). На этом христианин продолжает свой путь, распевая: “Благословенный крест! Гроб Господа! Благословен Человек, который там был посрамлен из-за меня” (44). Его путешествие продолжается вверх по склону холма (45), к Прекрасному Дворцу (46). Это Церковь, место назидания (47).
Таким образом,в качестве предварительного резюме скажем, что для христианина обращение-это процесс:
i. Осознание греха и суда с последующим отчаянием
ii. Узнавание, что Иисус Христос-это путь к бегству от Божьего гнева
iii. Желание отвернуться от мира ко Христу и Его спасению
iv. Испытание недостойности и уныния
v. Признание обмана в делах праведности
vi. Исповедание греха и мольба к Иисусу о спасении
vii. Милостивое принятие Иисусом, еще без испытания уверенности в спасении
Затем следует:
viii. Возможность иметь слово Божье, освещенное Святым Духом
ix. Понимание оправдания верой и получение уверенности как в прощении грехов, так и в положительной праведности Христа
x. Получение привязанности
xi. Вхождение в Церковь
Как только мы установим, в какой степени обращение христианина является парадигматичным, богословские и пастырские вопросы, поднятые в этом резюме, станут ясными.
Является ли обращение христианина парадигмой?
Во-первых, мы должны рассмотреть, в какой степени обращение Христианина является собственным опытом обращения Беньяна. Мартин предполагает, что “Путешествие Пилигрима"- это художественная драматизация "Изобилующей благодати к худшему из грешников” (48) - рассказа самого Беньяна о его обращении. Его подзаголовок к названию описывает это как “краткое описание чрезвычайной милости Бога во Христе к Его бедному слуге Джону Беньяну”.Беньян рассказывает о своем бремени греха, своих страданиях и отчаянии (49). Он пытается изменить свою жизнь с помощью религиозной деятельности. Он пишет: "Я начал некоторую внешнюю реформацию, как в своих словах, так и в жизни, и действительно поставил перед собой заповеди для моего пути на небеса; эти заповеди я также старался соблюдать, и, как я думал, иногда соблюдал их довольно хорошо, и тогда у меня было бы утешение; все же время от времени я должен был нарушать какую-то одну из них и так мучить свою совесть; но тогда я должен покаяться, и сказать, что сожалею об этом, и пообещать Богу в следующий раз поступить лучше" (50).
Обратите особое внимание на то, как Христианин обратил свой взор на Синай как на путь в Небесный город, и на то, как Беньян ставил перед собой заповеди для пути на небеса. Он осознает свою ошибку через свидетельство четырех бедных женщин, которые направили его ко Христу (51). Пройдя период, в течение которого он “метался между дьяволом и собственным невежеством” (52), он сталкивается с путем спасения. Путь к спасению в "Путешествии Пилигрима" отражает сон самого Беньяна о пути, в который он с большим упорством входит через узкую дверь. Он описывает это так: "Я видел, как будто они [бедные женщины] сидели на солнечной стороне какой-то высокой горы… Я видел стену, которая окружала эту гору... В конце концов, я увидел, так сказать, узкую щель, похожую на маленькую дверь в стене, через которую я попытался пройти; но проход был очень узким, я приложил много усилий, чтобы войти, но все напрасно, даже до тех пор, пока почти совсем не разбил голову, пытаясь войти; наконец, с большим усилием, я подумал, что сначала я протолкну голову, а после этого, следующим усилием, мои плечи и все мое тело; тогда я чрезвычайно обрадовался, пошел и сел среди них [бедных женщин] (53). За этим следует долгий поиск уверенности. Это, наконец, начинает меняться под руководством г-на Гиффорда (54), кульминацией чего является то, что Беньян осознал Христа как свою праведность, после чего он, наконец, “освобождается от [своих] страданий и оков” (55).
Все десять моментов обращения Христианина можно проследить по собственному обращению Беньяна. Обращение это явно является аллегорией Беньяна. Однако, хотя все и подтверждает описательный характер отчета, это не доказывает намерения Беньяна предписывать порядок вещей. Ситуация может проясниться, если другие повествования об обращении в ходе "паломничества" будут следовать аналогичной схеме. Давайте кратко рассмотрим Обнадеживающего, обращение которого ясно показано в книге.
Надеющийся живет непослушно, без чувства вины (56). Затем он осужден за грех (57). Когда мучения слишком велики, он изменяет свою жизнь (58), но его бремя остается. Он признает глупость праведных дел для спасения (59). Он встречает Верного, который направляет его ко Христу и объясняет ему оправдание (60). Надеющийся думает, что Христос не захочет спасти его (61). В конце концов Надеющийся просит Бога открыть ему Иисуса. Он упорствует, спрашивая больше шести раз (62). В момент великого уныния он, наконец, видит Иисуса. Он уверен в своем прощении и праведности во Христе, и его чувства тронуты (63).
Корреляция между обращением и надеждой Христианина предполагает, что есть характеристики, которые следует считать парадигматическими. Однако отмечается одно ключевое отличие. Уверенность, хотя все еще связанная с оправданием, возникает в момент обращения. Беньян не считал шаги viii-x обязательно постепенными. Они в некоторых случаях, по мнению Хорнера, могут представлять собой “недостаток, а не библейскую норму” (64). Хорнер продолжает объяснять: "Переживание Христианина в последовательности трех событий, когда он проходит от Калитки сначала к дому Толкователя, а затем к Месту Освобождения, ясно отражает раннюю борьбу самого Беньяна как верующего. Это не должно рассматриваться как библейская норма, как легко доказывает его приведенное выше признание. Однако очевидно, что при вступлении в подлинную христианскую жизнь Беньяну изначально не хватало уверенности, чтобы обрести спокойствие в своей душе. Только после длительной борьбы и послушания верному наставлению он достиг точки неизменности и уверенности в заместительном искуплении Христа (65).
Прежде чем окончательно установить, в какой степени описание Беньяном обращения было задумано как парадигматическое, будет полезно краткое сравнение с более широкой пуританской мыслью.
Во-первых, Беньян, похоже, внимательно следует наброскам Уильяма Перкинса о нормативных шагах обращения. Перкинс был английским пуританином, принадлежавшим к предыдущему для Беньяна поколению, и многие из его широко читаемых работ были опубликованы после его смерти.Джоэл Бике услужливо прорабатывает шаги Перкинса, которые можно резюмировать следующим образом:
1. Унижение: действия благодати, предшествующие работе благодати
a. Внимательность к Слову
b. Осознание закона Божьего
c. Убеждение в грехе
d. Отчаяние в спасении
2. Вера во Христа: этапы благодати, отделяющие избранных от нечестивых
a. Нужда серьезно рассмотреть обещание спасения в Евангелии
b. Возгорание в сердце веры, воля и желание верить, и благодать, чтобы стремиться
c. Борьба с сомнениями, отчаянием и недоверием
d. Успокоение совести, поскольку она покоится на обетовании жизни
Это продвижение также может быть рассмотрено в отношении обретения Христа в пять этапов:
1. Познание Евангелия через просветление Божьим Духом
2. Надежда на прощение, когда грешник знает, что его грехи не прощены, но верит, что они могут быть прощены
3. Голод и жажда по благодати, предлагаемой в Иисусе
4. Смиренное исповедание греха перед Богом и взывание о прощении
5. Убеждение Духа в том, что обетование Евангелия было применено лично (66).
Убежденность в грехе и отчаяние, потребность в настойчивости, исповедание греха и взывание о прощении - все это центральные черты, как и конечная цель личной уверенности.
Во-вторых, пуританская молитва “Великое открытие” (67) описывает обращение следующим образом:
• Отторжение мира
• Суверенный, милостивый призыв Божий
• Осознание способности Бога спасать
• Отчаяние от греха
• Видение Иисуса и Его заместительного искупления
• Мир и новая жизнь
• Новые привязанности
В-третьих, Вестминстерское исповедание гласит: Бог призывает людей из греха и смерти к благодати и спасению Иисусом Христом (68). Он изменяет их умы, сердца и волю, так что они действительно тянутся к Иисусу и приходят свободно и охотно (69). Тех, кого Бог призывает, Он оправдывает, прощая грех и приписывая им послушание и удовлетворение Христа, (70) как Святой Дух в свое время применяет Христа к ним (71). Оправдание как статус не может быть отменено. Однако во грехе отеческое недовольство Бога может ощущаться до тех пор, пока не наступит дальнейшее покаяние и вера (72).
В заключение этого раздела скажем, что описание Беньяном характеристик обрашения следует рассматривать отчасти как парадигматическое. Они отражают его собственное обращение, другие повествования об обращении и пуританское богословие. Однако в основном это характеристики, а не жесткие последовательные шаги. (73). Хилл объясняет это более обобщенно, когда пишет: "Ссобытия [в продвижении Пилигрима] не обязательно последовательны, и нет устойчивого продвижения по стране. Нарисовать карту маршрута паломника, как пытались сделать иллюстраторы XVIII - XIX веков, так же сложно и неуловимо, как составить временную карту "Изобилующей Благодати". Паломники проделали долгий путь, прежде чем добраться до Ярмарки тщеславия, хотя она оказалась идентичной Городу Разрушения, из которого они начали путт; но теперь она им совершенно чужда. “Путь” - психологический, а не географический; ландшафт отражает внутреннее состояние паломников.
Шаги 1-6-это разные грани одной и той же реальности: обращение от мира ко Христу. Их не следует рассматривать как хронологию для каждого христианина, хотя, по-видимому, уныние действительно является важной первой стадией. Также представляется, что этапы viii-x-это элементы, которые иногда и, возможно, в идеале будут содержаться в шаге vii.
Описание Беньяном обращения поднимает четыре вопроса для богословского рассмотрения:
1. Является ли отчаяние необходимым подготовительным шагом к обращению?
2. Требует ли обращение явного покаяния от праведности дел?
3. Требуется ли настойчивость в отношении обращения?
4. Необходимо ли понимание обоснования для обращения и как это связано с уверенностью?
Богословские и пастырские соображения о том, как Беньян описывает обращение
1. Является ли отчаяние необходимым подготовительным шагом к обращению?
Для Беньяна обращение требует стадии смирения, страха и уныния. Библия описывает скорбь по поводу греха как неотъемлемую часть обращения. Блудный сын считает себя недостойным из-за своего греха (74). Сборщик налогов взывает о пощаде из-за своего греха (75). В Пятидесятницу слушатели ранены в самое сердце и спрашивают: “Что нам делать?” (76). Филиппийский тюремщик, полный страха, спрашивает: “Что я должен сделать, чтобы спастись?” (77). И Павел учит: “благочестивая скорбь производит покаяние, которое ведет ко спасению” (78).
Беньян, возможно, просто находит способ рассказать об этой реальности. Однако, по-видимому, существует определенная стадия унижения, описанная Беньяном, которая может быть более предписывающей, чем библейские данные (79). Это происходит с самого начала в ходе определенной подготовки (80). Отчасти поэтому пуритан иногда обвиняют в препарационизме” (81). Это требование, чтобы только после того, как человек прошел долгий период тяжелого раскаяния, он мог прийти к вере в Иисуса. Уэллс настойчиво защищает пуритан от такого обвинения: "Законнический “подготовительный подход”, которому якобы учили пуритане и другие, которые якобы подчеркивали необходимость глубокого убеждения в грехе и старались побудить его к этому, на самом деле является плодом воображения критиков. Пуритане (и их поклонники, прошлые и нынешние) фактически утверждали, что только тот, кто полностью возненавидел грех, может всем сердцем обратиться от него ко Христу. Покаяние необходимо не по условиям Евангелия, которое прямо призывает нас ко Христу, а по состоянию падшего человеческого сердца (82).
Однако обвинение против Беньяна, по крайней мере, заключается в отсутствии ясности относительно того, является ли отчаяние библейским элементом обращения или отдельной стадией. Бавинк приходит к выводу, что Библия ничего не говорит “ни о глубине и продолжительности [горя], ни о времени, в которое оно должно появиться” (83). Хелм отмечает, что важность обличения в грехе “не заключается в том, что оно является отдельной стадией. Скорее, это элемент обращения в том смысле, что он является частью того, что означает "быть обращенным". Никто не обращается, чей опыт не включает в себя обличение в грехе” (84)
Когда мы думаем о природе кризиса покаяния, очень важно, что мы видим, что “решения для Иисуса” не главное, но “что есть мужчины и женщины, которые, зная себя грешными и отчужденными от Бога, обращаются ко Христу в поиске Его прощения и принятия” (85). В то же время запрос на такой кризис в качестве отдельного этапа или “события” может оказаться в опасной близости от законничества. Евангелиста может успокоить наличие измеримых видимых событий, но для того, чтобы сделать их обязательными, требуется нечто большее, чем Библия.
2. Требует ли обращение явного покаяния от праведности дел?
Для Беньяна покаяние - это не только обращение от мира ко Христу, но и обращение от праведности дел к праведности, которая приходит только по вере. Систематическое рассмотрение этого крайне полезно. Августин определяет фундаментальную человеческую проблему как искажение цели нашего творения. Мы деградировали от любви к Богу и другим до любви к себе (86),, и поэтому начало всякого греха - гордыня (87). Гордость - это когда “наши частичные стандарты и относительные достижения явно связаны с безусловным благом и требуют Божественной санкции” (88). В результате, если говорить обо всех ситуациях, грех, как форма гордой праведности, действует отрезвляюще.
То, что Беньян так прямо говорит о необходимости покаяться в праведности дел, полезно и явно является частью его потребности определить Евангелие и истинное ученичество на фоне Римско-католической церкви. Библия показывает, что в отличие от самодовольного фарисея оправдаются только смиренные (89). Павел показывает, что Авраам, как парадигма того, что значит быть нечестивым, был оправдан не своими делами, а верой (90). Обращение самого Павла - это переход от упования на дела к упованию на Христа (91). На самом деле Павел должен считать дела мусором, чтобы он мог обрести Христа (92).
Келлер много говорил и писал о “трех способах жить”. Он пишет, что в разительном контрасте с Евангелием, "законничество говорит, что мы должны жить святой, хорошей жизнью, чтобы спастись. Антиномизм говорит, что, поскольку мы спасены, нам не нужно жить святой, хорошей жизнью. Это место расположения “наконечника копья” Евангелия. Очень четкое и четкое различие между законничеством, антиномизмом и Евангелием часто имеет решающее значение для действия изменяющей жизнь силы Святого Духа" (93). Когда мы призываем людей к покаянию и вере, очень важно, чтобы мы призывали их к Евангелию благодати. На самом деле опасность стать слишком предписывающими в требованиях, необходимых для подлинного обращения, заключается в том, что вместо явного отказа от праведности дел мы делаем это обращением к праведности дел!
3. Требуется ли настойчивость в отношении обращения?
Для Беньяна, с человеческой точки зрения, приход ко Христу требует решимости и настойчивости. Опять же, это существенно. Беньян ни в коем случае не подрывает Божье обещание сохранить нас до конца (94). Библейские данные для такой уверенности ясны: Отец избирает до основания мира (Еф 1:4), посвящает в вечную жизнь (Деяния 13:48), стоит на выборах (Рим 9:11) и несет с собой призвание, оправдание и прославление (Рим 8:30). Христос, в Котором все обетования Божьи-Да и Аминь (2 Кор 1:20), умер за тех, кто был дан ему Отцом (Иоан. 17:6, 12), чтобы дать им вечную жизнь и не потерять ни одного (Иоан. 6:40; 17:2). Никто не вырвет их из Его рук (Иоан. 6:39; 10:28). Однако, как ясно из Вестминстерского исповедания, Бог меняет умы, сердца и волю, так что, хотя люди действительно привлекаются, “все же они приходят наиболее свободно, будучи вызванными Его благодатью” (95). Поскольку наша воля задействована, обращение с самого первого момента выглядит как серьезный труд и настойчивость. Это требование настойчивости в обращении ясно выражено в притче о вдове, которая день и ночь взывает о справедливости (96).
Хилл замечает: “Христианин раскрывается как один из предопределенных избранных в тот момент, когда он входит в калитку... Тем не менее, человек чувствует, что Пилигрим все время делает свободный выбор, решая за себя… Христианину приходится много стучаться как в калитку, так и в дом Толкователя, прежде чем они откроются” (97). Опять же, это отражает библейские данные, согласно которым Божья сила и человеческие усилия часто сочетаются. Тюрретен перечислены в паре “бег” с “влечением” (Песнь 1:4), “иго и бремя” с “легкостью и благостью” (Мтф. 11:30), “привлечение” с “научением” (Иоан. 6:44-45), “убеждение” с “явлением” (1 Кор. 2:4), и “обращение” с “просвещением” (Еф 1:8-19) (98).
Акцент Беньяна на трудностях и борьбе христианской жизни, где даже в обращении “есть искушения, которые угрожают украсть радость христианина и отвлечь его от его цели” (99) - это отличная поправка к нашему современному легкомыслию. Для тех из нас, кто придерживается реформатской сотериологии, мешает ли наша доктрина избрания ясному призыву Евангелия о том, чтобы мы могли выбрать Христа, покаяться, обратиться и поверить, упорствовать в этом дейле и не сдаваться? Сохраняем ли мы, как призванные проповедовать Евангелие, настойчивость в обращении с людьми в процессе обращения? Заманчиво хотеть устранить воспринимаемые барьеры на пути христианской веры, чтобы помочь людям поверить. Однако трудности с верой могут быть как раз теми вещами, которые необходимы для того, чтобы проявить настойчивость, которая делает обращение подлинной духовной реальностью.
4. Необходимо ли понимание обоснования для преобразования и как это связано с уверенностью?
Беньян проводит различие между знанием Евангелия, необходимым для вступления на путь спасения, и знанием оправдания, приносящего уверенность. Здесь следует проявлять осторожность, чтобы не читать Беньяна с анахронизмами и не переносить современные дебаты в XVII век. Однако Том Райт предостерегает от предполагаемой исторической тенденции использовать термины “оправдание” и “спасение” как синонимы (100). Пайпер соглашается: “спасает Иисус, а не учение [об оправдании верой]. И поэтому наша вера решительно опирается на Иисуса” (101). Однако Пайпер продолжает, предупреждая: “Учение говорит нам, на какого Иисуса мы опираемся и для чего мы опираемся на него. Без этого слово Иисус не имеет содержания, которое могло бы быть хорошей новостью” (102).
Беньян хорошо различает то, что необходимо для вступления на путь спасения, то есть ответ Иисусу Христу с покаянием и верой, и понимание доктрины оправдания, которая обеспечивает уверенность в прощении и праведном статусе. В то же время Беньян описывает обращение как процесс, в ходе которого, в силу суверенного призыва Бога, каждый христианин должен настойчиво добиваться такой уверенности. В этом смысле, хотя понимание оправдания, возможно, и не является необходимым для того, чтобы называться “христианским”, его также нельзя рассматривать как необязательное.
Это очевидно из того, как по-разному представлено Евангелие в Новом Завете. В некоторых случаях оно явно включает доктрину оправдания (103), в других случаях оправдание является следствием (104), в других случаях трудно увидеть доказательства доктрины вообще, а только призыв к покаянию и вере (105). Стоит противопоставить два определения Евангелия, данные Павлом. В Рим. 1:3-5 говорится о том, что Иисус является воскресшим Господом мира, а в 1 Кор. 15:3-5 говорится о Его смерти за наши грехи (106).
Беньян настойчиво изображает ориентированный на Христа приход на путь спасения на основе покаяния и веры, которые в конечном счете придут на место уверенности через понимание оправдания. Когнитивное понимание оправдания не является фундаментальным в момент прихода, но и не является обязательным для облегчения бремени греха. Уверенность может быть дана не в тот момент, когда человек верит, но она остается достижимой целью в христианской жизни.
Этот баланс снова полезен, когда мы думаем о нашей современной ситуации. Наше изложение Евангелия должно быть не просто объяснением оправдания только верой, а изложением Иисуса, который спасает нас от грядущего гнева (вернемся к 1 Фес., с которого мы начали эту статью). Однако уверенность в вере через понимание всего, что Христос сделал для нас, никогда не должна рассматриваться как статус, приобретаемый только сверхдуховными, но как вещь необходимая для нашего ученичества и духовного роста.
Вывод
Беньян предлагает множество полезных исправлений для современного понимания обращения. Просто понимание того, что обращение может быть длительным и не вполне по порядку, поможет нам быть терпеливыми, когда мы стремимся возвещать Христа другим. Собственное обращение Беньяна было “извилистым и сложным” (107), и его аллегорическое изображение не скрывает этого (108).
Бавинк размышляет: "Обращение всегда заключается во внутреннем изменении ума, которое побуждает людей взглянуть на свое греховное прошлое в свете лица Божьего; [и] приводит к печали, сожалению, смирению и исповеданию греха… Но при всем сходстве… существует также большое разнообразие в обстоятельствах, при которых, в отношении времени и способа, и в каких ситуациях происходит обращение" (109). Нам было бы хорошо прислушаться к этому предупреждению и не требовать стереотипных свидетельств. И мы должны (как отмечалось ранее) упорно продолжать нашу евангелизацию. В Великобритании XXI века обращения, которые являются “извилистыми и сложными”, вполне могут быть нормой. Легко поощрять необоснованное ожидание, что, если мы организуем несколько услуг для гостей и семинедельный курс, мы увидим, как люди приходят к вере. Свидетельство многих состоит в том, что терпеливые верующие любят их, служат им и проповедуют им в течение длительного периода времени, когда они сталкиваются с реальностью обращения к Богу.
Кроме того, то, что обращение должно характеризоваться некоторой долей отчаяния и требовать настойчивости, является большой поправкой к нашему легкомыслию. Возможно, в результате возрождения XVIII - XIX веков мы склонны требовать, чтобы нормативная модель христианского обращения была мгновенной и отражала опыт Павла на Дамасской дороге. Однако нас не должно удивлять, что Бог может призвать нас через процесс, дату начала которого мы, возможно, не сможем вспомнить. Такое обращение - не менее могущественная работа Бога.
Кроме того, мы не должны бояться ясно заявить о необходимости настойчивости и участия воли в акте обращения. То, что с человеческой точки зрения христианская жизнь-это постоянная борьба, не означает, что Божье обещание сохранить нас до конца менее реально. Является ли наше преуменьшение стоимости веры недостатком веры в способность Бога призывать Свой народ к Себе?
Однако, возможно, можно допустить одну критику. Возможно, что Беньян был слишком строг в своем требовании длительного периода уныния в качестве подготовительного шага к обращению. Собственные рассказы Христианина, Надеющегося и Беньяна об обращении подчеркивают такую фазу, и хотя ее следует рассматривать как важную характеристику покаяния, необходимость отдельного шага в обращении, особенно такого, который лишен какого-либо осознания надежды, является слишком предписывающей.
Поскольку мы стремимся служить верно, вопрос о том, что представляет собой подлинное обращение, является важным. Некоторые из нас будут склонны пренебрегать элементами обращения, необходимыми для истинного покаяния и веры. У других из нас будет склонность требовать этапов обращения, которые выходят за рамки того, что требуется Библией. Я надеюсь, что эта статья помогла нам лучше подготовиться к тому, чтобы ориентироваться на этой местности; служить тем, к кому мы стремимся и любить их, таким образом, чтобы это имело длительные плоды и приносило славу Богу.
1. David F. Wells, Turning to God (Grand Rapids: Baker Books, 1989), 27. .
2. William Wade, Abandoning Crisis Repentance? (Evangelicals Now, 2014), .
3. Wade, Abandoning Crisis Repentance? .
4. John Bunyan, The Pilgrim’s Progress (London: SCM, 1947), 23. .
5. Ibid., 24. Обратите внимание, что это его объяснение Мирскому Мудрецу о том, как он пришел со своим бременем: “Как ты сначала пришел со своим бременем?’ - спросил Мирской Мудрец. ” Читая эту книгу в моей руке". ’” (Ibid., 33). .
6. Ibid., 24. .
7. Ibid., 24-25. .
8. Ibid., 25. .
9. Ibid., 25. .
10. Matthew 7:7. .
11. John 8:12. .
12. Bunyan, Pilgrim’s Progress, 25. .
13. Ibid., 25. See also 32. .
14. Ibid., 25. .
15. Ibid., 58. .
16. Именно в этот момент Христианин начинает глубоко задумываться о надежде на грядущий мир. Христианин говорит Упрямому и Уступчивому, что он ищет “наследство нетленное, незапятнанное, и не исчезающее; и оно на небесах” (Bunyan, Pilgrim’s Progress , 27). Далее он описывает это как “бесконечное царство, в котором мы будем жить, и вечная жизнь, которая будет дана нам”, где “нам будут даны венцы славы и одежды, которые заставят нас сиять, как солнце на небесной тверди”, где “больше не будет ни плача, ни печали: ибо Тот, кто является владельцем этого места, вытрет все слезы с наших глаз”. И так это продолжается (Bunyan, Pilgrim’s Progress, 28-29). .
17. Bunyan, Pilgrim’s Progress, 29. .
18. Ibid., 30. .
19. Ibid., 30. .
20. Ibid., 34. .
21. Ibid., 25. .
22. Ibid., 34. .
23. Ibid., 34-35. .
24. Ibid., 35-36. .
25. Ibid., 38. .
26. Ibid., 38. .
27. Ibid., 39. .
28. Беньян отмечает: “Христиана начала стучать, и, как и ее бедный муж, она стучала и стучала снова. Но вместо того, чтобы кто - нибудь ответил, им всем показалось, что они услышали, как будто на них залаяла собака; собака, и к тому же большая: и это испугало женщин и детей… Стучать они не осмеливались, опасаясь собаки; возвращаться они не осмеливались, опасаясь, что Сторож ворот заметит их, когда они будут идти, и обидится на них; наконец они подумали о том, чтобы постучать снова, и более настойчиво, чем сначала. Тогда сказал Страж ворот: "Кто там?" Поэтому собака перестала лаять, и Он открылся им” (Bunyan, Pilgrim’s Progress, 195-196). .
29. Ibid., 39. .
30. Ibid., 39. .
31. Ibid., 41. .
32. Ibid., 41. .
33. Ibid., 41. .
34. Ibid., 42. .
35. Ibid., 42. .
36. Здесь нет места для изучения различных образов, которые Христианин и его жена видят в доме Толкователя, но из их описаний ясно, что они готовятся и снаряжаются Святым Духом, чтобы безопасно завершить путешествие. Христианину показывают образ благочестивого проповедника и призывают твердо держаться слова Божьего; ему показывают человеческое сердце и силу Евангелия, способную изменить жизнь; ему показывают необходимость терпения, когда он ожидает пришествия Царства Божьего, и что Бог сохранит его верным против нападения сатаны. Ему также показано, что христианская жизнь-это постоянная битва, в которой он должен твердо стоять и оставаться верным до конца.. .
37. Bunyan, Pilgrim’s Progress, 50. .
38. Ibid., 50. .
39. Ibid., 50. .
40. Ibid., 50. .
41. Ibid., 218-219. .
42. Ibid., 51. .
43. Ibid., 51. Трое Сияющих, скорее всего, являются ангелами, несущими Божью весть, но их число может наводить на мысль о Лицах Троицы .
44. Ibid., 51. .
45. Ibid., 54-57. .
46. Ibid., 57-68. .
47. Здесь Христианина поощряют делиться своим свидетельством, ему задают ряд вопросов, он садится за стол со своими спутниками, хорошо спит, больше слышит о деяниях Господа и получает доспехи. Это также место, где будут наставлены дети Христианина (Bunyan, Pilgrim’s Progress, 232-234). .
48. Hugh Martin, “Introduction,” in John Bunyan, The Pilgrim’s Progress (London: SCM, 1947), 9. .
49. John Bunyan, Grace Abounding to the Chief of Sinners (London: SCM, 1955), 23-24. .
50. Bunyan, Grace Abounding, 26-27. .
51. Ibid.,29-30. .
52. Ibid., 35. .
53. Ibid., 35-36. .
54. Ibid., 59. .
55. Ibid.,106. .
56. Bunyan, Pilgrim’s Progress, 143-144. .
57. Ibid.,144. .
58. Ibid.,145. .
59. Ibid.,145-147. .
60. Ibid.,147. .
61. Ibid.,148. .
62. Ibid.,148. .
63. Ibid.,149. .
64. Barry Horner, Themes and Issues from Pilgrim’s Progress (Darlington: Evangelical Press, 2003), 138. .
65. Ibid.,140. .
66. Joel R. Beeke, The Quest for Full Assurance (Edinburgh: The Banner of Truth Trust, 1999), 89-90. .
67. Arthur Bennett, The Valley of Vision (Edinburgh: The Banner of Truth Trust, 1975), 62. .
68. “The Westminster Confession of Faith, A.D. 1647,” in The Creeds of Christendom Volume III (ed. Philip Schaff; Grand Rapids: Baker Books, 1931), X.I, 624. .
69. Ibid., 624. .
70. Ibid., XI.I, 626. .
71. Ibid., XI.IV, 627. .
72. Ibid., XI.V, 627-628. .
73. Christopher Hill, A Turbulent, Seditious, and Factious People: John Bunyan and his Church (Oxford: Clarendon Press, 1988), 222. .
74. Лк. 15:18-19. .
75. Лк. 18:13. .
76. Деян. 2:37-38. .
77. Деян. 16:30. .
78. 2 Кор. 7:10. .
79. Бигер показывает, что у Бакстера было аналогичное понимание роли уважения и унижения в обращении. Timothy K Beougher, Richard Baxter and Conversion (Fearn: Mentor, 2007), 82-89. .
80. Брукс, который написал “Рай на Земле” за 11 лет до Беньян писал Путешествие Пилигрима объясняет именно понимание того, что Беньян пытается передать через свое повествование: “когда душа давно чувствует вину и гнев, когда душа давно под недовольством Бога, и давно видит врата небесные закрыто от нее, и врата ада раскрытые, чтобы принять ее; когда душа чувствует, что для нее конечно, же нет никакой надежды, нет спасения, и неужели я должен потерять Бога, Христа и навеки, то Бог приходит и приносит душе покой. Thomas Brooks, Heaven on Earth (Edinburgh: The Banner of Truth Trust, 1961), 54.. .
81. Поэтому Петтит обвиняет пуритан в том, что Бог постепенно обращает человека таким образом, что человек должен был заглянуть в свое сердце, прежде чем принять решение соединиться со Христом Norman Pettit, The Heart Prepared (Middletown: Wesleyan University Press, 1966), 217-218. Тем не менее это тоже неправильное представление пуританской позиции.Sм Timothy K. Beougher, Richard Baxter and Conversion (Fearn: Mentor, 2007), 147. .
82. Wells, Turning to God, 87. .
83. Herman Bavinck, Holy Spirit, Church and New Creation (vol. 4 of Reformed Dogmatics; trans. John Vriend; Grand Rapids: Baker, 2008), 162. .
84. Paul Helm, The Beginnings: Word and Spirit in Conversion (Edinburgh: The Banner of Truth Trust, 1986), 45. Author’s italics. .
85. Wells, Turning to God, 90. .
86. Augustine, City of God, (New York: Fathers of the Church, 1952), XIV.28, 410-411. .
87. Ibid., XII.6, 255-257. .
88. Reinhold Niebuhr, Human Nature (Vol. 1 of The Nature and Destiny of Man; London: Nisbet & Co. Ltd., 1941), 213. .
89. Лк. 18:9-14. .
90. Рим. 4:1-5. .
91. Фил. 3:2-11. .
92. Фил. 3:8. .
93. Timothy Keller, Center Church (Grand Rapids: Zondervan, 2012), 31. .
94. One could go on! See Bavinck, Holy Spirit, Church and New Creation, 269-270. .
95. ВИВ ” X.I, 624.Пс. 110:3, Мтф. 11:28, Откр. 22:17, Рим. 6:16-18, Еф. 2:8, Фил.l 1:29. .
96. Лк. 18:1-8. .
97. Hill, A Turbulent, Seditious, and Factious People, 209. .
98. See Francis Turretin, Eleventh Through Seventeenth Topics (vol. 2 of Institutes of Elenctic Theology; trans. George Musgrave Giger; Phillipsburg: P&R Publishing, 1994), 525. .
99. Tony Jones, “Introduction,” in The Most Difficult Journey You’ll Ever Make: The Pilgrim’s Progress by John Bunyan, (modernized by Robert J Edmonson) (Brewster, MA: Paraclete Press, 2006), v-vi. .
100. Tom Wright, Justification: God’s Plan and Paul’s Vision (London: SPCK, 2009), 146. Я говорю “воспринимается”, потому что критика, часто высказываемая в адрес Райта, заключается в том, что он несправедливо представляет историческую реформатскую традицию .
101. John Piper, The Future of Justification (Nottingham: IVP, 2008), 86. .
102. Justification, 86. .
103. Деян. 13:38-39. .
104. Деян. 17:30-31. .
105. Деян. 2:36-39. .
106. Sм Wright, Justification, 156. .
107. Horner, Themes and Issues, 133. .
108. Пакер пишет: “Обращение-это сложный, часто длительный процесс, который проходит поэтапно от убеждения в грехе и необходимости покаяния как его начала до уверенности в спасении как его кульминации. Это включает в себя изучение ключевых евангельских истин, усвоение их в форме, определяющей жизнь, и такое изменение в сердце, что отвращение к греху, желание Бога, любовь ко Христу и страстная надежда быть с Ним на небесах становятся основой человеческого существа. Этой истине о великих переменах учат начальные эпизоды истории: сначала из Города Разрушения через Болото Отчаяния к калитке, где Хранитель, образ Христа, названный Доброй Волей в первой части, побуждает путешественников двигаться вперед по узкому пути; затем из калитки-ворота, через дом Толкователя, где постигаются уроки о христианской жизни, к кресту и могиле, где с Христианина падает бремя, и где он, который нашел реальность прощение и мира уже в доме толкователю, узнал от Мистера с большим сердцем истину об оправдании верой через заместительную смерть Христа и дар праведности ( J. I. Packer, The Pilgrim’s Principles: John Bunyan Revisited (St. Antholin’s Lectureship Charity Lecture, 1999), 15-16. .
109. Bavinck, Holy Spirit, Church and New Creation, 139. .
Свидетельство о публикации №221092401448