59 Семь поколений Ностальгия по Ленинграду

Покончив с хозяйственными обязанностями, Юра с Тамарой вызвались показать гостю Ленинград. Алексей не стал отказываться.
Экскурсия получилась взаимно интересная.
Подростки отлично ориентировались во всех развалинах и завалах, безошибочно выводя в нужную точку города.
Гвардеец рассказывал ребятишкам об интересных событиях из его довоенной жизни в этих местах цветущего города, который после завершения гражданской войны с каждым годом становился всё краше. Многочисленные субботники, в которых участвовали все от пионеров и школьников до почтенных пенсионеров, давали неизменный результат – улучшение облика города.
В зимнее время особое значение отводилось уборке снега. Как только начинался снегопад, мгновенно организовывались многочисленные команды комсомольцев и студентов, которые устремлялись на крыши домов. Весь свежий снег сразу сбрасывали вниз, где формировали аккуратные сугробы между тротуарами и проезжей частью улицы. А во дворах вырастали огромные  снежные горы на потеху детворе.
Дворникам оставалось только поддерживать ежедневный порядок. Ни о каких гигантских сосульках, опасно нависающих с крыш, и наледях на тротуарах никто, никогда даже и подумать не мог. Все многочисленные набережные подметали до чистой мостовой, переместив сугробы на лёд каналов.
Война и девятисотдневная блокада разрушили радужные мечты ленинградцев, превратив цветущий город в руины. А многие жители и защитники в расцвете лет нашли последний приют в многочисленных братских могилах.
Повсеместно  на расчищенных улицах и во дворах появлялись зелёные насаждения. Дети в детских садах под руководством воспитательниц тоже занимались уборкой территорий, посадкой цветов и кустиков. Город постепенно возвращал своё величие и благолепие.
Время пролетело незаметно.
Вечером за семейным ужином продолжились воспоминания тяжёлой блокадной поры.
После ужина Борис Михайлович пригласил соседей на среднеазиатский десерт. Они тоже окунулись в рассказы  о заводской жизни юных рабочих. В ответ Алексей рассказал о фронтовой жизни. Но как-то незаметно разговор повернулся в сторону фантазий о счастливом будущем.
Все грезили планами светлой, мирной жизни с которыми и отошли ко сну.


Рецензии