Интеллект, ум - элемент базовой матрицы КМК и ИСИ

Элементы базовой матрицы Коммуникационного мастер-ключа (КМК) и Интегрированного социального интеллекта (ИСИ), см. статьи о них,  отобраны в качестве таковых потому, что они являются ключевыми, базовыми и общепризнанно дискуссионными. При этом выработанные для них по технологии последовательных уточнений решения воспринимаются самыми разными людьми, в том числе  сейчас будут восприниматься Вами, уважаемый читатель, без возражений.

Интеллект, ум. Вы, наверное, замечали, что бывает достаточно немного пообщаться с человеком, чтобы понять или почувствовать - этот человек умный. Или наоборот, не очень. В чем эта способность, ум/интеллект, заключается?

Приходилось и приходится слышать множество мнений. Начиная с того, что можно разделять: ум – это когда человек как бы органично умный, а интеллект это то же самое, но дополненное или обеспечиваемое образованностью, системностью, структурированностью, формализованностью, осознанностью и т.п. Замечают нередко, что интеллект определяется по речи, поведению, даже движению глаз и мимике. И вообще, ум, интеллект бывают очень разными. Строительство своими руками дома, решение математических задач, отгадывание загадок, написание стихов, постановка учёным нового научного направления исследований или режиссёром спектакля, изобретательство, хорошее понимание окружающих и т.д. Нередко встречается и такое, произносимое вполне серьёзно: если мнение другого человека совпадает с моим, то он, очевидно, умён. Или более обобщенно и убедительно - за критерий ума предлагается принять способность решать всяческие задачи таким образом, что эти решения приводят к успешным, а ещё лучше, если долговременно успешным результатам.

Всё так. Но всё это внешние проявления ума, интеллекта - следствия того, что является основой и источником перечисленного и многого другого.
Так что же из себя представляет собственно ум, интеллект в данном контексте?

Общеприемлемый ответ такой.

Ум, интеллект – это способность человека видеть, воспринимать предмет, объект осмысления со множества сторон, проявлений, граней, разных его уровней в их единстве, взаимосвязи, как единое целое. И решение разного рода научных задач, и сочинение стихов (единство ритма, рифмы и смысла в общем случае), и  приготовление еды, и общение людей, и многое другое – все это, сделанное с умом, предполагает соответствие предложенному определению ума. Стоит заметить, что результаты реализации принятого решения, его следствия, также являются сторонами, проявлениями объекта осмысления наряду с другими значимыми факторами. Иногда замечают, что это неправильный подход: «я буду стараться с максимально большого числа сторон осмыслить нечто, а время на решение поставленной задачи закончится и мои старания окажутся бесплодными и ненужными». Да, так. Если при решении задачи фактор ограничений по времени не был учтён во взаимосвязи со всем остальным.

И два примера того, как эта смысловая свёртка, это определение ума возвращается в жизнь, помогает разрешать практические задачи. Необходимо заметить, что помогать предложенное определение ума  начинает после его реального усвоения. Которое происходит в процессе и в результате попыток его опровержения.

Первый пример очевиден. Решение конкретной задачи должно предусматривать учёт максимально большого числа факторов, значимых для решения этой задачи.

Второе. Возникает новое, продуктивное отношение к чужим взглядам. Основанное на понимании того, что чем больше мнение другого человека отличается от своего, тем большую ценность оно представляет. В силу того, что формируется в позиции, в который вы не находитесь и, быть может, никогда не окажетесь. Но тем не менее, эта позиция существует и её игнорирование делает принимаемое решение дефектным.

Третье. По сути является вариантом второго.  Понимание умного человека как способного со множества сторон воспринимать предмет размышлений приводит к очевидному определению глупого человека как неспособного к этому.  Жизнь показывает, что очень трудно, практически невозможно найти человека, не боящегося показать действительно глупым и в своих глазах в первую очередь. И когда взаимосвязанные люди знают очень простое и убедительное определение глупости как неспособности воспринимать предмет размышлений со множества сторон в единстве, у них возникает новое отношение к мнению окружающих, намного более искренне заинтересованное и внимательное, чем раньше. Что само по себе улучшает психологический климат в коллективе. К слову. В конфликтологии существует много методов, алгоритмов последовательного снятия противоречий в коллективах, группах. Показанный сейчас подход решает те же задачи с другой стороны. Если есть взаимное желание понять других, то очень многие конфликтные ситуации просто перестают существовать.


Рецензии