Глава 5 Рождение Иисуса Вараввы

Легионы Вара шли по иудейской земле, шли, оставляя за собой кровь и пожары, тысячи распятых, десятки тысяч изрубленных мечами. Грифы и вороньё слетались со всех земель на страшный кровавый пир. Раб Симон, объявивший себя царем, обезглавлен, пастух Афронг и его братья убиты, посланники Вара рыщут по всем землям в поисках главного вдохновителя восстания, Иегуды Галилеянина.
Дом Иегуды, сына известного предводителя восстаний народа против ненавистного царя Ирода Иезекии стоял на склоне высокой горы, напоминающей горб верблюда в городе Гамле, получившем своё название именно от этой схожей с верблюдом горы.(Слово Гамал означает – верблюд).
Жена Иегуды Мириам была на последнем сроке беременности и вот-вот должна была родить. Рано или поздно воины Вара доберутся и сюда, в Гамлу. В доме Галилеянина собрались знатные люди не только города, но и всей Галилеи, они решали, как поступить дальше, как сохранить Иегуду и его семью. Среди собравшихся был и оружейник, мастер Иосиф1, и седой старик, пользовавшийся репутацией провидца, пророка, имени которого никто не знал.
- Тебе с женой нужно уходить в Египет, Иегуда, – сказал мастер Иосиф.
- Моя жена должна скоро родить, мы не успеем дойти до Египта, а здесь оставаться опасно, – ответил Иегуда.
- На пути в Египет, недалеко от Иерусалима стоит Вифлием, там дом царя Давида, население Вифлиема поддерживает нас, там дадут вам пристанище, Мириам спокойно родит, а потом отправитесь в Египет, – предложил Иосиф.
Тут поднялся седой старик и торжественным голосом произнёс:
- И ты Вифлием, земля иудина, не меньше других наших земель, ибо знаю я – родится в городе Вифлиеме вождь, наследник престола Давидова, мессия, который спасет народ Израиля и освободит его от римских завоевателей, и нарекут его именем Иисус, Сын Божий, спаситель!
Слова старика, сказанные торжественно и воспринятые, как пророчество, окончательно определили выбор Иегуды, он решил направиться в Вифлием.
- Я пойду с вами, – сказал мастер Иосиф, дороги ныне опасны, и было бы неразумно отпускать вас одних.
В Вифлием прибыли к ночи, ночь была безлунной, и лишь большие яркие звёзды сопровождали их. Одна особо яркая звезда висела над самым домом царя Давида. В доме их уже ждали, было приготовлено всё для отдыха и ночлега, для роженицы приготовили постель. Родила Мириам в ту же ночь. Это был первенец, мальчик, и Иегуда понял, что пророчества старца начинают сбываться. По иудейскому обычаю младенца должны были назвать именем деда, то есть, Иезекией, но помня слова никому неизвестного старца, воспринятые всеми как пророчество, первенца Мириам нарекли Иисусом, Сыном Божьим – Вараввой.
На следующий день к дому, где родился Иисус Варавва пришли люди в дорогих одеждах и постучали в ворота.
- Кто там? – спросил Иосиф.
- Мы волхвы, жрецы богов, пришли с Востока, звезда вела нас за собой и остановилась над этим домом. Не здесь ли родился царь иудейский, вождь, который спасет народ Израиля от римских завоевателей? Мы пришли, чтобы поклониться ему.
- Вчера Мириам, жена Иегуды Галилеянина родила младенца, проходите в дом.
Волхвы вошли, они принесли с собой дары родившемуся спасителю, вождю народа: золото, смирну, ладан, дорогие ткани. Вошедшие поклонились младенцу, произнесли торжественные речи и вскоре покинули дом. Уходя они предупредили, чтобы Иегуда с Мириам и младенцем не задерживались в Вифлиееме, а как можно быстрее отправились в Египет, поскольку римские воины ищут Иегуду, чтобы распять его, не пощадят они ни младенца, ни Мириам. Но покинуть Вифлием тотчас же после рождения Иисуса они не могли. По закону через тридцать дней после рождения первенца отец должен принести его в храм и выкупить у бога, поскольку все первенцы мужского рода принадлежат богу, и отец должен выкупить его, заплатив пять сиклей коэну, жрецу храма из рода левитов.
Когда минуло тридцать дней, Иегуда и Мириам с младенцем в сопровождении мастера Иосифа отправились в Иерусалим, чтобы выкупить первенца, как велел обычай.  В храме было тихо и малолюдно, запах ладана, исходивший из золотой меноры, заполнял святилище, к вошедшим вышел коэн, и Мириам положила младенца перед ним.
- Первенец ли передо мною? – спросил коэн.
- Да, – ответила Мириам, – это первое дитя, которое родила я, господин.
Коэн взял младенца и положил чуть поодаль, младенец заплакал, он искал взглядом мать, но перед ним нависло лицо незнакомого мужчины.
- Скажи, Иегуда, – обратился коэн к отцу ребёнка, – хочешь ли ты выкупить своё дитя, заплатив пять сиклей, или оставляешь первенца богу, ибо все первенцы принадлежат ему?
- Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и заповедал нам выкуп первенца. Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь вселенной, поддерживающий нашу жизнь и наше существование и давший нам дожить до этого времени, – произнёс Иегуда и передал коэну пять сиклей.
Коэн поднял бокал с вином и произнёс над бокалом, обращаясь к младенцу:
- Благословит тебя Господь и сохранит, обратит Господь лицо на тебя и помилует, поднимет Господь к тебе Своё лицо и дарует тебе мир.
После этих слов он передал ребёнка матери. Мириам, Иегуда и мастер Иосиф, завершая церемонию, сказали:
- Так же, как был он выкуплен, пусть придёт он к Торе, и к Хупе, и к добрым делам!
После окончания обряда все вернулись в Вифлием, в дом царя Давида, где уже был приготовлено угощение по случаю выкупа первенца Иегуды и Мириам, наречённого Иисусом Вараввой, как и предсказывал старец. По иудейским обычаям новорождённого должны были бы именовать Бер Иегуда, сын Иегуды, но все наследники царского трона, а именно царский титул пророчили новорождённому младенцу, именовались сынами Божьими, Бер Авва – сын отца, где под отцом подразумевался сам Господь Бог.
На торжественную трапезу собрались представители знатных иудейских родов. Однако долго задерживаться в Вифлееме было нельзя, римские воины Вара могли добраться вскорости и сюда, нужно было поскорее покинуть Иудею и отправиться в Египет, туда, откуда много лет назад вывел народ иудейский пророк Моисей в землю обетованную. Иегуде, Мириам с младенцем и мастеру Иосифу, вызвавшемуся их сопровождать, предстоял долгий нелёгкий путь через безводную пустыню, скалистые безлюдные горы в далёкий край, где они рассчитывали найти приют у своих дальних родственников.
В путь отправились той же ночью, не дожидаясь рассвета. Взошла луна, освещая им путь тусклым матовым светом. Иегуда запряг ослика в небольшую повозку, положил туда необходимые в дороге вещи, запасы еды и питья. Мириам с младенцем ехали в повозке, а Иегуда вёл ослика под уздцы, рядом с ним шёл мастер Иосиф. Выйдя из города они направились к берегу Средиземного моря в небольшое поселение Рафах. Путь до небольшого посёлка, где они могли пополнить запасы воды, найти пристанище и еду, занял неделю. Опасаясь идти днём по местам, где могли в любой момент появиться римские всадники, путники двигались ночью при свете луны, укрываясь на день среди деревьев и скал. Наконец добрались они до укромного маленького селения, где могли позволить себе немного передохнуть. Чувство опасности и тревоги, не оставлявшее беглецов с того момента, как покинули они дом, несколько притупилось, казалось, никакие беды и напасти не могут нарушить покой этого тихого, мирного посёлка, где люди жили тихо и не суетливо в неспешном, размеренном ритме простого деревенского быта. Населяли его в основном крестьяне и рыбаки, и хотя люди здесь знали друг друга с давних времён, появление гостей никого не удивило и не насторожило. Здесь в посёлке начинались караванные тропы через пустыню, сюда причаливали корабли из разных портов, и незнакомые люди, внезапно появившиеся тут, не у кого не вызывали ни удивления, ни настороженности. Иегуда, Иосиф и Мириам с младенцем нашли приют в небольшой хижине, где останавливались обычно идущие с караванами торговцы и купцы, прибывающие морским путём из дальних стран. Пробыли они здесь четыре дня, оставаться надолго в этом местечке было небезопасно, нужно было вновь отправляться в путь.  Им предстояло преодолеть пустыню, через которую в город Эль-Ариш вели три караванные тропы, но на проторенных путях их могла  подстерегать засада, римские воины в поисках беглых мятежников перекрывали все дороги и тропы, и путники решили идти новым, неизведанным путём, углубившись в пустыню подальше от караванных троп. Тут не было ни оазисов, ни колодцев, только барханы и дюны, выжженные солнцем пески ожидали их.
 В повозку погрузили бурдюки с водой и запасы еды – сухие пресные лепешки, такие, какие пекли еврейские женщины перед тем, как пророк Моисей вывел из из Египта в поисках новых, обещанных богом земель. Теперь Мириам уже не могла ехать в повозке, поклажа была слишком тяжела для ослика, да и ехать пришлось не по проторенному пути, а по пескам, в которых то и дело увязали колёса, и Иегуда с Иосифом постоянно подталкивали повозку, помогая бедному животному тащить за собой нелёгкий груз. Среди бурдюков с водой, мешков с сеном и котомок с лепёшками на соломенной подстилке лежал младенец, прикрытый куском полотна от палящего солнца, а Мириам шла рядом, держась за край повозки. Так день за днём, ночь за ночью добрались они до Эль-Ариша.
Здесь уже не чувствовалось той тревоги, что преследовала их на всём протяжении пути. Самый суровый участок дороги, Синайская пустыня, был пройден, и после недельного отдыха, идя вдоль морского побережья беглецы добрались до большого города Пелузия, где с лёгкостью затерялись в пёстрой разноплемённой толпе.
- Мне кажется, – сказал Иегуда, – что это лучшее место, где мы могли бы переждать смуту, что творится на нашей земле. Архелай жесток, он ничуть не лучше своего отца, и пока он у власти, возвращаться нам нельзя.
- Согласен с тобой, – ответил Иосиф, – возвращаться пока рано, но и оставаться в этом городе не так уж безопасно, как кажется. Да, здесь тихо, спокойно, но ты думаешь, среди здешней еврейской общины нет шпионов Архелая? Пока на нас не обращают внимания, но это пока, пройдёт время и нами заинтересуются. Не думаю, что о Иегуде Галилеяние, поднявшем восстание уже забыли. Нас будут искать, потому задерживаться тут надолго не стоит.
- И что же ты предлагаешь? – спросил Галилеянин.
- Нужно идти в Александрию, там живёт мой родственник, Иоанн. У него мы сможет остановиться на продолжительное время. Иоанн держит оружейную мастерскую, надеюсь и мои способности ему пригодятся.
Из Пелузия до Александрии можно было добраться морским путём на корабле или сухопутным, двигаясь вдоль морского побережья, и этот путь был самым коротким, но самый короткий путь не всегда самый безопасный. Потому Иегуда принял решение плыть на лодке по самому восточному рукаву Нила, потом, высадившись на левом его берегу, добраться до Вавилона Египетского, а оттуда уже по западному рукаву то ли на лодке, то ли пешком по берегу двигаться вАлесандрию.
Этот древней город, основанный ещё Александром Македонским, населяли все народы и племена Средиземноморья: греки, арабы, палестинцы, персы, ливанцы, сирийцы, копты, римляне и, конечно же, евреи, как пришедшие сюда из иудейских земель в поисках лучшей жизни, или скрывающиеся от преследований властей, так и те, кто ещё со времен великого исхода евреев из Египта решил остаться на плодородных землях дельты Нила, где урожай собирали по нескольку раз в год. Еврейская диаспора составляла значительную часть населения города, и кварталы, где жили богатые евреи находились рядом с царским дворцом, еврейские бедняки же строили свои глинобитные лачуги на окраинах города. Евреи в Александрии пользовались определенными привилегиями, даже имели своё самоуправление, возглавлял общину этнарх.
Дальний родственник Иосифа Иоанн не принадлежал к богатым, но не был и беден, дом его, сложенный из камня, находился на окраине города возле небольшого ручья, впадавшего в Нил. Отец Иоана, Иаков поселился в Александрие вскоре после того, как войска Ирода разбили отряд повстанцев, под предводительством Иезекии, сам Иезекия был убит, его люди, те, что остались живы, бежали из иудейских земель, спасаясь от преследований. Здесь он основал оружейную мастерскую, где изготовлял мечи особого качества, секрет стали он передал своему сыну Иоанну.
Мечи и кинжалы Иоанна пользовались спросом у богатых людей, за них хорошо платили, и Иоанн жил не бедно.  Дом Иоанна стоял на вершине холма, у подножья которого тек широкий полноводный ручей. Вода из ручья подавалась в дом специальным устройством – шнековым насосом, что приводился в движение водой того же ручья. Дом состоял из двух примыкающих друг к другу строений – в одном располагались жилые помещения и кухня, а второе служило Иоанну мастерской. Двор окружал невысокий каменный забор, вплотную примыкая к западной стене дома. Очертив неширокое пространство с севера и юга, забор спускался с вершины холма по восточному склону до самого ручья. Вдоль северной стены от ручья до самого дома шел каменный акведук, по которому вода от ручья поднималась в дом. Дом имел два этажа, на второй этаж вела деревянная лестница снаружи дома. Окна, забранные деревянной решеткой, располагались с восточной и южной стороны.
В южной части двора росла высокая пальма, а в северной части к самому забору приткнулась старая, давно засохшая акация, вздымая к небу высохшие, переплетённые причудливым узором ветви.
Иегуда, мастер Иосиф и Мириам с младенцем высадились на левый берег восточного рукава Нила когда солнце уже висело в зените, и к исходу дня добрались до южной окраины города.
- Где же мы будем искать твоего родственника? – спросил Иегуда Иосифа. – Если, конечно, он живёт в этом городе.
- То, что он живёт именно в этом городе, я не сомневаюсь, я получил послание от него вскоре после смерти Ирода. Иоанн писал, что со смертью тирана, служившего римлянам, появилась надежда избавиться от римских завоевателей. О том, где он живёт можно справиться у этнарха.
- А вот этого как раз делать не стоит, – возразил Иегуда, – мы не можем быть уверены, что этнарх каким-то образом не связан с Архелаем, лучше спосить у местных жителей, думаю, твой родственник довольно известная личность.
Подойдя к южной окраине города, они увидели пастуха, направлявшего отару овец к водопою. Овцы лениво брели к берегу ручья, подгоняемые криками пастуха и громким щёлканьем кнута.  Пастух был уже не молод, высокий, седобородый, чуть сгорбленный, в сером хитоне, подвязанном красным поясом. В руке он держал кнут, который постоянно двигался, со свистом рассекая воздух и издавая резкие хлопки.
- Доброго дня тебе, пастух, здоровья тебе и всем твоим близким, – приветствовал пастуха Иосиф.
- Доброго здоровья и вам, путники, – отозвался пастух, опустив кнут и обернувшись к путешественникам.
- А не знаешь ли ты, где изволит проживать мой родственник по имени Иоанн? Он кузнец, думаю, человек известный в этих краях.
Иосиф назвал своего родственника кузнецом, умолчав о его основном занятии – ковать мечи и наконечники для стрел. Он сам был оружейником и хорошо знал, что люди его профессии не пренебрегают работой по ремонту и изготовлению различной домашней утвари, заказы на оружие поступают не так часто. Потому простые земледельцы и скотоводы скорее знали таких мастеров, как кузнецов, а не как оружейников.
- А не тот ли это Иоанн, что куёт мечи для воинов? – ответил пастух.
- Мой родственник вполне может выковать и меч.
- Если это тот, о ком я думаю, то дом его стоит как раз на берегу этого ручья, из которого мои овцы пьют воду каждый полдень. Идите вдоль берега, и скоро увидите его дом.
­Путники подошли к дому Иоанна, когда солнце еще высоко висело над горизонтом, но лучи его уже не обжигали палящим зноем. Двор, окруженный невысоким плетеным забором, был пуст. Женщина в темно-красной длинной тунике с шалью, накинутой на плечи, поднималась к дому от ручья, в руке она несла деревянное ведро, наполненное водой. Заметив путников, стоящих у изгороди, она остановилась, поставила на землю ведро и подошла к ним. Иосиф приветствуя ее спросил:
- Скажите, любезнейшая, не здесь ли проживает мой родственник Иоанн?
- Да, это дом почтенного мастера Иоанна, а вы кто такие, откуда пришли?
- Мы идем из Иерусалима, нам очень нужно встретиться с Иоанном, – ответил Иосиф, – а Вы кем ему приходитесь?
- Я его жена, Иоанн сейчас работает в мастерской, да вы проходите во двор, он выйдет к вам, как только закончит работу.
Путники вошли во двор, а женщина пошла в мастерскую, которая примыкала вплотную к дому. Через некоторое время из мастерской вышел человек в черном хитоне с кожаным фартуком. Подойдя к Иосифу, он обнял его и произнес:
- Ну, здравствуй, дорогой мой Иосиф.   


 Своего родственника Иосифа и его спутников Иоанн принял радушно, разместил их в лучших комнатах своего дома и обеспечил всем, чем мог. Иосиф нашел работу в мастерской Иоанна, а Иегуда занялся сбытом оружия, дела пошли лучше, состояние Иоанна росло. Прожила семья Иегуды у Иоанна около десяти лет, Мириам за это время родила ещё двоих сыновей: Иакова и Симона, а когда пришла весть о том, что жестокий Архелай отстранен от власти, стали они собираться домой, в Галилею.


Рецензии