О госдолге РФ
А можно ли брать на веру эти оптимистические данные? Если кратко, то нет! Особенно с учётом тех обязательств, которые государство РФ приняло на себя перед своими гражданами по Федеральному Закону РФ от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан в РФ»! Напомним тем, кто забыл, что согласно Статье 2 гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом РФ. А согласно Статье 3 государственный внутренний долг РФ по гарантированным сбережениям граждан гарантирован государственной собственностью в соответствии с Конституцией РФ и всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Принятому по инициативе КПРФ закону №73-ФЗ предшествовало Постановление Съезда Народных Депутатов РФ от 27.03.1993 № 4677-1 «О компенсации и восстановлении сбережений граждан РФ»:
1. Признать, что компенсация потерь по вкладам граждан РФ должна обеспечить восстановление уровня покупательной способности денежных средств, имевшихся на счетах граждан на 1 января 1992 года в Сберегательном банке РФ. До восстановления этого уровня считать необходимые объёмы указанных компенсаций важнейшей составной частью внутреннего государственного долга, а погашение этого долга – первоочередной задачей государства...
Всё вроде бы прописано чётко, но где отображён этот внутренний государственный долг РФ перед собственными гражданами, в каком государственном акте он зафиксирован?! Ответ краток: НИГДЕ! С учётом того, что по состоянию на 1990 г. сбережения граждан в Сбербанке составляли 381,4 млрд. рублей! Полновесных советских рублей...
Но это замечания не по существу. А по существу можно сказать следующее, хотя ничего нового мы не предлагаем. Уже давно Государство признало эти вклады внутренним государственным долгом. И даже кое-что уже выплатило в качестве компенсации, но не в счёт обслуживания и погашения долга. К тому же делалось это не по закону. Иногда складывается впечатление, что кто-то сознательно старался всё запутать так, чтобы потом сам чёрт не разобрался. Во-первых, вкладчиков поделили на категории, чем нарушен конституционный принцип равенства перед Законом. Во-вторых, компенсации, выплаченные в разные годы, не сопоставимы по покупательской способности. В результате внутренний государственный долг до сих пор не оформлен надлежащим образом. И в этом мне видится главная проблема.
Не может быть и речи о единовременном погашении внутреннего государственного долга в части сбережений граждан, но сам долг давно следовало оформить надлежащим образом. Давно пора закрыть оставшиеся и забыть все дореформенные вклады, а выдать вкладчикам, кредиторам Государства, государственные долговые обязательства или расписки (с зачётом всех компенсаций!) и обслуживать внутренний долг наравне с внешним долгом. Так или иначе, но государственные долговые обязательства (расписки) можно будет продать, заложить, завещать, обменять на акции, оплатить ими налоги и т.д. К этой работе можно подключить другие банки с государственным участием и частные банки, чтобы преодолеть гнетущую монополию Сбербанка России. Если бы всё это было предпринято раньше, возможно, что самой проблемы вкладов и вкладчиков уже не было давно, а был надлежаще оформленный и надлежаще обслуживаемый внутренний государственный долг...
И ещё один, риторический вопрос, к сожалению: Зачем нам такая Счётная палата, которая не знает реальный размер госдолга РФ?
16 марта 2009 г., 7 августа, 24 сентября 2021 г.
© Валентин Поляков 2021
Свидетельство о публикации №221092401843