На рассвете хочется жить

(записи из блокнотов)

+++
Рассвет – моё любимое время дня. Я говорю не только о визуальных впечатлениях. Внутренне
я ощущаю светлый молчаливый восторг. Видимо, это у меня в крови: мои родители всегда
вставали чуть свет. Я была мала и сквозь раннюю дрёму слышала, как отец курит на веранде,
как деловито растапливает остывшую к утру печь, покашливая от папирос и от дымящихся дров.
Завтрак он любил готовить сам. Это была яичница-глазунья на шкварках и большая чашка
крепкого чая с молоком… Вот поднялась и мама. Она проворно приготовила большую стопку
оладий, достала домашнюю густую сметану, расставила тарелки…

+++
Кот Маршал просыпался раньше всех. Он лениво сползал с моего атласного стёганого одеяла,
презрительно щурясь на меня, неразумную малявку, которая подвергает его каждодневной
дрессуре. А что?.. Маршал легко прыгал через кольцо моих рук – сколько я захочу! Ходил
змейкой между моих босых ног, скрещённых при ходьбе. Говорил  с кошачьим акцентом, но
довольно внятно, человеческие слова  ''мама'',  ''мясо'',  ''мир'',  ''массаракш''… По-французски
Маршал тоже что-то мямлил… Однако у него были неважные преподаватели. Я намекаю на себя,
если вы ещё не догадались.

+++
«Ляля, запри дверь. Мы уходим»,  – легонько трогал меня за плечо отец. Хочу заметить: меня
никогда не тормошили для того, чтобы разбудить, а лишь слегка касались плеча. Спала я очень
чутко. Кот Маршал и сам был бы рад драпануть через порог!.. Да там зима. Лапки мёрзнут… Он
гипнотически уставился на меня, молча ожидая, когда я его накормлю. Маршал и сам был
добытчиком. Однако пойманных собственнолапно мышей и птичек он в пищу не употреблял. Его
кошачьи занятия можно охарактеризовать как спортивную охоту. Рыбалка же Маршалу была не
по нраву. Хорошо, что я  не назвала его морским именем, вроде Адмирала или Боцмана...

+++
На рассвете хочется жить. Словно ты только что родился. В детстве всем чрезмерно желается
жить! Старики тоже хотят жить. Но у детей ещё нет того печального понимания, что жизнь не
вечна. Это неправда, что постаревшие люди – словно дети. Они беспомощнее детей, если речь
идёт о человеческих жизненных возможностях. Однако над маленькими все охают и трясутся,
а над стариками сокрушённо вздыхают, плохо скрывая чувство досады. Как там у Пушкина?..
«Когда же чёрт возьмёт тебя!..». У нас в домашнем кругу было много добрых шуток и мало злого
раздражения. Любой рассвет был для меня ярким и добрым, даже если пасмурно. Так и поныне.
____________________

24. 09. 21


Рецензии