Сроднился с Уралом и... Обью!

Друзья!

Продолжаю публиковать свои статьи и зарисовки из моего  домашнего архива.Полвека прошло с тех пор, как на страницах городской газеты "Кировградский рабочий" начали появляться мои опусы, посвященные уральской природе. Увы, лишь малая часть тех публикаций сохранилась у меня. Даю, что есть...
Второй этап моего  писательства приходится  на 1986 и все последующие годы, когда я переехал в Нефтеюганск и стал корреспондентом "Нефтеганского рабочего".
Из этих заметок, этюдов и статей родилась впоследствии моя книга "Песнь и плач Матери-Земли!" www.uralizdat.ru
Но первый её вариант был опубликован на сайте "Экосистема" в 2008 году.
Вот что было написано в предисловии:

"Уважаемый читатель!

В своих руках вы держите уникальную книгу известного журналиста Владимира Поликарповича Назарова, где воедино собраны его основные этюды, рассказы и статьи о природе Севера и о людях этого сурового края.

Все работы автора пронизаны поэтическим воспеванием Природы и ... воплем о ее защите. Защите от варварского отношения к богатствам российских лесов и ее недр. Никто не спорит: нефть, газ, лес, рыба нужны нам ежедневно, но не такой же ценой, как это добывается сейчас. Вот этими вопросами, взаимоотношениями в цепочке Человек-Природа и пронизано всё творчество журналиста. Через все его этюды красной нитью прослеживается горячая любовь автора к природе своего края и к ее сбережению не только для нынешнего, но и для последующих поколений россиян.

Природу Владимир Поликарпович любит во всех ее проявлениях: солнечный весенний денек на Обских просторах и зимнюю стужу в тайге, яркие краски осени и летние туманы росяного утра.

Творческая личность В.П. Назарова — этого самобытного художника слова — связана с особой чувствительностью к любому настроению жизни, к ее равнодушию, она оборотная сторона обостренного восприятия ее красоты и глубины, тоски по гармонии и совершенству. Окружающие леса, луга, озера, даже болота и сам воздух в произведениях В. Назарова так чудесны, что дышат фантастикой, сказкой. Все творчество этого певца Севера, будь то этюды о природе или статьи на злобу дня, проникнуты глубоко личным, выстраданным чувством. Владимир Поликарпович, как истинный художник, умеет обнаруживать белые пятна там, где карта, казалось, давно и густо заполнена всеми географическими данными. Эти белые пятна — новое, то новое, что открывается читателю через творчество автора о природе своего края, столь любимого им Севера.

Посмотрите, с какой любовной непосредственностью автор повествует о речке своего детства, об озерках, о таежной жизни, об острове Пим: иначе, как шедевром, писательским даром эти его этюды о природе не назовешь.

Размышления автора этюдов и статей у таежного костра, в охотничьей избушке да и просто во время одиночного пребывания в глухой тайге о жизни вообще и о месте растений, животных и человека в природе, об их тесных и сложных взаимоотношениях носят философский характер. У автора этой книги есть своя стройная философия Природы. Во всех своих произведениях он убедительно иллюстрирует ее основательность и правоту и в то же время показывает ее хрупкость и уязвимость. Автор слышит ее стон, он слышит ее плач от неграмотного, варварского, потребительского и грубого обращения технарей и обывателей с ней, с природой. И через все свое творчество Владимир Поликарпович Назаров лейтмотивом проводит мысль о целостности биосферы нашей планеты, где центральной фигурой является ЧЕЛОВЕК! А отсюда и вывод делает о необходимости бережного отношения к Матери-Природе.

В творчестве В. Назарова именно поэзия становится доминантой прозы: лиризм, нюансы настроения, музыкальность фразы, мелодия повествования — в них сосредоточено все обаяние стиля этого, я бы сказал, самородка Севера.

Отличный мастер пейзажа, Владимир Поликарпович Назаров уверенно владеет и искусством психологических описаний. Неважно о ком он пишет, будь то известный фотохудожник В.М. Песков или почетный мостостроитель А.А. Якубчик, пенсионер — неутомимый краевед А.Н. Пискунов или старый рыбак и охотник Ф.П. Колодин — везде тончайшие чувства, малейшие движения человеческого сердца, едва заметные волнения души возбуждают с особой силой авторского внимания. Он описывает своих героев очерков с такой любовью и с такой тщательностью, с какой зарисовывает розовые облака в закатный час или лесную чащу в предчувствия грозы. Мечтательность автора и его философия передается через его героев нам, его современникам, его читателям.

Книга В.П. Назарова замечательна и тем, что, помимо своей художественной ценности, она имеет еще и большой воспитательный потенциал: она поможет молодому поколению Нефтеюганска ближе узнать особенности и красоты своей местности. Эта книга должна стать настольным пособием не только для школьников и учительства города, но и для всего его взрослого населения.

По сути, это ПЕРВОЕ пособие на Севере по конкретному региону. Первопроходцам всегда трудно. Теперь энтузиасты — учителя биологии, географии, экологии пусть подхватят эстафету. Пусть продолжат с учениками изучение своего края и, главное, внесут свою лепту в благородное дело воспитания экологически грамотной личности. А почему бы не ввести в традицию издание сборников — ежегодников по экологическим особенностям своего края, где бы печатались важнейшие творческие работы ребят из разных школ? Современная компьютерная техника школ города сейчас прекрасно позволяет делать такие выпуски — ежегодники. Дерзайте, коллеги! Поле для творческой деятельности открыто для всех. Тогда школы Севера могут получить еще одно ценное пособие по своему краю.

Очень хотелось бы, чтобы все школы края имели нужную и свежую информацию о своей местности не только из книги В.П. Назарова, но и от сотрудников научных учреждений, от заповедников и других учреждений. Испокон веков русская научная интеллигенция просвещение своего народа считала своим святым долгом. Ведь школа — это кузница, где выковывается, воспитывается, формируется будущее России, и помогать школе в осуществлении этого важнейшего дела — ДЕЛО ВСЕХ.

Сейчас во всех средствах массовой информации усиленно звучит мотив воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма к своей Родине. И это совершенно правильно. А ведь воспитание патриотизма к своей Родине, к России, начинается с воспитания любви и гордости к своему краю. Полюбить же свой край можно только тогда, когда его знаешь, изучишь А узнаешь его тогда, когда протопаешь его из конца в конец и делать это надо в школьные (самые восприимчивые) годы. Вот он, этот замкнутый круг воспитания патриотизма. И называется этот круг ЭКОЛОГИЧЕСКИМ КРАЕВЕДЕНИЕМ. Нельзя забывать, что не все школьники станут биологами, математиками, физиками, а вот патриотами России должны стать ВСЕ! И здесь очень кстати окажется книга журналиста-эколога-краеведа Владимира Поликарповича Назарова.

Школьное образование немыслимо без преподавания краеведческого материала. Поэтому все учителя всех уровней общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования должны обладать достаточными знаниями об исторических, географических, биологических, экологических, этнографических и других особенностях своего края. В противном случае школа рискует выпускать в большую жизнь молодое поколение с ущербным образовательным уровнем. В связи с этим руководителям города и района, а также руководителям всех предприятий и, в первую очередь, руководителям органов образования должно быть совсем не безразлично, кого выпускает современная школа: просто человека с документом об окончании школы, или Гражданина Великой России! Поэтому книга-пособие Владимира Поликарповича Назарова в первую очередь должна адресоваться учителям, руководителям кружков внешкольного образования, школьникам, любознательным туристам и просто любителям природы сурового, но вместе с тем прекрасного края, каким является Нефтеюганск и его окрестности.

Александр Меркер,
действительный член Русского Географического общества,
отличник Народного просвещения Российской Федерации.

14 октября 2008 года".
...Други!
Это предисловие моего старшего друга-наставника  сохранено и в новом варианте (электронном и бумажном) моей книги, которую сейчас бесплатно распространяю среди нефтеюганцев.
Вл.Назаров.
***********
1.Жемчужина Урала

Километрах в сорока от Невьянска на запад проходит граница континентов Европа-Азия. Она пересекает и территорию Висимского государственного заповедника, старейшего  в Свердловской области. Это типичный горно-таежный уголок, главное богатство которого — первобытные ельники в верховьях реки Сулем, правого притока Чусовой. Их никогда не касались топор и пила человека.
Огромные, неохватные стволы могучих темно-зеленых елей и пихт возносятся в небо, торжественно и угрюмо сторожат покой девственной горной тайги. С нижних сухих ветвей свешиваются бородатые седые лишайники, пробившийся сквозь сомкнутые кроны солнечный луч высветил изумрудное пятно мха-сфагнума. Хвощи, высокие густые папоротники не в силах скрыть поверженных  от старости великанов, сквозь трухлявые останки которых тянется к свету молодая поросль.
Сурова и прекрасна тайга зимой. Более чем метровой толщины мощный снежный покров укутал землю, в сверкающих серебряных ризах стоят ели и пихты, густым куржаком оделись согнувшиеся под тяжестью снежной ноши молодые деревья. Здесь, на водораздельном хребте, выпадает в два с половиной раза больше осадков, чем на восточном склоне.
Весной многочисленные ручьи и реки (только один Сулем имеет свыше 50 притоков) сбегают с горных склонов, представляющих собой водораздел двух величайших водных систем Европы и Азии — Волжско-Камского и Обского бассейнов.
Прозрачна, мягка и приятна на вкус вода реки Сулем, напоенной многочисленными ключами в верховьях. 
«Как бы зажатые с запада и востока
Зажатые в тиски дымного и огненного промышленного Урала, горно-таежные леса играют не только для него, но и для прилегающих к нему Прикамской и Зауральской равнин такую важную климатообразующую, водоаккумулирующую роль, значимость которой мы еще не можем полностью оценить», — пишут уральские ученые В. Г. Турков и Б. П. Колесников.
Но есть и еще многое другое, что определяет неизмеримую ценность заповедника. Слово его директору А. С. Мишину:
— Специалисты подсчитали, что средняя стоимость древесины на одном гектаре составляет 500 рублей, а средообразующие, ресурсоохранные и другие способности наших лесов в среднем оцениваются суммой шесть тысяч рублей на каждом гектаре. В десять раз выше оценки зарубежных экспертов. Если таким образом оценить заповедник, то только стоимость леса, без учета уникальности объекта, составит около миллиарда рублей — действительно национальное достояние!
А ведь заповедный лес — это и поставщик кислорода, и резерват для ценных промысловых зверей и многих редких растений, входящих в генофонд планеты; это, наконец, незаменимый, уникальный эталон природы Среднего Урала. Научная ценность заповедника велика, здесь ведут исследования ученые Свердловска, Нижнего Тагила, Москвы, Вологды и других городов Советского Союза.
Огромны рекреационные возможности заповедной природы. Человека, однажды побывавшего здесь, с неодолимой силой тянет вновь и вновь на зеленыес клоны гор, где в апреле нежно благоухают весенние эфемеры — хохлатка Галлера и анемона алтайская, белым половодьем заливает поляны ветренница европейская, небесно-голубыми глазами смотрят в мир прелестные медуницы. А в июне среди разогретых обломков скал вспыхивает огненными факелами лесной пион — марьин корень.
Всю эту красоту свято берегут немногочисленные сотрудники заповедника. Каждый год им на помощь приходят студенты-биологи Уральского государственного университета, а также специальные отряды защитников природы из Казани, Йошкар-Олы и других городов страны.
Судьба Висимского заповедника непроста Первоначально он был создан в 1946 году на обширной территории площадью 56 320 гектаров. Но в 1951 году его расформировывают и только через 25  лет вновь придают статус заповедности, по уже значительно сократив территорию (до 13 350 гектаров). В связи с принадлежностью территории заповедника к старинному горнозаводскому округу, воспетому в произведениях Д. Н. Мамина-Сибиряка, в организации Висимского заповедника активное участие принимали писательские организации Урала.
Сегодня небольшой научный коллектив Висимского государственного заповедника занят основной темой исследований — это «Летопись природы заповедника». Здесь полностью запрещены охота, рыбная ловля, сбор лекарственных растений, цветов, семян, ягод, сенокошение, выпас домашних животных, вырубка леса и т. д. Посещение заповедника возможно только по разрешению его администрации (центральная усадьба располагается с середины 80-х годов в городе Кировграде, Свердловской области. В.Н,).
К сожалению, число нарушителей, особенно в охранной зоне заповедника, почти не уменьшается. Вырубаются леса на горе Старик-Камень и горе Пахомихе, на местах глухариных токов; не щадятся опушки вдоль границы заповедника шириной 200 метров, безжалостно уничтожаются береговые защитные полосы по речкам Расья, Сакалья. Каменка, Шишим и другим. А это может привести к обмелению Сулема, исчезновению в нем хариуса. Далеко не изжито и браконьерство. Надо сказать, что в последние 30 дет здесь хищнически полностью истреблена косуля, под угрозой исчезновения отдельные кедровые куртины (а ведь по заповеднику проходит юго-западная граница естественного распространения кедра).
...Средний Урал, где горная цепь понижается, представляет собой как бы грандиозные «ворота», соединяющие Европу и Азию. Поэтому не случайно в Висимском заповеднике соседствуют между собой темнохвойные и широколиственные леса, встречается немало реликтовых растений, разнообразен животный мир.
Сохранить для потомков этот уголок «древней горной страны» — задача и обязанность каждого уральца, каждого гражданина России.

Вл. НАЗАРОВ,
общественный инспектор по охране Висимского государственного заповедника.
Газета "Кировградский рабочий".
1970-е годы.
**********

2.ЗА КАРАСЯМИ

На траве был иней, под ногами хрустел ледок.
Я спустил лодку, и она тихо закачалась на холодной темной воде. Уложена на брезент заранее перебранная сеть-сороковка, приготовлены колья, поплавки, грузила. Скоро стемнеет, надо торопиться поставить снасть. Ведь ход карасей начинается поздним вечером, продолжается всю ночь. Часам к девяти утра сеть уже можно снимать — карась теряет активность, отстаивается на глубине, в укромных местах.
Лесное озеро в красноватых лучах заходящего солнца очень красиво. Оно вытянулось в длину среди огромного торфяного болота, окаймленного на горизонте грядой низкорослого сосняка. В этом древнем водоеме водятся крупные золотистые караси, щуки, черные, с лапоть, окуни с алыми плавниками.
Так объяснил старый охотник и рыбак Ф., знаток этих болотистых пойменных мест. И мне захотелось самому проверить, насколько богато рыбой озеро.
Установка сети — дело непростое. Прежде всего нужно выбрать подходящую территорию воды, чтобы было и не глубоко, и не слишком мелко. Желательно недалеко от берега и там, куда приходит больше всего кормиться красавцев-карасей. Ошибиться в этом может и самый опытный рыбак, так как озеро довольно велико.
Я правлю веслом к подветренной стороне, где затишье, где вдоль берега густые заросли растительности, а на дне жирный ил (сюда стекают с острова ручьи).
Забиваю кол напротив устья одного из ручьев, метрах в тридцати от берега, и привязываю верхний шнур от сети. Теперь плавно ведя лодку, нужно постепенно выметать всю снасть в воду, что далеко не просто. Тонкие капроновые нити имеют свойство цепляться за любой предмет, за острые края лодки. Кроме того, сразу нужно надевать грузила (тяжелые металлические кольца) и ставить поплавки из пенопласта. И те и другие сделаны для удобства съемными, их можно спрятать в траве, во мху до следующей рыбалки (как и саму сеть, для чего рыбаки-любители изобрели весьма хитроумный способ). Прячется от посторонних глаз обычно и лодка.
Пока я возился со всей этой работой, солнце опустилось за горизонт, стало быстро смеркаться. Быстро возвращаюсь к берегу, вытаскиваю лодку и иду незаметной тропинкой к недалекой гриве, где полно сушняку, поваленных деревьев. Дрова, хворост и береста у меня приготовлены заранее и скоро яркое веселое пламя освещает мой бивуак, брусничник, зеленый мох вокруг.
...Проверять сеть я пошел в двенадцатом часу ночи, привязав на шнурок и повесив на шею плоский электрический фонарик. Было очень холодно, вроде даже льдинки звенели, когда я доставал первых запутавшихся в ячее жирных карасей, граммов по 300—500 каждый. Рыбы было столько, что шевелящаяся и дергающаяся добыча притопила поплавки.
Еще больше был второй улов, под утро...
...Домой я возвращался с рюкзаком, который значительно потолстел и потяжелел. И вовсю дорогой предвкушал, как к Новому году вытащу из холодильника соленых, холодного копчения, истекающих жиром карасей, отличную закуску к сургутскому пиву.

Вл.Назаров
Газета "Нефтеюганский рабочий"
1980-е годы.


Рецензии