104. Изгнание, исход и условие для входа

Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. В них –духовный путь исправления природы человека; при их осмысливании через сознание души проясняется многое. А то, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в «зашифрованные» в образах этого мира духовные смыслы стихов.

"Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его;
воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его.
Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа.
Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда.
Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения Его и суды уст Его,
вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его."

Псалом начинается с экзальтации хвалы. Давид разнообразием красивых высоких слов побуждает к поклонению, чтобы вдохновить людей прославить Бога.

По существу, это и красивая, и чёткая «инструкция», как войти в духовное ощущение Творца. Для чего? Для прямого следования к Нему!

«Славьте Господа; призывайте имя Его», – Того, на чьё благоволение в дальнейшем уповаем.
«Возвещайте в народах дела Его» – чтобы другие могли вдохновиться и присоединиться.
«Воспойте Ему и пойте Ему» – хвала Богу начинается с чувства благодарности, а хвала – это публичная демонстрация своих чувств в адрес Бога голосом и пением: «Хвала Ему непрестанно в устах моих» (Пс. 33:2,3); «Я гласом хвалы принесу Тебе жертву» (Ион.2:10). Это исповедание Господа вслух перед другими.
«Исповедуйте все чудеса Его» – рассказывайте о том, что переполняет и восхищает. Это выражение желания наполнить тем же других, это уже духовная отдача.
«Хвалитесь именем Его святым» – «Так пусть произносят имя Моё над сынами Израиля, и Я благословлю их!» (Числа 6:27).
Имя Бога у каждого своё, даже если состоит из одних и тех же букв. Это уровень постижения, в соответствии с уровнем имя Творца понимается и славится.
«Ищите Господа и силы Его» – ищите во святилище, на путях, которыми Он определил нам искать Его. Ощутите Его своим блаженством, а затем стремитесь к этому блаженству.

Нет слепой судьбы или механистической природы, ведущей с нами случайную игру. Какие бы желания в нас ни возникали, какие бы мысли ни залетали неизвестно откуда – всё приходит от Высшей силы. И от нас требуется только одно – чтобы это осознавали, этим себя укрепляли и правильно реагировали на происходящее.
Пробуждающиеся мысли и желания, а также мысли об этих мыслях, и желания, вызванные этими желаниями, – всё проистекает из одного Источника. Который побуждает к тому, чтобы каждый раз, связуясь с Ним и отрываясь от Него, человек выстраивал всё более прочную, многослойную и многообразную связь.

Так мы и идём – ищем Господа там, где Он есть, и обнаруживаем, что Он действительно близок, – что Он находится в человеке.
Ищите силы Его, то есть благодати, чтобы Он совершал в нас работу, которую мы можем сделать лишь благодаря исходящей от Него силы.
А затем ищите лица Его, ибо Его силой мы надеемся преодолеть Его, прося о благоволении, как Иаков (Ос. 12:3). Ищите лица Его всегда; ищите Его благоволения, продолжайте искать его до конца времени вашего испытания. Ищите его, пока живёте в этом мире, и будете иметь его, оказавшись в другом. И даже там мы будем вечно искать его, бесконечно возрастая, но в то же время будучи удовлетворенными в нём.

«Да веселится сердце ищущих Господа», – ибо они сделали единственно верный выбор, они находятся в правильном СОстоянии, занимаются правильным делом и могут быть уверены, что труд их не напрасен. Если есть повод веселиться у ищущих Господа, то тем более у тех, кто нашёл Его.

«Вспоминайте» во многих переводах – «задумайтесь». Задумайтесь о том, что Он сказал и что сделал, и увидите, за что благодарить Его. За всё! И не менее – за «суды уст Его», которые не в погибель, а в научение жизни.
Задумайтесь, в каких взаимоотношениях с Ним состоите. Семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его – ныне это Божья Церковь, которая на земле. Не вся, конечно, а истинная, принявшая духовное наследие упомянутых духовных свойств «Авраам», «Иаков» и развивающая их в соответствии с волей [программой] Творца.

"Он Господь Бог наш: по всей земле суды Его.
Вечно помнит завет Свой, слово, которое заповедал в тысячу родов,
которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку,
и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный,
говоря: «тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего»."

Завет с Авраамом (Быт. 12:1-20), позже был подтвержден Исааку (Быт. 26:3-4), а затем Иакову (Быт. 28:13-15).
Имя Авраам означает «отец народа». Авраам стал не только родоначальником многих народов, но и создателем духовной методики, духовным отцом всего человечества. Он указал на единого Бога, на единую силу, которая управляет всем мирозданием: «Нет никого, кроме Него», а свойства Творца определил как «добрый и творящий добро». Цель Авраам видел в постижении Творца и слиянии с Ним по правилу «возлюби ближнего как самого себя». Это обозначено в «Книге Создания» («Сэфер Ецира»).
Авраам, Исаак, Иаков в духовном плане – первые этапы работы Творца по развитию творения, и потому они называются праотцами.

Далее псалмопевец раскрывает, что совершил Бог в обеспечение этого завета до момента, когда ввёл избранный народ в землю обетованную.
Хотя по обетованию вся земля принадлежала им, но получение права на владение казалось настолько невозможным, что они говорили о себе, что они странники и пришельцы.

"Когда их было ещё мало числом, очень мало, и они были пришельцами в ней
и переходили от народа к народу, из царства к иному племени,
никому не позволял обижать их и возбранял о них царям:
«не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла».
И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил.
Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф.
Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его,
доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его.
Послал царь, и разрешил его владетель народов и освободил его;
поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим,
чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости."

Божьим человеком в условиях того глобального кризиса был Иосиф. Он был послан сохранить дом своего отца Иакова, – послан Самим Господом.
Фараон, оценивший его способности, не только освободил его из заточения, но и сделал вторым человеком в стране.

В трактовке псалмов в их духовном смысле важны не физические персонажи, а то, как, с помощью какой силы, какой программы действуют их духовные свойства, зашифрованные под эти образы Писаний.
Фараон есть злое начало, открыто противостоящая Богу сила материализма и эгоизма. Фараон стоит против Творца, злое начало – против доброго.

Иосиф – это духовная ступень, собирающая в себе все былые поиски, сомнения, эгоистические устремления (которые выступали в образах его братьев). Иосиф должен подняться над братьями, о чём говорит увиденный им сон, в котором братья поклонились ему (Быт. 37:5–11). Но братья продали его в рабство, а затем и сами, и не по своей воле, оказались в Египте во власти Иосифа, потому как, не приняв его верховенство, более не могли восходить по духовным ступеням. Все они по замыслу Творца начинают раскрывать Египет – эгоистическую систему, в которую вошли, где начинает проявляться их настоящая эгоистическая суть:

"Тогда пришёл Израиль в Египет, и переселился Иаков в землю Хамову.
И весьма размножил Бог народ Свой и сделал его сильнее врагов его.
Возбудил в сердце их ненависть против народа Его и ухищрение против рабов Его."

Дом Иакова перебрался в Египет. В духовном смысле дом – это все собранные, накопленные, освоенные свойства. Иаков – это начало правильного подхода к исправлению на тогдашнем этапе, на котором человек ещё не понимает и не принимает духовного. Если вспомним, он был назван Самим Господом «Израиль», и на нём было сосредоточено благословение Творца.

Иосиф – это уже новое состояние, новая ступень, на которой ступень праотцов завершается и начинается эпоха сыновей, «сынов Израиля», которая соединяет все свойства сыновей Иакова, своих братьев. Он хотел их в себе объединить, но они «не захотели», каждый пожелал быть сам по себе. То есть все остальные свойства дома Иакова были против этого, «неисправленными» к объединению, и потому начали ощущать «Египетское изгнание».
Условия входа в Египет – готовность объединиться, точнее – отбор готовых к этому душ, исправление тех их свойств, которые стояли против объединения или равнодушны к нему.

В Египте Израилю раскрываются ещё бОльшие желания, его эгоизм растёт – он «весьма размножился», Бог делает «его сильнее врагов его» и при этом возбуждает ненависть египтян настолько, что работа на них, на эти грубые материальные свойства становится для евреев невыносимой. Но при этом они почти целиком погрузились в скверну язычества, и дом Иакова – Израиль оказывается перед опасностью отрыва от цели и от пути к Творцу, он встает на пороге «пятидесятых врат скверны» – оказывается перед опасностью полного отрыва от цели и от пути к слиянию. Тогда остро встаёт необходимость выхода из Египта. Тогда Всевышний посылает бедствия и казни, чтобы из сокрушённого состояния Израиль осознал зло эгоизма и воззвал о помощи, и тем самым удостоился подъёма над эгоизмом – «выхода из Египта».

Это происходит, когда «поднялся новый царь над Египтом», не знавший Иосифа, и свойство Иосифа исчезает. Чтобы продолжить исправление, идти другим путём, появляется новая ступень, которая называется Моисей. Чтобы выйти из Египта, уже жизненно необходимо было объединиться.

"Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал.
Они показали между ними слова знамений Его и чудеса Его в земле Хамовой.
Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его.
Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их.
Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их.
Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их.
Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их,
и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их.
Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа;
и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их.
И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их."

Моисей есть «предводитель» – особое духовное свойство, которое ведёт человека к выходу из Египта – из царства эгоизма, царства противника Бога – Фараона. Моисей становится «верным поводырём», которому надлежало полностью отменить себя и встать под управление Творца, который реализовывал через него Свою программу.
Моисей – не только главное действующее лицо Торы, но и главное свойство. Это он получает Тору и передает её народу Израиля. Он находится посередине между Творцом и Его народом и играет важнейшую роль в Торе, задача свойства «Моисей» – установить правильную связь между Творцом и творением.
Имя Моисей (Моше), имеет значение «вытаскивающий» (мошех), и он именно тот, который вытащил и вывел израильтян из Египта.

Далее Давид вспоминает египетские казни, но не в хронологическом порядке и не все. Произвольность и выборочность свидетельствует о том, что им передаётся и скрытый смысл, духовная составляющая представляемых образов. Так, «египетская тьма» была одной из последних кар, хотя им упоминается первой.

К «Послал тьму и сделал мрак», псалмопевец добавляет: «и не воспротивились слову Его» – это о чём? Толкователи не приходят к единому мнению, одни отмечают, что тьма была такой угнетающей, что не могли противиться ей, другие – что не воспротивились повелению обрезать всех, кто ещё не был обрезан, после совершения чего тьма была им защитой ещё три дня.
Между тем видится более высокий смысл: нет ничего кроме тьмы в ещё неисправленных эгоистических свойствах, на которых зиждется Египет. Только те, для кого духовная тьма нестерпима, кто с закрытыми глазами, верой выше знания и видения идёт вперёд – тот выйдет на путь, ведущий к цели. 

Первая «египетская казнь» – кровь в воде. В духовном вода символизирует свойство отдачи, кровь – свойство получения. Рыба, что живёт в воде, символизирует пребывание в отдаче, она имеет чешую – экран от получения света. Рыба не требует кошерования, она чиста.
От мора рыб пострадали жившие в свойстве отдачи, от которого они питались, благодаря которому объединялись между собой. Но вдруг это свойство перестало их объединять. Это первое осознание зла эгоистических намерений, которые ведут их к абсолютной смерти.

Второй удар – нашествие жаб. Жаба – она и в нашем бытовом иносказании жаба, которая душит, это воплотившийся в жадность эгоизм. Везде жабы – везде неприглядный эгоизм, который мешает жить и что-либо делать (даже в спальне фараона).
Если более серьёзно, символ жабы есть во многих культурах и чаще всего это знак нижних пространств вселенной (земли, подземья, воды) и связанных с ними значений. Другими словами, всё самое низменное.

Нашествие мошкары, град и палящий огонь на землю вместо дождя, саранча и гусеницы без числа, съевшие всю траву на земле и плоды на полях – в этих образах усматриваются последствия эгоизма.
В наше время это становится уже не то, чтобы угнетающим, – уже гибельным.

Всё это побуждает к взаимной отдаче, к объединению среди своего эгоизма. Египет, фараон – это их общий эгоизм. Так как это сыны Иакова-Израиля, они пытаются каким-то образом быть взаимно связанными добрыми, правильными действиями, которым их обучили праотцы. Но это уже не работает.

Творец раз за разом пробуждает духовную цель, чтобы она светила людям. Когда мы пожелаем достичь её, то текущее состояние станет для нас изгнанием, тьмой и казнями египетскими. Это позволит возвысить духовное в сердцах, возвысить важность отдачи и любви к ближнему, единства – до такой степени, что изгнание станет невыносимым, и мы будем обязаны сбежать из него.

Почему-то считается, что Бог посылал казни исключительно на египтян. Но это невозможно в общих местах обитания. Если более вдумчиво исследовать тему египетских казней, то обнаруживается, что основной их целью было не наказание египтян, не низвержение их «богов», как часто это представляется. Главной целью казней было воздействие на израильтян, и вся «показательность» казней была только для них!

В Мишне (трактат «Поучения отцов») сказано: «Десять чудес было совершено для наших предков в Египте». За несколько веков жизни в Египте множество евреев переняли обычаи египтян и с рвением служили их божествам, привязались к этой стране и считали её своей настоящей родиной.

По определению книги «Зоар», евреи опустились, на «сорок девятую ступень духовной нечистоты» из пятидесяти существующих. И казни, которые поразили весь Египет, в первую очередь были призваны отделить евреев от египетского народа в глазах их самих. Каждая казнь была «ударом по египтянам и лекарством для сынов Израиля», как сказано: «И будет разить Творец египтян, разя и исцеляя…» (Ис. 19:22) – исцеляя евреев. Более того, Всевышний ожесточил сердце фараона и всех его служителей именно для того, чтобы евреи в полной мере прониклись трепетом перед Господом и раскаялись в своих прегрешениях.

Но даже после восьми таких бедствий, разоривших Египет, большинство евреев по-прежнему сохраняли привязанность к Египту. И тогда рука Всевышнего обрушилась именно на евреев. Об этом сказал пророк Иезекиль, 20:7-8: «Пусть отвергнет каждый мерзости, что перед глазами его, и богами Египта не оскверняйте себя. …Но они восстали против Меня – не отвергли мерзостей, что перед их глазами, и богов Египта они не оставили. И Я решил излить Мой гнев на них, обрушить Мою ярость на них в стране Египет». Весь Египет окутала непроницаемая мгла, под покровом которой в течение шести дней были поражены мором сотни тысяч евреев, не желавших подчиниться воле Творца по выходу из Египта. А египтяне, окутанные мраком, того даже не видели и не знали масштабов постигшей евреев трагедии.

Но и те, что уцелели, не рвались покинуть Египет. Моисей просил фараона отпустить евреев в пустыню всего «на три дня пути» не для того, чтобы обмануть египтян, но ради самих евреев – чтобы чувствовали, будто остается возможность снова возвратиться в Египет.

Уцелевшим в дни тьмы израильтянам предстояло пережить некое подобие духовной «смерти», отказавшись от всех языческих представлений и египетской веры. Пятикнижие, книга «Исход» повествует, что за четыре дня до исхода Бог сказал Моисею: «…пока сыны Израиля служат египетским идолам, они не будут избавлены. Иди и скажи им, чтобы они оставили свои дурные дела и отказались от идолослужения. Пусть возьмут себе ягнят и зарежут божков Египта!».
Евреи должны были зарезать пасхальных барашков с ясным пониманием того, что они своими руками уничтожают главную «духовную» ценность египтян – ведь ещё вчера они поклонялись баранам как божествам, а теперь режут их и приносят в жертву Творцу Вселенной.
И сыны Израиля подчинились. В «Исходе» об этом сказано очень кратко: «И пошли, и сделали сыны Израиля – как повелел Бог Моисею и Аарону, так они и сделали».
А далее: «И было в полночь – Бог поразил каждого первенца в земле Египта». В эту ночь, когда умирали только египтяне, а не евреи, Всевышний окончательно «разделил между Египтом и Израилем», и заставил евреев осознать, что они другие. Исход из Египта сравнивается в Пятикнижии с мучительными родами: Творец «взял Себе народ из чрева народа» (Втор. 4:34).
Когда убивают всех первенцев Египта, каждый ощущает, что у него не остается никакой связи с Египтом, там у него ничего не может взрасти. И тогда он готов оставить Египет.
   
"И вывел Израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их болящего.
Обрадовался Египет исшествию их; ибо страх от них напал на него."

А в прямом переводе (еврейского текста) читаем: «и не было бедняка среди колен их».
Израильтяне покинули Египет, обобрав египтян, которые обрадовались их уходу и были готовы отдать всё, чтобы избавиться от них.

По мнению большинства толкователей, серебро и золото египтян, которое евреи забрали с собой, выражало два смысла: наказание Египта и награда евреям. Из Книги Исхода мы знаем, что именно Сам Бог побудил египтян добровольно отдать свои серебряные и золотые вещи.
Это на земном физическом уровне. В Торе серебро считается свойством отдачи, а золото – свойством отдачи ради получения. Хасиды говорят, что серебро и золото есть физическое воплощение духовных «искр святости», скрытых в нечистоте Египта, которые оставшиеся верными Богу евреи освободили и вынесли из Египта.

Из всего вышесказанного ясно, что Божий народ должен был пройти через египетское рабство ради своего собственного блага. Благодаря изгнанию израильтяне пришли к осознанию зла эгоизма, осознанию необходимости бегства от него в свойства единения и отдачи, и удостоились духовного возвышения. В этом и была цель изгнания.

"Простёр облако в покров им и огонь, чтобы светить им ночью.
Просили, и Он послал перепелов, и хлебом небесным насыщал их.
Разверз камень, и потекли воды, потекли рекою по местам сухим,
ибо вспомнил Он святое слово Своё к Аврааму, рабу Своему,"

Облако, не позволявшее сбиться с пути (Исх. 13:21), и укрывающее от врага, как дымовая завеса (Исх. 14:19, 20). Ночью оно превращалось в огненный столп, чтобы светить в пути. Бог обеспечивал Свой народ наилучшим питанием: перепелов и манну с небес. При наступающей жажде Он раскалывал камень, и оттуда воды текли рекою. Общее провидение черпает воду с небес, а хлеб из земли, но для Израиля божественная сила послала хлеб с небес, а воду из скалы. Воды потекли рекою по местам сухим, обильно и постоянно, прокладывая путь в места дальнейших поселений, и говорится, что скала следовала за ними (1Кор. 10:4).
Несмотря на сопротивление людей исправлению, Господь верен – Он помнит святое слово завета, данного Аврааму.

За этими образами – вполне распознаваемые символы духовных воздействий, используемые как в Ветхом, так и в Новом Завете.
За этими образами пока не упоминается, что народ с Божьей помощью «оторвался от войск фараона» - злобных эгоистических желаний, однако в нём осталась «многочисленная толпа» таких, которые хотят получать эгоистические материальные удовольствия от показной принадлежности к Творцу, и даже пытаясь его эксплуатировать так, как делают это с окружающими людьми.

В каждом из нас есть такие желания и намерения. И когда мы приходим к «Конечному морю», то не готовы в него войти, пока воды не расступятся силой Божьей. А самому перейти его с грузом своего эгоизма невозможно, ведь это море представляется просто смертью.
А после сего первого этапа мы достигаем горы Синай, и получаем последнее условие: «соединитесь как один человек с одним сердцем» – оно самое трудное! После всех сделанных человеком выяснений и шагов к духовному, он раскрывает, что не согласен соединяться с другими.
Израиль был поставлен перед горой Синай, показательно символизирующей преграду из залежей зла, и там получил Тору – «дорожную карту» пути к «земле обетованной» и Закон. Это единственное условие, и ему приходится согласиться, что он «готов, но не в состоянии» – и только Творец будет его гарантом.

"и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии,
и дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных,
чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его. Аллилуия!"

Говорится о том, что Израиль пришёл на всё готовое и наследовал труд иноплеменных? Не только. Еврейский текст более точен: «труд племён унаследовали они, чтобы соблюдать законы Его и сохранять ученья Его».
Им было указано, каким образом они должны распределиться, чтобы соответствовать своему месту на земле. Каждое желание и каждый труд должны соответствовать замыслу всего творения – воле Творца.

По тому же первому завету, и по Второзаконию условием владения землёй было их повиновение (Лев. 26:27-33; Вт. 28:63-68; 30:19, 20). Господь дал землю – основу того, чтобы соблюдали уставы Его, и сформировавшись в народ, подчинились руководству Божьему, дабы, получая блага от Бога, они жили в отдаче во благо другого.
Заканчивает послание благодарное «аллилуйя», радостное согласие с высшими целями, с признанием Божьих благоволений. 
Славьте Господа!


Рецензии