Легко и просто о самом главном

Основное. В простоте. Очень просто.
Варианты названий.

Часть первая.

А бывает забрезжит где-то на краю сознания. И уже не оставит. Расширяясь, получая подтверждения опытом, утверждаясь постепенно в сознании рассудочном и более. Так и встанем твёрдо на ноги. Обретём цельность мысли и ясность взора.

Все болезни от нервов. В этом полушутливом выражении отражено современное понимание прямой связи общего физического здоровья организма человека (и общества) с состоянием психики. Это, подтверждённое наукой обстоятельство, сегодня уже укоренилось в массовом сознании. Но совсем ещё недавно, по историческим меркам, подобную очевидность, как и многие другие, знающим приходилось доносить до большей части человечества единственно понятным ему языком — языком притчевым, языком образов и иносказаний. Именно таким языком оперирует сложенная веками и тысячелетиями мудрость, сформулированная религиозной традицией. Единое знание, возникшее задолго до появления науки, какой мы её сегодня видим, задолго до разделения научного знания по «отраслям» (для удобства исследования и исследователей), такое единое знание было дано людям через религиозные источники, сохраняется и поддерживается всей религиозной традицией и поныне.

Именно эти знания, навыки и практики являют собой истинное сокровище всей человеческой культуры, фундамент, на котором зиждется всё, что отличает человека от животного, всё, что позволяло и позволяет людям сосуществовать и с надеждой смотреть в собственное и общее будущее.
Но с развитием научного, технического прогресса и сопутствующего ему светского образования естественным образом изменяется и язык. С изменением языка утрачивается связь приходящих поколений со всем массивом традиционного знания, которое, повторюсь, есть плод истинной мудрости, отточенный как бриллиант многовековой практикой жизни огромного количества поколений. И, если это знание отвечает критерию истинности (то есть это знание о сущем, о действительном, о действующих сложных причинно-следственных связях, об истине), то любое удаление от такого знания, его утрата — есть путь в опасное и гибельное незнание. Путь от света во тьму. Путь от жизни в погибель. Отказ вольный или невольный от спасения. Видите, я уже здесь, во вступлении употребил слова, свойственные языку традиции, поскольку они оказались самыми ёмкими и точными по смыслу.

Нужен мост, соединяющий сознание современников с традиционным знанием. Извечная задача толкования религиозных текстов, откровений, донесения сокрытых в них смыслов до ныне живущих сегодня осложнена многократно и стремительно изменяющимся языком общения.

Современный язык, а следовательно и сознание носителей, технократичен, стремится к упрощению и краткости, к тому же насыщен большим количеством инокультурных заимствований. Современникам, особенно молодым поколениям, приходится ежедневно перерабатывать неимоверный объём информации, что само по себе не означает её ценность, тем не менее такая интенсивная переработка есть реальность, влекущая стремление к оптимизации информационных потоков. Такое стремление есть неизбежная защитная реакция. Но эта защита имеет обратную сторону. Она уплощает сознание, уводит человека в «цифру», обедняет, а в пределе и лишает чувственности, следовательно снижает потенциал чувственного познания, освобождает от интуиции.

Итак, коротко. Почти в тезисной форме.

Психическое здоровье неразрывно связано с «физическим». Процессы, происходящие в психике человека непосредственно влияют на общую физиологию, способностям к выздоровлению при заболеваниях, жизнеспособности всего организма. Психические процессы лежат в основе поведения человека всегда и везде, наедине с собой, с близкими, в делах, в обществе. Поэтому психические процессы предопределяют (или составляют) отношения человека с самим собой, с окружающим его миром, в том числе с другими людьми. Представления человека о мире (мировоззрение) лежит в основе его отношений с этим миром (и с собой и с другими, как частью мира), следовательно предопределяют изначально собственные поступки и, в значительной степени, поступки других по отношению к себе, как ответную реакцию.
Нашу психику, как совокупность мыслей и чувств, как соединённые сознательное и подсознательное также называют душою. Недаром психические заболевания или расстройства ранее в русском языке именовались душевными.
Очевидно, что состояние своей души, состояние собственной психики имеет первостепенное влияние на самую жизнь человека, его близких, в конечном итоге на его и их судьбу.
Человек в дополнение к биологической части есть существо общественное, социальное. Невозможно отрицать воздействие общества на индивидуума, равно как и влияние индивидуума или группы на общественные процессы. В современном обществе жить «в миру» и быть от него независимым невозможно. Психическое, душевное нездоровье значительной части общества может повлечь общее сумасшествие. А это уж точно сказывается на жизни каждого. Значит, каждый заинтересован, как в содержании собственной души в здоровом, гармоничном состоянии, так и в помощи ближним и другим в обретении и поддержании этого состояния.

Что означает идеальное, гармоничное состояние психики человека, или чистоты его души?
Это такое состояние, которое в максимально возможной степени способствует направлению внутренних энергий (кто-то назовёт их страстями, кто-то темпераментом или нервной организацией, кто-то жизненной энергией) к гармонизации собственных краткосрочных, средне и долгосрочных интересов, интересов ближних и других, живущих, живших и будущих, стремлении познать истину и служить ей. Состояние, приносящее благо близким, всему миру, а значит и себе.

Отступление.
Многие читатели здесь разочарованно остановятся, сочтя такое состояние невозможным, иллюзорным, а следовательно автора «странноватым» и статью вредной. Эти читатели исходят из того, что твоё благо всегда есть чей-то ущерб, жизнь человеческая есть конкуренция, борьба, война, что человечество состоит из хищников и жертв, успешных и неудачников, что единственной реальной целью людей и естественной мотивацией всегда были, есть и будут  деньги, власть и слава, а выживают сильнейшие, а всё иное утопия. Я не буду их разуверять. Трудиться можно во благо других и к высшей цели, одновременно зарабатывая своё содержание, а можно действовать исключительно или первоочерёдно ради корысти, либо грубо через обман и откровенное присвоение, либо вынуждено имитируя труд, когда возможный его результат случается лишь вторичным, побочным эффектом. И то и другое—труд, но разница предельная.

Оптимальное для человека состояние души, сопряжено с понятием счастья. Счастья ровного, устойчивого. Не высокоэмоциональная вспышка, миг, а «вечность». Пагубно жить в постоянном страхе/страхах, во лжи, конфликтах, испытывать комплексы, находиться в состоянии устойчивого неудовлетворения собой, миром, ненавидеть кого-, или чего-либо, желать зла, завидовать. Устойчивость подобных состояний саморазрушительна для личности сначала духовно, потом и физически.
Напротив, психические процессы, связанные с состояниями души, испытывающей любовь, как личную к кому-либо (не страсть, ревность и желание обладать, а добрая приязнь, забота и желание отдавать), так и любовь большую, не личную — любовь к истине, к миру, к Богу, состояниями, возникающими вследствие осознания своей востребованности в семье, обществе, спокойной уверенности в правде, чистоты в отношениях, отсутствия лжи, состояниями, вытекающими из приятия происходящего как следствия объективных процессов, светлого восприятия жизни, отсутствия апатии, депрессивных состояний (уныния), мотивации к активности без суетности, отсутствия панического страха, например, страха перед смертью или потерей здоровья, уважения к окружающим, такие процессы способствуют улучшению жизни, её качества.
Для целей статьи можно было бы назвать такое искомое идеальное сводное состояние души человеческой «царствием небесным», или «божьим царством». Достижимо ли такое идеальное состояние в абсолюте? Для большинства из нас, наверное, нет. Но приближение, и даже значительное, возможно.

Как достичь или приблизиться? Необъяснимым волшебством? Периодическими или постоянными мистическими манипуляциями с закатыванием глаз и подвыванием? Медитациями и пребыванием в трансе? Погружениями в оккультные практики, жизнь под  психотерапевтами? Нет. Первичным осознанием такого положения души, такого состояния психики, как ценности, как искомой цели. Спокойным, рациональным поиском. Доверием к действительным, а не сиюминутным, конъюнктурным авторитетам, источникам знания. Практикой, опытом.
 
Если определена цель, значит есть путь к ней, к её достижению. Путь не простой, с ошибками и отклонениями, падениями и подъёмами, остановками и откатами. Путь с разными точками старта для разных людей. Но, при этом путь общий, одинаковый для всех живших ранее, живущих ныне и тех, кто придёт в этот мир после нас. Путь универсальный для всех. Путь, выражаясь языком христианской традиции, в «Царствие Божие». Путь «ко спасению».
Отступление.
Царствие, царство — это принятая поддаными власть царя, кесаря, власть земная, власть людская. Это форма и метод или способ реализации воли правителя. Царство Небесное, Царствие Божие — это принятая власть Истины, действительного сущего, действительных законов бытия, существующих вне зависимости от отношения к ним людей, но властвующих над всем и людьми, в частности, определяющих неизбежность последствий всего, и отложенных последствий, которые неглубокому человеку, поверхностному, малоопытному и не промыслительному самому увидеть (спрогнозировать) невозможно. Каждый волен осознать и принять эту власть «не от мира сего», изучать, познавать и стараться жизнь свою строить в гармонии с этими законами, а не вопреки.

Ошибки на этом пути, ранее и сейчас именуют грехами. Не все ошибки, а только на этом пути. Ошибки, которые гарантированно, закономерно, с неизбежностью затормозят, или остановят, или откинут, или в максимальной степени воспрепятствуют на этом главном пути. Будут препятствовать, будут «губить душу». В зависимости от тяжести последствий и сложности их преодоления ошибки/грехи также различаются. Выделяют тяжкие, «смертные» для души и менее тяжкие. Однако, самые опытные, мудрые и достигшие высот на этом пути «святые» люди утверждают о связанности грехов, о том, что попуская в малых грехах душа с высокой долей вероятности (с неизбежностью) обрушится в большие.
Отсюда — значимость внимания к малым делам и помыслам (как предтечи дел), ответственное отношение к своему духовному состоянию, душевной работе, в том числе к своему присутствию в различных информационных средах. Работе с собственной душой. Труду.

Борьба с грехом (грехами) — работа над ошибками. Деятельное состояние, не пассивное. Начинается с осознания греха/ошибки. Одному неподготовленному, необученному, неопытному человеку (его душе) самостоятельно справиться с этой задачей сложно (если не невозможно). Нужна помощь в виде знаний и навыков, практик, отточенных многовековым опытом, сложенных в систему, самую большую, самую широкую, осмысленно соединяющую собой всё значимое, что внутри и снаружи человека.
Каждому греху противостоит добродетель. Развитая добродетель сужает пространство греха. И наоборот. Пустоты (нейтральных положений) здесь не бывает.


Раскаяние.
Жизнь — это движение. Движение — это изменения, постоянные, беспрерывные изменения. Изменения как «во вне», так и «внутри» каждого из нас. Любое изменение влечёт наше реагирование, вызывает наше отношение ко всему. Сталкиваясь с новым мы не всегда знаем как поступить. Имея каждый раз выбор вариантов поведения не всегда выбираем лучший. Неизбежны ошибки, в молодости чаще. Каждый на своём пути совершает ошибки. Ошибка потому и ошибка, что изначально не мыслится таковой, а саму ошибочность нашего поступка, или же отношения к чему-либо мы полноценно осознаём лишь позднее, в большинстве случаев. Зачастую изначально понимая неблаговидность дела, мы легкомысленно надеемся на его малую значимость, незначительность пагубных последствий, ошибаясь в этом.
Осознание ошибочности собственного деяния, линии поведения, отношения к кому-либо или чему-либо, помыслов и есть первое и необходимое условие, подающее надежду на изменение к лучшему. На возрождение. На рождение к новой жизни. На «гибель/смерть» в прошлой и «воскрешение» в новой.
Раскаяние — индивидуальное, интеллектуальное внутреннее состояние, мозговая и сердечная операция, действие, откровение самооценки, самосознания и самопознания. Естественный процесс здоровой психики. Психику человека, считающего себя безгрешным, абсолютно безошибочным, нельзя признать здоровой. Поскольку раскаяние это внутренний процесс самообщения (для верующего и Богообщения), то у многих, не у всех, но многих, это в наиболее возможной степени откровенности, искренности задействование внутреннего ресурса для осмысления себя в ошибке, себя во грехе.
Без искреннего сердечного раскаяния невозможно покаяние.

Покаяние.
Покаяние по существу то же раскаяние, но вынесенное во вне себя. Это следующий шаг ко спасению.
Большинство из нас так устроены, что относимся к себе снисходительнее, чем к другим. Готовы прощать себе более, чем другому, если не всё. Поэтому в таком отношении к себе нам проще забыть, скорректировать, изменить собственные нелицеприятные оценки, смягчить даже осмысленные нами в душевном усилии ранее категорично. Соединение раскаяния с покаянием, то есть с точным формулированием во вне себя, с признанием своей греховности и желанием освободиться от греха, исправить ошибочность поведения или искренно сообщить об изменённом своём отношении к совершённому нами, укрепляет нас в делании. Мы заручаемся поддержкой «свидетеля», укрепляя себя в духовной борьбе с собой, с частью себя, с не лучшей частью. Наша просьба о прощении, обращённая к обиженным нами, есть благо не только им, но и, в первую очередь, нам самим.
Обращение к Богу не может быть неискренним. Уже только этим идея Бога утверждается.
Искренное слёзное покаяние очищает душу человека, позволяя ей перейти в новое состояние. Через покаяние обретается надежда на освобождение от греха, его оборение.
Покаяние — путь к возрождению в/к «новой жизни». В христианской церковной традиции покаяние имеет форму исповеди.

Для «современной» атеистической, материальной городской культуры само собою разумеющимся считается ежедневная гигиена тела. Многие понимают необходимость поддержания тела в здоровом состоянии, упражняя его. Общим местом, бесспорным  также понимается забота о телесной безопасности, защита его (тела) от агрессивных, токсичных сред (вода, воздух).
Но о защите, о «гигиене» души, психики, если угодно, задумываются немногие. Между тем искренние покаяние и молитва — часть того единственного пути, способы защиты и возрастания души человеческой, её спасения. Обоснованность данного утверждения зиждется на системном знании, выработанном опытом жизни бессчётного множества поколений на протяжении тысячелетий. Недаром исповедь, покаяние, раскаяние называют очищением души.
Ничего зазорного в искренном покаянии нет и быть не может. Напротив, в этом большой душевный труд. И воля. Легче, но губительней, плыть по течению не прилагая усилий, ссылаясь на внешние обстоятельства.

Зима 2020-21 годов


Часть вторая

Молитва.
Ритуал.
Догмат.
Церковь.
Истина. Бог.


Рецензии