Как возник посёлок Ванзетур

Посёлок Ванзетур, ныне Берёзовского района Тюменской области - моя родина. Мама говорила, что с мансийского переводится, как Сырочье озеро. Озеро(сор)было богато сырком и другой рыбой. Помню, как отец стрелял в больших щук из ружья, а я, маленькая, бегала по берегу. Издавна здесь стояли юрты вогулов(манси). В 1930 гг. сюда были сосланы раскулаченные в ходе коллективизации.Они и построили Ванзетур. В эти же годы в Ванзетуре и окрестных деревнях поселились русские переселенцы с Верхней Печоры. Они носили фамилии Бурмантовы, Чагины, Непомнящих, Лызловы, Мошаровы, Собянины, Пашины. Среди них и наш престарелый предок Носов Сарапион. За деревней, в сторону Ватарнеля, в логу, он поставил свою избушку. Лог, помню, называли потом Сарапионов. В 1942 году в Ванзетур сослали репрессированных немцев и калмыков, молдаван. В 1930-1970 годах в нём проживало, в основном, русское население. Первым из манси в посёлке, в начале 1960 г, поселился Николай Шесталов, отец поэта Ювана Шесталова. Иногда он приезжал в посёлок с женой и детьми навестить родителей. Наш отец, Герасимов М.Е был с ним дружен. В посёлке учились дети народа манси, которые жили в интернате. Заведующая Попова Н.В. В летнее время в Ванзетур приезжали манси продать рыбу и купить провизию в магазине. Тогда я впервые увидела огромную щуку, хвост которой волочился по песку, а её несли на спине. Манси щуку рыбой не считали. Они говорили:"Щука есть, а рыбы нет" или "Рыба есть, а щуки нет". К нам в гости иногда приходили мансийские женщины в национальных одеждах продать рыбу, попить чайку и поговорить с мамой на их родном языке. Мама хорошо знала мансийский язык, так как выросла с детьми манси в Нёрахах. Она предупреждала, чтобы я никому  не показывала нашего чёрного петуха, а то он будет принесён в жертву духам. Его у нас хотели купить шаманы. Она также боялась лесных духов, когда мы собирали в лесу ягоды. Об этом она нам не говорила, но я это чувствовала, и только недавно догадалась почему. Однажды у реки танцевал шаман Потёпка, он приезжал в гости к Шесталовым. А к отцу в гости неожиданно приехал шаман Лыпшиков. Я хорошо, как и мои родители, относилась к девочкам из интерната. Однажды они даже пригласили меня к себе в гости.В комнатах было чисто, стояло много кроватей. Мои приятельницы были скромны, застенчивы, как и я. Я дружила с девочками из посёлка, а девочки-манси, живя в интернате изолированно, между собой. Летом уезжали в свои поселения. Однажды зимой в посёлок приехали оленеводы на оленях, и прокатили нас с ветерком. С папой мы ездили на рыбалку на мансийской маленькой лодочке колданке. Отец ставил сети в Лапорской протоке. А заселения народом манси Ванзетура началось только в конце 1960г. -начале 1970 годов, а не раньше, как утверждает учитель истории местной школы. Сейчас в посёлке живут, в основном, манси. Хорошо, что родные края вернулись к своим хозяевам. Спасибо, Ванзетур, за моё счастливое детство.
                24.09.2021г.


Рецензии