Немецкие шванки 16 века о нас!

Ярким образчиком немецкой культуры 16 века являются прозаические щванки — назидательные бытовые зарисовки, которые удивительным образом сохранили свою актуальность и в наши дни. Я решил провести некий литературный эксперимент, который заключается в том, что имя героя «шванки» я меняю на имя современного «героя», а дальше сохраняю суть изложения. Вот например; «Жил-был мужик....» заменяю на «жил-был Правитель»,, а далее по тексту....

1
Жил-был «Правитель», изрядный дурень, державший добрый сыр не то в корзине, не то в комоде, да только сыр этот ели мыши. И была у того мужика здоровенная кошка, и посадил он ее в корзину стеречь сыр. А кошка возьми да и сожри и мышей и сыр. Не так ли ведут себя светские и духовные князья, назначая, к примеру, чиновников над простым людом, которые, под предлогом, допустим, наказания, грабят людей как хотят, а потом и убивают, и высасывают из них кровавый пот, — а именуются при этом пастырями и стражами, но никто не сторожит от них, и бедному человеку приносят они сплошной вред что в саду, что в огороде. Да разве ж это дело — крыть крышу не кровлей, а кровельщиком, разве от этого станет в доме тепло и сухо?

2
Жил один богатый «Патриарх», у которого было много денег и, как положено лицам духовного звания, немало забот. Куда бы ни прятал он свои сокровища, все, казалось ему, ненадежно: проведают и украдут. Наконец удумал он спрятать деньги в святом алтаре — так, мол, оно всего надежнее. Спрятал, да еще и написал: здесь покоится Господь Бог. Каково же ему было найти алтарь пустым, а под прежней надписью новую: «Господь Бог воскрес». Так обошелся с ним один хитрец. Священник же, говорят, от огорчения умер.

3
Ехал однажды по полю «Патриарх» с поездом из сорока лошадей, и увидел он на пашне крестьянина. Мужик бросил пахать, оперся на плуг и глянул на всадника. «Патриарх» подъехал к нему и спросил: „Скажи -ка мне, любезный, да только чистую правду, что ты подумал, увидев мой поезд?“
Мужик ответил: „Подумал я, сударь мой, доводилось ли так, с сорока лошадьми, разъезжать по свету святому Килиану Вюрцбургскому“ ?
Епископ возразил: „Я ведь не только епископ, я светский князь. Ныне зришь ты во мне светского князя, а если хочешь узреть «Патриарха» то приходи в  «Храм Христа Спасителя», там ты его и увидишь“
 А мужик возьми да расхохочись. «Патриарх» спросил, что тут смешного. Мужик ответил: „А коли черт возьмет князя, куда денется «Патриарх»?“
И «Патриарх» умчался прочь, беседа ему наскучила.

4
Один слуга нахваливал своего господина «Правителя». Тот же сказал ему: «Почему ты меня хвалишь? Мне кажется, ты хочешь предать меня, раз ты меня так хвалишь, или же ты дурак или уже предал. Разве не видишь ты во мне никаких изъянов? Тогда ты точно круглый дурак. Если же видишь изъяны мои и пороки и не предостерегаешь меня противу них, значит, ты меня предаешь». Вот такой справедливый был господин «Правитель».

5
Рассказывают доподлинно, что один дворянин купил должность наместника «Правителя» над многими городами и весями, как это иной раз бывает. Стал он объезжать свои владения — и в каждом селе, в любом городе велел людям присягать себе на верность. И всюду, куда ни приезжал, славили его почтенные люди и несли ему в дар всякую всячину, тот одно, а этот другое, кто чем, как говорится, богат. И был при нем писец, составлявший список даров и дарителей. И честные люди радовались такой дотошности и полагали, что список ведут для того, чтобы не забыть их имен и отблагодарить дарителей в свой черед. Так они и говорили друг дружке и спешили превзойти один другого в щедрости. А дело обстояло совсем иначе: подаренное впервые добровольно он записывал, чтобы впредь требовать не меньшего постоянно и без всякого повода, для чего им этот список и велся. И приказал наместник своим челядинцам и кнехтам рыскать по округе и требовать с каждого согласно списку. Но вот однажды он заболел — и заболел болезнью богатых людей, хотя она, случается, не щадит и бедных, — он заболел подагрою, и не мог больше сделать ни шагу, и возлег на ложе в зале, и развели перед ним огонь в камине, как принято в странах, где не кладут печей. И был у него шут, большой забавник и выдумщик, изрядно потешавший своего господина. И однажды, когда никого не оказалось поблизости, огонь же пылал вовсю, принялся шут играть с огнем, подкладывать солому и хворост и в конце концов поджег хозяйское ложе. Наместник закричал дурным голосом и начал увещевать шута: «Дурак, погаси огонь! Или ты хочешь сжечь меня живьем?» А дурак заупрямился и ответил: «Не погашу». — «Да почему ж не погасишь?» И шут ответил: «Потому что, коли я его сейчас погашу, ты возьмешь это за правило, и завтра мне придется опять гасить его, и послезавтра тоже. Так ведь и говорят твои разнесчастные подданные: единожды дав тебе, даешь затем опять и опять». Пламя охватило между тем все ложе, и наместник сгорел живьем. Ибо за каждый грех будет нам воздаяние (Книга премудростей, 11)

6
Пригласил «Правитель» на обед «простого представителя народа», состоявшего в бедности. Сели они за стол  вкусить яств, Правитель и жена его, и  обе дочери. Тут подали жаркое из дичи — не то рябчика, не то каплуна.  Хозяин положил каплуна на тарелку перед гостем и попросил разделить его на всех. Гость отодвинул тарелку, промолвив: «Я этого не умею. Да и откуда мне было научиться разделывать дичь?»
Хозяин же вновь придвинул к нему тарелку и попросил разделить птицу по своему разумению. «Бедняк» ответил на это:
 «Если уж я должен его разделить на всех, то разделю его так, как заповедано в Священном писании».
Жена хозяина поддакнула: «Так-то, святой отец, разделите, как заповедано в Писании». «Бедняк» отрезал каплуну голову и положил на тарелку хозяина. Затем отрезал шею и положил на тарелку хозяйке. Отрезал крылышки и положил перед барышнями, а ножки и  грудку  съел сам. . Когда с каплуном было покончено, хозяин спросил: «Дорогой товарищ» а, где написано, что каплуна надо делить именно так?»
Бедняк ответил: «Так, сын мой, написано у меня в мозгу. Вы в своем доме глава, и поэтому вам досталась голова птицы. Милостивая государыня ближайший к вам человек и получила поэтому ближайшую к голове часть, сиречь шею. Барышням же подобают крылышки, потому что они постоянно парят то в мечтах, то в тревогах о будущем муже: что это окажется за человек да что за приданое за ними дадут, — поэтому крылышки им в самый раз. Мне же достались ножки, потому что на них стоит весь ваш род.  Ну а то, что осталось, это уже не птица, а так, не пойми что — без головы, без шеи, без крылышек и без ножек... Вот я и положил это не пойми что себе на тарелку... Мне не привыкать» 
*Вот такой урок дал бедняк Правителю, да только этот урок не пошел тому впрок....

7
«Правитель» послал однажды «своего Премьера» мытаря в деревеньку, чтобы взыскать налоги с мужиков и баб (*ну не с богатеев же налоги собирать!). И вместе с мытарем пошел дьявол в образе обыкновенного крестьянина  А когда проходили одним селом, там заплакал ребенок, и мать, осерчав, закричала: «Да замолчи ты, черт бы тебя побрал!»
 И мытарь сказал черту: «Слышишь, тебе отдают ребенка, почему ты его не забираешь?»
А черт ответил: «Женщина говорит не всерьез, она просто серчает»
 И вот пришли  они в деревню. Увидел их мужик и принялся ругаться: «Черт бы побрал этого мытаря, убрался бы он к черту!»
 И черт сказал мытарю: «Слышишь, чего просит мужик? И он просит этого, поверь, всерьез. Поэтому тебе придется пойти со мной». И увел его.
Посему всем мытарям надлежит перед тем, как взимать  налог «с бедных» получить на это благословение Божие, потому как к черту их посылают постоянно.

8
Один «чиновник, вор и взяточник» был на проповеди; выйдя же из церкви, он осерчал и начал браниться. Повстречался ему добрый «бедняк» и спросил: „Сударь мой, на кого это вы так осерчали?“
«Вор чиновник» ответил: „На проповедника, которому вздумалось утверждать, что черт собственноручно затащит всех «воров и взяточников» к себе в ад“.
«Бедняк» возразил: „Это ложь. Дайте мне монету и я при всем честном народе подойду к нему и скажу, что он неправ“
«Чиновник» дал «бедняку» монету, а тот пошел в церковь, подошел к амвону и  обратился к священнику: „Сударь мой, вы утверждали в своей проповеди, что черт собственноручно затащит всех ростовщиков к себе в ад - это неправда, потому, что для  «воров, взяточников и жуликов» было бы больно много чести, если бы черт собственноручно затаскивал их к себе в ад. Он берет их за ноги и швыряет в бездну“
 Все рассмеялись. Монета была заработана честно, а «чиновник вор» осерчал еще сильнее.

9
Лежал один «чиновник вор и взяточник» при последнем издыхании, и родные молили его покаяться в грехах и заслужить тем самым вечное прощение. Чиновник же пропускал их слова мимо ушей. Наконец, в ответ на их все растущую настойчивость, он рассержено возразил: „Мое сердце не способно на раскаяние, сперва подыщите мне другое сердце“
 Из чего ясно: не для того зашивают золото в мешок, чтобы его оттуда доставать.

10
Один монах гостил в доме у горожанина и служил Господу, но главным образом сражался с нечистой силой. И наконец он воскликнул: „Ответствуй мне, нечистая сила, как угодить тебе, чтобы ты оставила меня в покое?“ И черт ответствовал: „Выбирай одно из трех. Или согреши с хозяйкой дома, давшего тебе приют“. Монах не захотел это делать. „Или убей хозяина“. Монах опять отказался. „Или, — сказал черт, — напейся допьяну“. — „Ладно, — ответил монах, — так уж и быть, напьюсь“. А напившись, согрешил с хозяйкой дома, а когда застал его за этим нечестивым занятием хозяин и захотел наказать — убил хозяина. Так он выполнил все три чертовы условия. Храни тебя от этого Господь!


Рецензии