Могла ли указка остановить твист?
Начало урока истории было обычно таким: ученики, после перемены или урока физкультуры, раскрасневшиеся, говорливые, кто - то обменивался тумаками с соседом по парте; в гуле голосов слышались писклявые детские вскрики вперемежку с басистыми выкриками. И перед этой разудалой ватагой стояла маленькая учительница с указкой, прижимая к груди тоненькую папочку с несколькими листочками плана урока.
После призыва успокоиться, обычно не действующего, следовал удивительный методический приём, всегда приводящий ватагу к порядку.
Лицо учительницы суровело, в голосе начинал звенеть металл вечевого колокола, указка превращалась в орудие, которое частыми ударами по столу создавало иллюзию строчащего пулемёта. Вся ватага мгновенно замолкала, завороженно слушала боевую дробь, успокаивалась, потом начинался урок. Мы, школяры, привыкли к этому необычному ритуалу, он нам нравился, нам нравилась Любовь Ивановна, её волевой характер, её решительность.
Любовь Ивановна всегда рассказывала страстно, торжественным голосом возвещала о «триумфальном шествии советской власти», клеймила «врагов Великой Октябрьской социалистической революции». Бывали моменты, когда наша учительница так распалялась, что была похожа на комиссаршу с маузером в руке из «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского, в кожаной чёрной куртке с деревянной кобурой на боку. Легко можно было представить обычный учительский стол в виде трибуны и на трибуне стоящую «нашу революционерку» Любовь Ивановну, пламенно кричащую агитки. Молнией вспоминался Маяковский: «Ваше слово, товарищ маузер!». Еще чуть-чуть и можно представить пару-тройку выстрелов в потолок. Такая страстность вызывала восторг у школяров.
Кроме обязательных учебных сведений Любовь Ивановна любила покритиковать современную молодёжь, всяких там «стиляг», «отщепенцев», «тунеядцев». Предостерегала нас, несмышлёнышей, о «тлетворном влиянии Запада», разных там «Битлзов», обезьяньих причёсок, миниюбок, неприличных танцев вроде «рок энд ролла», «твиста». В голосе звучал металл. Когда рассказывала о «неизбежной победе коммунизма» в голосе была искренняя теплота и убеждённость. Ей, коммунистке, было сложно признавать критику И.В. Сталина и тем более слышать что-либо положительное о Н.С. Хрущёве, помниться, она, после доклада нашей отличницы о жизни и трудовых успехах Н.С. Хрущёва и его политических разоблачений И.В. Сталина, согласилась поблагодарить «дорогого Никиту Сергеевича» за реабилитацию политических узников. В классе за это её одобрили и полюбили ещё больше.
Так она воспитывала нас года три. Может, надеялась создать подобных себе страстных «рррэволюционэров», строителей коммунизма, стойких антизападников, врагов твиста.
Вот и наступил радостный выпускной бал. Все ученики нарядные, родители часто утирают незваную слезу, директорша нами гордится и сообщает, что «молодым везде у нас дорога». Мы несколько смущены таким вниманием. Получаем школьные аттестаты. Благодарим учителей, дарим им цветы. Звучит последний для нас школьный звонок. Многие ученицы в слезах, ученики серьёзные, грустные.
Потом идём в зал, вдоль стен стоят накрытые скатертями столы с угощениями и даже с шампанским, точно рассчитанным по небольшому бокалу для каждого выпускника. Конечно, вкус этого напитка многим ученикам был знаком. Родители постарались от души: угощений было много, разные пироги с мясом, с рыбой, с повидлом, сладкие ватрушки. Печенье, конфеты и много всякого разного, например, какао с молоком. Звучала тихая, милая музыка про «школьные годы чудесные», про школьный вальс, про «первую любовь», про доброго учителя…Все выпускники быстро расселись за столы, оживились, с удовольствием поглощали все яства и напитки.
Потом зазвучала танцевальная музыка. Все собрались в центре зала. Начался выпускной бал, сначала традиционный вальс, потом зазвучала какая-то подозрительная джазовая весёленькая композиция, ладно, ничего, попрыгали, даже некоторые молодые учителя присоединились по нашему приглашению к нам. Потом зазвучали советские мелодии, а значит, «правильные», такие как известная песенка «про черного кота за углом», про «королеву красоты», прямо созданные для индивидуалистов и эгоистов танца «твист». Все выпускники радостно начали «гасить мнимые окурки» - такое уж главное телодвижение этого танца из «тлетворного Запада». Каждый танцор вошёл в раж, каждый начал красоваться перед своей «первой любовью», начали заваливаться назад и подметать пол своими вихрастыми затылками, а потом вертеться на одной ноге, другой дрыгая в воздухе, зады виляли с бешеной скоростью. Всем было весело!
Только одна Любовь Ивановна с бледным потерянным лицом, сжатыми губами бродила среди танцующих. Наверное, она поняла, что сейчас даже её знаменитая указка бессильна…
Свидетельство о публикации №221092400996