Современное оборудование ж д эстакад
Более трети общего объема российского нефтеэкспорта занимают перевозки железнодорожным транспортом. Да и внутри страны доля перевозок нефти и нефте-продуктов по железной дороге довольна значительна.
На нефтебазах, наливных пунктах, товарно-сырьевых базах (ТСБ) нефтепере-рабатывающих заводов (НПЗ) для осуществления операций по сливу и наливу устраивают специальные сливоналивные эстакады.
Железнодорожные сливоналивные эстакады могут быть односторонними с размещением сливоналивных устройств с одной стороны пути и двухсторонними (эстакада размещена между двумя железнодорожными путями).
В настоящее время наиболее перспективными являются следующие типы сливоналивных эстакад:
- тактовый налив «ON SPOT»;
- система «TOP SPOT»;
- галерейного типа.
Автоматизированная установка тактового налива представляет собой двупутную наливную станцию, оборудованную специальными наливными трубами и реализующую технологию «ON SPOT».
«ON SPOT» установки
Эти системы в России хорошо известны и находят применение в качестве об-щепринятой стандартной наливной техники для высоких производительностей по наливу.
Они наиболее полно отвечают современным требованиям обеспечения: технических возможностей загрузки, противопожарной и экологической безопасности, степени полной автоматизации управления процессом налива в железнодорожные цистерны.
Для осуществления налива на них предусмотрены автономно работающие те-лескопические наливные трубы, по две на каждом пути. Трубы установлены на те-лежки таким образом, чтобы был возможен налив двух 4-х осных или одной 8-осной цистерны через две горловины. Конструкция тележки позволяет устанавливать до 3-х наливных труб. Передвижение наливных труб в продольном направлении составляет около 4,2 м., в поперечном направлении - ± 0,1 м, в вертикальном направлении - около 4,7 м. Производительность налива до 1000 м3/час.
При этом через эти трубы возможен налив нескольких нефтепродуктов, друг за другом, без смешения. Конструкция наливной трубы обеспечивает отвод паров нефтепродуктов из цистерны. В состав установки тактового налива, как правило, входит установка рекуперации паров нефтепродуктов (VRU). Ее наличие позволяет максимально снизить выбросы паров нефтепродуктов при их наливе.
«TOP SPOT» установки
Эти установки являются НОВОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ в качестве преемников установок «ON SPOT». Общее между установками «ON SPOT» и «TOP SPOT»: производительность по наливу от 1 миллиона до 10 миллионов м3 в год и более. Обе си-стемы производят налив сверху через горловину цистерны. В остальном нет ничего общего.
Наливные системы «TOP SPOT» являются технически и экономически выгод-ной альтернативой общеизвестных наливных систем «ON SPOT» (тактовый налив).
В случае наливных систем «TOP SPOT» речь идет о полностью автоматических установках, которые приводятся в действие от электромеханических или гид-равлических приводов.
Кроме того, наливная система «TOP SPOT» характеризуется чрезвычайно высокой степенью гибкости в эксплуатации. Эта система может легко охватить зону обслуживания свыше 6 метров. Управление наливными системами «TOP SPOT» осуществляется из здания операторной, которое размещается во взрывобезопасной зоне, либо, в случае необходимости, непосредственно с эстакады. Значительное пре-имущество наливных систем «TOP SPOT» заключается в том, что в случае проведения работ по реконструкции существующая инфраструктура может быть сохранена без существенных изменений. Капитальные затраты для системы «TOP-SPOT» при двух наливных трубах, составляют приблизительно 65% от капитальных затрат на тактовый налив.
Эстакада галерейного типа
Представляет собой железнодорожные подъездные пути с фронтом слива (налива) нефтепродуктов.
На фронте слива (налива) расположены сливоналивные устройства, подводящие коллектора и запорно-регулирующая арматура. Протяженность сливоналивного фронта определяется максимальным количеством подаваемых на эстакаду цистерн, которое в свою очередь определяется годовым грузооборотом предприятия.
Важным элементом устройства современной сливоналивной эстакады является, в соответствии с требованием НТД, наличие специально оборудованного места для выполнения операций по аварийному освобождению неисправных цистерн.
Что может быть использовано в качестве оборудования для такого места. Если это эстакада слива-налива светлых нефтепродуктов, то цистерно-место для аварийного слива должно быть оборудовано как установкой нижнего слива, так и стояком для верхнего слива, который может быть совмещен с наливным стояком. Ну и, конечно, для слива неисправных цистерн необходимо предусмотреть самовсасывающий насос.
В случае если мы имеет эстакаду слива-налива темных нефтепродуктов, то кроме всего прочего это оборудование должно производить разогрев содержимого цистерны, перед тем как слить его.
Для этих целей предназначены специальные установки для разогрева и слива нефтепродуктов. Это установки производства финских и отечественных компаний.
Вот, например, как используется финское устройство. В случае неисправности нижнего сливного прибора и невозможности опорожнить цистерну через устройство нижнего слива, используются установки верхнего слива аварийных цистерн ком-плектной поставки.
Разогрев нефтепродукта в цистерне происходит через горловину с помощью разгрузочного рукава, который включает в себя погружной насос и систему обогре-ва. Погружной винтовой насос производительностью 75 м3/ч имеет обогреваемую головку, которая обеспечивает погружение в застывший продукт.
Обогрев головки насоса осуществляется циркуляцией горячего масла. Нефтепродукт циркулирует с помощью погружного насоса через теплообменник и возвращается подогретым в цистерну. В качестве теплоносителя в теплообменник подается водяной пар.
Подача горячего нефтепродукта в цистерну осуществляется под давлением с помощью регулируемых инжекционных труб, оснащенных насадками, что позволяет производить разогрев наиболее удаленных участков железнодорожной цистерны. Подогретый до температуры перекачки нефтепродукт откачивается с помощью того же погружного насоса в резервуары хранения.
Среди отечественных установок такого типа достойна внимания «Установка разогрева и слива высоковязких и высокозастывающих продуктов из емкостей и железнодорожных цистерн».
С ее помощью твердый мазут разогревается и сливается за 5 – 6 часов, т.к. в ней применена новая запатентованная технология, в основе которой используется основной принцип гидравлики – течение жидкости неразрывно.
Установка, предназначенная для применения на сливных эстакадах перевалочных нефтебаз, приемных пунктах слива топлива ТЭЦ и котельных, работающих на мазуте или нефти, выполнена в виде функционально связанных между собой блоков:
- универсальный энергоблок, состоящий из стартовой емкости, циркуляционной насосной установки УОДН 290-150-125, теплообменника, трубопроводов обвязки теплоносителя и сливаемого продукта, запорно-регулирующей арматуры и средств КИП и А;
- блок верхнего разогрева и слива, состоящий из платформы с кожухом и погружной колонны. Стартовая емкость предназначена для поддержания температуры при хранении нефтепродукта в количестве, достаточном для заполнения линии всасывающего трубопровода насосной установки, для предотвращения срыва потока при запуске.
Стартовая емкость оснащена системой подогрева и термостатирования. В качестве циркуляционного насоса используется установка оседиагонального насоса УОДН 290-150-125 или УОДН 200-150-125. В отличие от применяемых в России в основном объемных насосов, ресурс которых в кавитационном режиме исчисляется минутами, оседиагональные насосы (ОДН) могут длительное время работать в условиях достаточно развитой кавитации, кроме того, внутренние полости ОДН устойчивы против абразивного износа.
Теплообменник выбирается потребителем в зависимости от требуемой произ-водительности и типа теплоносителя. Теплоносителем может быть пар или термальное масло.
Платформа предназначена для обеспечения надежного и безопасного перемещения погружной колонны, точной установки ее над верхним люком цистерны.
Погружная колонна предназначена для выполнения технологических операций разогрева и последующего слива продукта из цистерны через верхний люк. Ко-жух служит для размещения в нем погружной колонны в гаражном положении.
В отличие от всех существующих систем, где процессы тепло- и массообмена в цистерне формируются случайным образом и не поддаются прогнозированию и где требуется непрерывное вмешательство опытного персонала, оборудование и техно-логия, по которой осуществляется разогрев и слив нефтепродуктов из железнодо-рожных цистерн, позволяет стабильно сохранять оптимальный режим в течение все-го времени разогрева и слива продукта из цистерны. При этом время этого процесса для самых «тяжелых» продуктов не будет превышать 5 – 6 часов.
Таким образом, применение высокотехнологичного оборудования позволяет сократить время налива (слива) железнодорожных цистерн, тем самым, увеличивая грузооборот нефтебазы (склада) или наливного пункта по отгрузке нефти или нефтепродуктов. В тоже время использование современного оборудования позволяет повысить безопасность проведения работ по сливу и наливу.
Свидетельство о публикации №221092501028