Биографический интерес

     Байопик. Очень сложный жанр.  Биографический текст или художественный, игровой фильм. Настолько сложный жанр, что А.М. Пешков (Горький) придумал ему замену, - субститут или суррогат, - ЖЗЛ, "Жизнь Замечательных Людей".

     Над художественностью текста париться не надо в ЖЗЛ, а биография исторического деятеля представляется, читателю, достаточно подробно. Чуть ли не в деталях. А в байопиках  париться надо именно над художественностью текста или фильма. Жанр ЖЗЛ - это не байопик, хотя тоже биографический жанр.

     Говорят, что в литературных байопиках преуспели именно люди с Запада, такие, как Андре Мальро, Ирвинг Стоун, Стефан Цвейг. Тем, кто хочет не писать, а снимать байопики, можно прочитать книги этих широко известных авторов. Но где на их чтение взять время современному автору биографических фильмов?

     Поэтому попытаемся посоветовать, что-нибудь, тем, кто имеет биографический интерес, хочет делать байопики, но не имеет время на их чтение.

     Когда кто-то хочет сотворить байопик, ему нужно помнить, что тогда хорошо может получиться, когда женщина или мужчина выбрана (выбран), или гениальная (гениальный), или сильная (сильный) или просто очень известный (известная).

     Очень плохой байопик получается, когда о сильной личности пишут текст и снимают кино, как о личности гениальной. Как бы ни относиться к Ивану Грозному, с его жестокостями и противоречиями, он, - сильная личность. Но снимать о нём кино, как о гении, ни в коем случае нельзя. Надо снимать, как о личности сильной, но жутко противоречивой.

       Совсем страшно, то есть ужасно или кошмарно, получается байопик, когда о гениальной личности снимают кино, как  о личности сильной. Если вам говорят, что, снимая байопик о гениальной личности вы её должны представить как личность сильную, то у вас получится боевик или экшен, а это жанры попсы, то есть массового искусства.

     Совсем голимая попса или байопик, из массового искусства, получается, когда о просто известной личности снимают кино, как о личности гениальной.

     В массовой культуре или в попсе самым распространённым приёмом являются съёмки кино о просто известной личности, как о личности сильной. Тут можно напустить в продукт элементов и боевика, и комедии, и экшена, и  мелодрамы.

     Когда снимаете попсовый байопик, у вас может получиться даже байопик-драмеди. Это когда о просто известной личности снимают с драматизмом, психологизмом и разными яркими, привлекающими и увлекающими, за собой, внимание зрителя, штучками, то есть психологически выверенными спецэффектами.

     Недавно показывали многосерийный фильм о Ярославе Евгеньевиче Алексееве (1916 -1980) "Обгоняя время", о гении, о создателе речных суден на подводных крыльях, а также боевых ракетных экранопланов и спасательных экранолётов, и фильм получился даже не хуже, чем о создателе автоматов М.Т.Калашникове.

     Но всё-равно фильм об Р.Е.Алексееве до качественного байопика чего-то не дотянул. Хотя исполнитель роли Алексеева был не хуже Юрия Борисова в роли изобретателя Калашникова.

     А положительный момент в "Обгоняя время" всё-таки есть. Фильм поставил вопрос: "Что же мы с наследием Ростислава Алексеева натворили?". Правда, сейчас, говорят, российские реки и озёра опять возвращаются к суднам на подводных крыльях, а МЧС и военный флот, - к спасательным экранолётам и ракетным экранопланам.

     Смотришь наши, отечественные, байопики и думаешь, а чего это Андрон Кончаловский снимает о гении Микеланджело, а не наших, российских, гениях? Неужели у нас их, гениев, не было? Были!

      И всё-таки, не зря у нас, в России, есть ЖЗЛ, мы обязательно научимся делать биографическое кино, и у нас скоро появятся действительно качественные байопики, удовлетворяющие биографический интерес не только потребителей попсы, но и зрителей, слушателей, читателей высокого искусства! Или нет?

      Ладно, пусть у нас байопики станут, хотя бы, качественным продуктом масового искусства! И это неплохо.   


Рецензии