две судьбы

                Две женщины - две судьбы

              (Как живут бедные в Германии)

   (Из немецкой газеты "Wormser Zeitung" 18.09.2021г.
               сокр. пер. с нем. Л.Черного)

                Sandra Markert 

               
                1

   Просторная квартира с садом, машина, ежегодный отпуск всей семьей, трехразовое питание, "адидасы" для детей - все это было пару лет тому назад - так выглядела жизнь Евы Венц. Ей минул лишь 31-ый год. Потом покатилось все через голову - ее муж оказался заядлым игроком.

   В 400 км от своего старого дома началась ее новая жизнь. Единственным богатством одинокой женщины были только трое детей: 6, 7 и 11 лет. У нее не было никакой финансовой заначки, никакого образования. "Я рано стала матерью и всегда работала в мелкой торговле", - говорит Ева.

   С каждым днем семья все глубже погружалась в бедность. Эпизодическая работа трудно сочеталась с воспитанием трех детей. "Но мы все-таки кое-как выживаем."

   Повседневная жизнь семьи Венц выглядит так: "Покупка продуктов превращается для меня в кошмар", - признается Ева. Машины у нее нет, поэтому с едой на всю семью приходится тащиться на автобусную остановку.Так как билет на автобус для нее дорог, то она закупается как можно реже и старается купить столько, сколько может дотащить.

   Детей она не берет с собой в супермаркет, чтобы они не огорчались. "Они могут попросить фруктовый йогурт за 70 центов, однако мы не можем себе это позволить", - говорит Ева.

   Хотя она очень экономна и сама готовит обеды вместо того, чтобы покупать готовые продукты, до конца месяца едва хватает денег на еду. "Тогда последнюю неделю мы сидим на макаронах. Мне очень горько, что я не могу предложить своим детям что-нибудь вкусное."

   Дочка 11 лет - старшая из детей. В отличие от ее младших братьев она не отваживается попросить для себя что-нибудь у матери. "Она так часто слышала, что то и то нельзя, что теперь  даже и не спрашивает." Например, новый школьный ранец или спортивные туфли, не в комиссионке купленные. Или пойти с подругой поесть мороженое, или бассейн - "все это за 6 недель летних каникул не для нас."

   Дочь не жалуется. Она рассказала матери, почему так рада своему 13-тилетнему дню рождения. "Наконец я смогу пойти работать, чтобы тебе помочь." Ева плачет, когда об этом рассказывает.

   Дети неохотно приглашают друзей к себе. Можно всюду в доме увидеть нищету, поэтому семья Венц пытается, насколько это возможно, скрыть ее от других. И если одного из детей приглашают на день рождения, то Ева надеется, что это будет не чаще раза в месяц. Просто больше подарков они не могут купить.

   Чтобы выжить - хватает, а чтобы жить - нет.

               
                2

   Жизнь Тани Уль поначалу складывалась удачно: вышла замуж за любимого человека, родила двоих детей, работала последнее время заведующей отделом в мясном магазине. Но потом стряслась беда: неожиданно умер ее муж 37 лет. От такого удара судьбы она не смогла оправиться, заболела. Пришлось уйти с работы, перейти на социальное пособие. 300 евро в месяц на еду, одежду, лекарства. Конечно на жизнь не хватало.

   17-ий сын после окончания школы хотел стать воспитателем. Но школы, где учат на воспитателя, все частные, а это стоит денег. Государство не хочет за него платить. Чиновники от образования считают, что он должен пойти туда, где учеба ничего не стоит.

   Таня долго искала и наконец нашла школу, где ее сыну обещали "школьные деньги". "Я так благодарна, что мой сын теперь может учиться по той специальности, о которой он мечтал и которая обещает ему хорошие перспективы на будущее", - говорит Таня.

   В отличие от него Таня, по ее собственным словам, "просто ненавидит свою теперешнюю жизнь". Она ненавидит ее потому, что не может купить мясо в частной лавке. Из своего профессионального опыта она знает, что только там можно купить хорошее мясо. Она ненавидит ее потому, что едва ли может поддерживать дружественные связи, т.к. это почти всегда стоит денег: автобус к приятельнице, кофе, кино. Но прежде всего она ненавидит ее потому, что ее дети не могут жить так, как ей бы хотелось.

   Ее сын так описывает свою жизнь: "Я люблю играть в футбол. После того, как долго откладывал деньги, наконец я смог купить себе футбольный мяч, но играть я могу в обычной уличной обуви, а не в специальной спортивной, поэтому мои удары не так удачны. Когда другие идут, например, купить поесть дёнер, я, правда, иду с ними, но купить я не могу. Иногда мне везет, и кто-нибудь отрывает кусок от своего и дает мне. Я очень рад, что скоро сам начну зарабатывать."

   Таня Уль охотно приобрела бы большой контейнер и свалила бы туда все, что у нее есть: разваливающуюся кухню, сломаный диван, изношенные вещи. "А потом я бы все купила, и не дешевую еду, а что душе угодно." Но сначала она должна восстановить подорванное физическое и психическое здоровье, чтобы снова начать работать. Потом она мечтает сэкономить немного денег, чтобы поехать в Италию, где похоронен ее муж. "Я не была там уже 10 лет."

   

   


Рецензии