Китай, Европа и Россия в работах Позднеевых

                Статья А. С. Кузнецовой
                студентки исторического факультета
                Уральского государственного
                педагогического университета
                Екатеринбург

Китай, Европа и Россия в работах А. М. и Д . М. Позднеевых
Контакты между Россией и Китаем имеют длительную историю. Дальний Восток, центром которого очень долгое время являлся Китай, всегда входил в сферу внешнеполитических интересов России.  Во второй половине 90-х гг. XIX в. и первые годы нового столетия Дальний Восток стал фактически центром внешней политики России. Это выразилось в строительстве Великой Сибирской железной дороги, активизации российской экспансии в Китае (деятельность Русско-Китайского банка, проведение КВЖД и ЮМЖД, приобретение на правах аренды незамерзающих океанских портов), перемещении в регион значительной части военноморского флота и некотором наращивании сухопутных сил. Пристальное внимание российского правительства привлекла также японо-китайская война 1894-1895 гг., а в событиях 1898-1900 гг., известных в Европе как «боксёрское восстание», Россия приняла непосредственное участие.
В российском обществе интерес к Китаю в этот период тоже усилился. На страницах журналов «Вестник Европы», «Русский вестник», «Русский гражданин» и других обсуждались проблемы состояния и развития Китайской империи в условиях ее европеизации, особенности этой
страны, ее будущая роль в мире. Много говорилось также о месте России
в ряду европейских государств, ставился вопрос о степени ее влияния
на Китайское государство. Особое внимание общественности вызывали
высказывания по данным проблемам профессиональных востоковедов.
К таковым, например, относились братья А. М. и Д. М. Позднеевы.
Оба брата окончили китайско-маньчжурско-монгольский разряд факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета. Алексей Матвеевич (1851-1920) являлся директором Восточного института во Владивостоке с 1899 г. по 1903 г., преподавал маньчжурский язык, изучал литературу, историю, религию, этнографию монгольских народов. В путешествиях по Монголии занимался также вопросами русско-китайских
торговых отношений. Дмитрий Матвеевич (1865-1937) в начальный период свой научной деятельности интересовался главным образом историей и экономикой Китая, написал ряд работ по древней истории Китая, истории уйгуров, экономический очерк о Монголии, а также пособие по экономической географии стран Дальнего Востока. В 1900-1903 гг. находился в Китае, составил экономические обозрения торговли китайских портов. Как и старший брат, был директором Восточного института во
Владивостоке (1904-1906 гг.). Позднеевы в своих работах поднимали важную проблему влияния европейской кулыуры на Китай. Д. М. Позднеев рассматривал расширение Срединной империи и усиленное движение на восток европейцев в XIX веке как причину преодоления китайской замкнутости. Ориенталист определял форму знакомства Китая и Европы как мирную, выражающуюся в торгово-промышленных отношениях. А. М. Позднеев писал, что наибольшее соприкосновение двух цивилизаций, европейской и китай­ской, началось после второй опиумной войны, или, согласно автору,
«союзной войны 1858 г.», и считал, что трактовка этой войны как «насилия, предпринятого европейцами с целью принудить Китай к допущению развития в нем торговли и религии, которое он не хотел и имел полное право не принимать»1, неверна. Он указывал, что ни одну нацию невозможно принудить к принятию не желаемой ею религии или торговли. А китайцы - нация торговая, всегда желавшая и желающая вести дело с иностранцами, уважающая также и христианство. Война
состоялась из-за действий «высокомерного и столь же самолюбивого, сколько и консервативного класса мандаринов», стремившегося не допустить и всячески изгнать иностранное влияние на народ. Именно этот класс возбуждал у простых китайцев негативное отношение к европеизации, хотя те были к последней всегда апатичными и индифферентными. «Не без воли Пекина издаются, таким образом, все те прокламации, которыми возмущает народ его страшное и всесильное чиновничество».
Говоря о развитии отношений Европы и Китая, востоковеды затрагивали вопрос о степени и особенности европеизации Китая. «Первенствующую роль во всей новейшей истории Китая играет вопрос о взаимоотношении двух культур, европейской и китайской, западной и восточной», - писал Д. М. Позднеев, ставя, таким образом, вопрос о борьбе за преобладание двух цивилизаций в рамках Китайского государства. Дмитрий Матвеевич отмечал, что европейские идеи получили распространение в духовной жизни Китая: христианство способствовало ознакомлению Китая с Западом, а китайские мусульмане «являются проводниками вглубь Китая европейской культуры»4, так как поддерживают связи со своими единоверцами в Индии, Западной Азии и Азиатской России. О роли мусульман в европеизации Китая писал и В. П. Васильев. Последний полагал, что уйгуры и тангуты переродят Китай, поскольку они
имеют влияние в стране благодаря распространению своей религии и являются при этом носителями западных идей. Указывал этот автор и на
1 Позднеев А. М. О последнем китайском восстании в Юго-Восточной Монголии и
причинах противохристианских восстаний в Китае вообще. СПб., 1896. С. 14.
2 Там же. С. 20.
3 Позднеев Д. М. Основные течения государственной жизни Китая в XIX веке.
СПб., 1897. С. 3.
4 Там же. С. 10.
5 См.: Васильев В. П. Магометанство в Китае // Открытие Китая и другае статьи
академика В. П. Васильева. СПб., 1900. С. 106-138.
распространение западного влияния в административных и правительственных учреждениях.
Но европейскому торжеству, по мнению Д. М. Позднеева, в Китае имеется противостояние: «во-первых, прочность и устойчивость начал,
созданных китайской культурою в каждом отдельном китайце, во-вторых, необычайная величина как китайского государственного организма, так и сфер китайской жизни»6. Поэтому европейское влияние - лишь тень в Китайском государстве. «Сношения с европейцами, по мнению всякого истинного китайца, - неизбежное зло, которому нельзя не подчиняться, когда это оказывается необходимым, но избавление от которого, при малейшей возможности, даёт истинное наслаждение. Легко видеть
силу нации, горящей подобными чувствами». Алексей Матвеевич Позднеев указывал, что европейское влияние в Китае очень велико: «Раз познакомившись с Европой и восприняв от неё военное устройство, Китай, очевидно, не остановится на этом... малопо-малу он усвоит себе все новейшие усовершенствования и открытия
в области физики, химии, механики, технологии и т. д.». Но, считал
А. М. Позднеев, китайцы будут заимствовать достижения только в материальной сфере, так как у европейцев Китаю нечего усвоить в социальных отношениях.
Анализируя взаимоотношения Европы и Китая, Позднеевы в своих
работах отводили России особое место. «Ощущался бы большой недочёт
в характеристике жизни Дальнего Востока, если бы игнорировать еще
один исторический фактор, влияние которого в Азии чувствуется в последние десятилетия все сильнее и сильнее, а в недалеком будущем обещает стать одним из важнейших. Я говорю о влиянии России...», - писал Д. М. Позднеев, а его брат А. М. Позднеев подчеркивал, что у китайцев имеется особая любовь к русским, так как «Россия никогда не шла и не должна идти по торной, но грязной дороге европейцев: она имеет свою историю отношений к Китаю и свои задачи на Востоке, которые совершенно различны от задач Европы. Китай всецело сознает это». Автор
делает вывод, что Россия может рассчитывать в будущем на широкое развитие своих сношений с Китаем.
6 Позднеев Д. М. Основные течения государственной жизни Китая в XIX веке. С. 16.
7 Там же. С. 17.
8 Позднеев А. М. Об отношениях европейцев к Китаю. Речь, прочитанная на акте
Санкт-Петербургского университета 8-го февраля 1887. СПб., 1887. С. 30-31.
9 Позднеев Д. М. Основные течения государственной жизни Китая в XIX веке. С. 22.
10 Позднеев А. М. Об отношениях европейцев к Китаю ... С. 33.
Д. М. Позднеев, основываясь на том, что китайцы очень консервативны, предположил, что в сфере торговли они будут более доверять «репутации товара», чем его цене, поэтому, по мнению ученого, у русскокитайской торговли большое будущее, так как в Китае у русских купцов
особый авторитет. Причину хороших отношений Д. М. Позднеев видит, ссылаясь на работы французского социолога Ж. Э. Реклю, в том, что русские, в отличие от европейцев, понимают народы Востока. Впрочем, через несколько лет, став очевидцем пекинских событий 1900 г., он напишет: «Русские почему-то льстят себя надеждою, будто к ним китайцы относятся лучше, нежели к другим народностям. За всё время пребывания в Китае я не нашёл ни одного подтверждения этого взгляда и думаю, что
нелюбовь к иностранцам, общая у китайцев, с такой же силою распространяется и на русских, как и на другие народности».
Таким образом, размышляя о Китае и его отношениях с европейскими странами, русские востоковеды поднимали главные для них вопросы: о роли России в мире; о её месте среди европейских стран; о ее позиции на Дальнем Востоке. России ученые уделяли особое внимание, при этом они либо отождествляли Российскую империю с европейскими странами, либо противопоставляли ее им. Китай в данном случае выступал в роли некой модели для сравнения. Обращение к проблеме восприятия
китайцами России, трактовка этого восприятия позволяют обозначить
русское влияние на Дальнем Востоке.

(Материал из Интернет-сайта).


Рецензии