Зигмунд Фрейд и шекспировский вопрос
Фрейд читал Шекспира с восьми лет, перечитывал и цитировал его в течение всей жизни. «Гамлета» и «Макбета» считал одними из самых прекрасных произведений мировой литературы.
В 20-е годы, то есть уже в солидном возрасте, он ознакомился с книгой Джона Томаса Луни «Шекспир» опознан в Эдуарде де Вере, 17-м графе Оксфорде» (John Thomas Looney: «Shakespeare» Identified in Edward de Vere, Seventeenth Earl of Oxford. Cecil Palmer, London 1921), которая его в основном убедила — он стал активно интересоваться этими идеями, рекомендовал книгу своим знакомым и ученикам и расстраивался, когда ему не удавалось обратить их в свою веру.
Одновременно стал убеждённо отвергать авторство человека из Стратфорда, поскольку его достижения совершенно не вяжутся со всем, что о нём известно. (Как заметил официальный биограф Фрейда Эрнест Джонс, «в самом мировосприятии Фрейда было нечто такое, что вызывало у него особый интерес к людям, которые были не теми, чем казались, — так, он считал библейского Моисея египтянином.)
Фрейд начал применять методы психоанализа к произведениям Шекспира, держа в голове проблему авторства. По его словам, в графе Оксфорде он видел тирана-аристократа, который обладал как бы всеми необходимыми качествами: неврозом Гамлета, безумием Лира, неистовством Макбета, вероломством леди Макбет… (а известный американский шекспировед Джеймс Шапиро добавляет: де Вер отличался высокой культурой, неистовым своенравием, и, в некотором смысле, деклассированностью). Также и в биографии де Вера Фрейд находил многое, что Шекспир, по его мнению, так или иначе отразил в своих пьесах.
Далее, он пришёл к выводу, что сонеты, которые прежде не привлекали его внимания, могут стать подходящим объектом для психоаналитических исследований. Он поверил Луни, что они носят автобиографический и даже исповедальный характер, открывают доступ к заветным мыслям автора, то есть к чему-то сокровенному, нигде более не высказанному.
И всё же полной уверенности в верности взглядов Луни у Фрейда, видимо, не было. Как он писал своему ученику и другу Максу Айтингтону, споры вокруг шекспировского вопроса всегда приводят его в замешательство, словно он соприкасается с оккультными силами.
(По материалам книги: ДЖЕЙМС ШАПИРО. СЛОМАННЫЕ КОПЬЯ, ИЛИ БИТВА ЗА ШЕКСПИРА.
Главы из книги. Перевод Ольги Башук. Журнал ИЛ, 2014, № 5.)
На русском языке версия Шекспир—Оксфорд подробно представлена в книге Ирины Кант (США) «Эстафета Фениксов, или Так кто же был Шекспиром?» (в двух томах. Том 1. Milwaukee: Scripta Manent, LLC, 2008). В России тоже есть последователи Луни, например филолог, шекспировед Игорь В. Пешков — см. его книгу «F1, или Книга доказательств: теорема Шекспира как лемма авторства» (М.: РИПОЛ классик, 2015).
Очевидная слабость позиции оксфордианцев состоит в том, что их кандидат умер в 1604 году.
Свидетельство о публикации №221092501163