Месть

Благодаря страсти к знаковым именам в Грузии субъект по имени Ной вполне мог затаить обиду на субъекта по имени Сократ. Речь не о библейском и элинском персонажах, а о вполне заурядных людях, моих коллегах.

Сократ (тот, что не грек и не философ, а мой сотрудник) отличался грубостью. Бывало по-разному, конечно. Как-то по ТВ показывали турнир штангистов в формате переклички городов Тбилиси-Баку-Ереван. Я  мельком следил за перипетиями. Запомнился наш штангист второго тяжёлого веса Сократ Дж. Грузинская сторона явно поспешила представить его как будущего Андерсона. Давно это было. Юрий Власов был только-только на подходе. Каждый раз, даже не сумев взять штангу на грудь, Сократ ронял её. Грохот и лязг, с каким она падала, звучали особенно драматично. Помост был сооружен прямо в студии, и её акустика усиливала эффект. Тогда на черно-белом экране телеприёмника «Рекорд» Сократ показался растерянным полным юношей. Чуть ли ни в слезах.

Я окончил школу, университет. Надо было трудоустраиваться. И вот моим первым директором стал Сократ Дж. Тот самый «Андерсон». Наяву передо мной предстал мужлан, его брови срослись, образовав арку над носом. Чёрная волосня лезла из носа, ушей и росла даже под глазами. Сократ был предупредителен со мной. Видимо, сказывался высокий ранг моего протеже. Он пытался заверить меня, что по природе демократ. После меня в кабинет проследовала группа сотрудников. Они шли как на заклание. Долго слышались начальственные вопли, не хватало грома и молнии для пущего административного эффекта. В кульминационный момент соло Сократа Дж. из баса переключился на женский кликушеский регистр. Разнос, который длился два часа, наконец закончился. Дверь открылась и сотрудники, качаясь, гуськом вышли из кабинета.
 
Не меньший дискомфорт сотрудники ощущали, когда Сократ преображался. Его лицо лоснилось от благости. С коллегами он был... нежен. Как бы винился. Особенно с теми, кого туркал больше всех. «Ой, не к добру!» - тревожился народ. Довольно скоро всё возвращалось на круги своя.

«Этот тип – хам, но совестливый, к тому же он явно переигрывает», - сказал мне Ной (не библейский персонаж, референт директора). Другой раз он прошёлся уже по коллективу:
- Что за люд здесь собрался?! Вышли мы из авто на площади. Сократ рассказывал о своём спортивном прошлом. Сразу видно предмет знает. Тут нас три сотрудника догоняют. Робкие, напуганные. Как цуцики! Физиономия Сократа приняла привычное  звериное выражение.
               
Говорил он это мне, наверное потому, что моё лицо ещё не успело принять подобострастное выражение. Впрочем, Ной делился наблюдениями и с коллективом. Например, как ест бывший штангист второго тяжёлого веса. Такое ощущение, что работает машина по поеданию продуктов. Рассказчик сымитировал шум её мотора: «Чав-чав-чав!»

Ной появился в офисе несколько позже меня. Парень в очках, по профессии журналист. Сократ держал его при себе. Они ездили по разным организациям, надолго запирались в кабинете. В офисе говорили, что новый сотрудник как визирь при султане – его тень, чуть что на ухо шепчет советы.
Особое положение Ноя не продолжилось долго. Они что-то не поделили. Их застали при странных обстоятельствах. Директор орал во всю глотку, а его подчиненный громко смеялся. На мой вопрос, почему смеялся, Ной ответил, что Сократ был так естественен в своей брутальности. Даже смешно стало (!?). Уже после того, как они расстались, Сократ назвал своего бывшего референта «идиотом». Когда информация об этом довольно быстро дошла до Ноя, тот не обиделся. Мол, дежурная перепалка. Настоящая обида пришла позже.
 
Их пути разошлись надолго. Сократа то повышали в должности, то понижали, то выгоняли с работы, то принимали. В зависимости, кто после перестройки приходил к власти. Ной эмигрировал в Америку. Как-то он вернулся в Тбилиси. Смертельно заболела его сестра.
Однажды на проспекте Руставели Ной и Сократ случайно встретились. Возраст сказался на них. Седина пестрела в волосах Сократа, в его щетине, в поросли из ноздрей, ушей и под глазами. Ещё более погрузнел. Ной совсем поседел как лунь. Бывший директор и референт говорили друг другу только приятности. Во время беседы Ной рассказал о болезни сестры. Сократ расчувствовался, даже руку положил на плечо собеседника. Они немножко постояли молча. Потом Сократ предложил Ною «по старой дружбе» (его слова) зайти в баварскую пивную. Ной от приглашения не отказался.
Во время застолья между ними возник спор. Разговор шёл о вооруженных конфликтах, которыми изобиловала пост-перестроечная Грузия. Сократ вдруг принял позу пацифиста и крайне агрессивного. «Явно переигрывал», как выразился однажды Ной. Сам он - мужик вполне мирный, но поневоле ему захотелось понять действие властей. Они долго держались рамок приличия. После третьего бокала Сократа прорвало...  Его лицо приняло жесткое наглое выражение, и он презрительно бросил:
- У тебя самого сестра умирает, а ты ...!, и так далее.
Сказал и вдруг осёкся. Понял, что его очередной раз бес попутал. Самое живое в  человеке задел! Женщина жива, а он уже её на тот свет посылает! Помянул её в суе! Ной тоже смолк. Потом ... засмеялся. Он порасспросил, как у Сократа в семье. Все ли здоровы? Получилось, что осведомился как в отместку. Сократ, ёжась, ответил, что все живы и здоровы. Ной встал и вышел из пивного бара. Так расстались и будто навсегда. Как потом рассказывали, сестра его умерла, он похоронил её и уехал в «свою» Америку. Узнал я про всё это от одного нашего бывшего сотрудника. Тот, кстати, попом стал, служил в одной деревенской церкви. Приходился Ною дальним родственником.   

Года через два я вычитал из газеты сообщение о смерти брата Сократа. Пойду, подумал, старых знакомых увижу, давно ничего о них не слышал. Народу было много. Покойник был известным человеком, даже министром побывал. Его отпевали в церкви. В гробу лежал крупный благообразной внешности мужчина. Сократ стоял у изголовья. Из общих коллег никто не пришёл. Я постоял рядом с ним, задал обычные для ситуации вопросы. Вдруг Сократ встрепенулся. Из-за спины соболезновавшего ему высокого мужчины появился седой иностранистого вида тип в очках. Ной. Он протянул руку Сократу и, как мне показалось, умышленно и акцентировано задержал рукопожатие и смерил того взглядом и после чего исчез.
 
Некоторое время я пытался навести справки. Никто ничего не знал о Ное. Даже его родственник, поп. Приезжал ли он вообще после смерти сестры? Священника я встретил случайно в городе. Совсем опростился. После того, как пожал мне руку, он подобрал полу рясы, под ней я увидел заношенные брюки. Поп, кряхтя, почесал себе задницу.


Рецензии
Гурам, с волнением прочитал рассказ о незнакомых, но будто бы давно известных мне людях: очень типичными показались мне описанные Вами друзья-враги-бывшие сослуживцы. Спасибо!

Александр Парцхаладзе   02.10.2021 10:57     Заявить о нарушении
Дорогой Александр, спасибо за внимание! В конце я приписал деталь. Совершенно реальную. Не мог пропустить. Посмотрите. Если посчитаете ненужной, уберу. Уж очень реальная была.

Гурам Сванидзе   02.10.2021 21:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.