Поезд в страну Никуда Виктора Цоя

                "Уезжаю куда-то не знаю куда
                И не знаю зачем и не знаю когда
                Мой билет никуда
                Поезд мой никуда..."
                В.Цой
  Как человек воспринимает мир,так он и пишет преломляя его сквозь призму своего
  характера,настроения,мышления...
  Как сказал поэт:
            "Каждый пишет как он слышит.
             Каждый слышит как он дышит."
  Чем же и как дышал Виктор Цой? Об этом можно узнать из воспоминаний близких к
  нему людей.А еще вернее расскажут тексты его песен.О них я и хочу поговорить.
  Вот отрывок из текста песни "Ночь":
             "Ну а я всегда любил ночь
              И это мое дело- любить ночь
              И это мое право- уйти в тень
              Я люблю ночь за то,
              Что в ней меньше машин"
  В "Сюжете для новой песни" Цой чистосердечно признается:
              "Я не умею петь о любви
               Я не умею  петь о цветах
               А если я пою значит я вру
               Я не верю сам что все это так"
  Что ж, один воспевает" Шепот,робкое дыханье,трели соловья..." И приходит к нам
  "с приветом, рассказать,что солнце встало.." И он,по большому счету, прав,
  воспевая светлые стороны жизни.Другой повествует о темных ее сторонах, и
  видит ее в темных тонах.
  Многие,я думаю,не согласятся с Цоем в том,что осень всего лишь "красивая
  клетка."("Пора")В "Последнем герое"любимая автором ночь"коротка",а "вода здесь
  горька." Если учесть,что сама жизнь коротка,в сравнении с этим фактом короткая
  ночь-мелочь.Если же заострять на этом внимание,как делает автор,то и вода
  действительно покажется горькой.У Виктора явная склонность к теневым сторонам
  нашей жизни,к ее драматизации,как говорят,на ровном месте:"я слеп,я не вижу
  свет...я ночь!"
      Строки  "Я сон я миф..
               Квартира пуста но мы здесь" указывают на то,что Цой живет в своем
  воображаемом мире,пишет о нем. К чему- то реальному он "слеп и глух" и в то же
  время:" Я вижу тебя..." "Я слышу тебя".Будучи "слепым" и "глухим" он может
  видеть только вообразив это.("Дождь для нас").
  А вот отрывок из текста песни "Мы хотим танцевать":
                "Мы в четырнадцать лет знаем все
                Что нам надо знать
                И мы будем делать все что мы захотим
                Пока вы не угробили весь этот мир
               
                В нас еще до рожденья наделали дыр
                ...Что с того что мы немного того"
  По сути эти подростки идут путем,упоминаемых автором взрослых,гробить мир,ведь
  они танцуют когда этот мир рушится.
  И что означает фраза:"В нас еще до рожденья наделали дыр"? Будущих мам били в
  живот? Эти дети были зачаты по пьянке? Или это намек на тяжелую экологическую
  обстановку больших городов? Так или иначе танцами этого не исправить. Автор
  будто говорит: пусть взрослые делают свое грязное дело,"гробят мир",а мы,
  подростки,будем танцевать,удовлетворять свои желания и гори все синим пламенем.
  Какой-то пир во время чумы. Иного сравнения я не нахожу.
  Более зрелые,осмысленные тексты появляются в его альбоме "Группа крови".
  Песню" Группа крови " на фоне других можно назвать большой удачей. Это протест
  против войны.Это:
                "не нажатый вовремя курок."
  Это:
                "Мне есть чем платить но я не хочу победы любой ценой
                Я никому не хочу ставить ногу на грудь
                Я хотел бы остаться с тобой"
  Песня пришлась по душе многим,ее поют в разных уголках страны и за ее
  пределами.
  Также удачной назову песню "Война".Всем нам не лишне напомнить,что несмотря на
  многовековой горький опыт войн ,они периодически вспыхивают в пространстве
  "между землей и небом".
  В"Прогулке романтика" непонятно в чем романтичность героя.В том,чтобы выпить и
  расслабиться проснувшись "в метро когда там тушили свет"?
  Текст песни "Мама мы все тяжело больны"вызывает недоумение и вопросы. В нем
  бессвязный набор слов и предложений.Кто эти мы? Вся страна сразу не может быть
  больна,не могут "все" сойти с ума. Тогда получается что"мы все" живем в
  сумасшедшем доме.Здесь автор как "прозорливый" врач со"знанием дела" сходу всем
  нам поставил один и тот же диагноз.
  Над подобными настроениями иронизировала в свое время группа поэтов под
  коллективным псевдонимом Козьма Прутков:
                "Вянет лист.Проходит лето
                Иней серебрится...
                Юнкер Шмидт из пистолета
                Хочет застрелиться.

                Погоди,безумный,снова
                Зелень оживится
                Юнкер Шмидт!честное слово,
                Лето возвратится!"
  Так и хочется, прочтя этот стих, дать честное слово Виктору Цою в том,что мы,
  за редким исключением,в своем уме!
  Вот еще один текст автора "Мое настроение":
                "Мое настроение зависит от количества выпитого пива
                Я никому не нужен и никто не нужен мне"...
  И вдруг:
                "Поколение Икс поколение Ноль".
  Не слишком ли широкое,однобокое,скороспелое обобщение? Целое поколение и все
  сплошь "перекатная голь"?!А по сути,не поколение,а узкий круг "странных" людей.
  Которые смотрят на мир "сквозь стакан сушняка".И которые "немного того".
  Я не ошибусь,если скажу:смысл большинства его песен играл не первую роль в
  восприятии этого самобытного,по своему яркого певца.На первый план,как и в
  случае с Игорем Тальковым,выходит его огромная харизма,энергетика,тембр голоса,
  необычная внешность.Есть свидетельство Юрия Владимировича Белишкина,близко
  знавшего Виктора:"Это было шаманство чистой воды.Об этом даже французы
  говорили,что от Цоя исходила фантастическая энергия".*
  В заключении хочу сказать: то немногое хорошее и лучшее,что есть в творчестве
  Цоя,останется.Остальное же, если и будет интересно,то узкому кругу
  исследователей его творчества и его поклонникам.
                18.09.1921-24.09.1921.
  *Виктор Цой Стихи,документы,воспоминания.Авторы-составители Марианна Цой,Алек-
сандр Житинский.1991.
               


Рецензии