Получасовые рассказики. Мамаша

Рассказик двадцать седьмой

 
Однажды мне рассказала бабушка один случай из жизни, той далёкой дореволюционной жизни, когда она была девочкой, дочкой сапожника, настоящего мастера своего дела, имевшего свою сапожную мастерскую с подмастерьями-нахлебниками.
 
В традиции семьи была игра на музыкальных инструментах, разных. Точно знаю, что была гитара, скрипка, а дальше можно только догадываться. Вероятно была гармонь, не знаю. Были все самоучками, нотной грамоты не знали, младшие учились у старших, играли на слух. Вечерами, в часы свободные от домашних дел, от работы, собирался настоящий семейный ансамбль. Бабушкины сёстры были певчими в церкви и пели очень хорошо, ангельски хорошо.

В один из таких вечеров заглянул на огонёк с кем-то из знакомых пожилой священник. Когда он увидел среди играющих, сидящего в детской кроватке трёхлетнего малыша, не просто пиликающего, а действительно играющего на скрипке, его чуть не хватил удар. Он покачнулся, схватившись за сердце. Сердечный приступ был настоящим, батюшку проводили домой и уложили в постель.

Слушая эту бабушкину историю, я спросила:
- Ба! А ты умеешь играть?
- Раньше умела.
- А на чём?
- На гитаре.
И она мне рассказала ещё одну историю, связанную с музыкой и бабушкиными многочисленными умениями.

Дело было в конце 30-х годов в Сталинграде. За Волгой населению выделяли участки под огороды, в разлив они стояли затопленные, вода сходила поздно. Картошку сажали в августе, но она успевала вырасти и была отменной. Добирались на речном трамвайчике, который отвозил-забирал разный народ, огородников и весёлые компании, едущие за Волгу отдохнуть на природе.

Так вот, переправляясь однажды на трамвайчике за Волгу, бабушка моя услышала, что у молодёжной компании, что-то поющей под гитару, инструмент сильно расстроен. Она подошла, присела на скамейку рядом и сказала:
- Ребята, у вас гитара расстроена, дайте-ка мне её.
Посмотрев на простую тётеньку в платочке и длинной юбке, недоверчиво спросили:
- А Вы, мамаша, умеете?
- Умею, - сказала всё умеющая моя бабушка. И настроила, к всеобщей радости, заслужив одобрение и благодарность.

И вот через много лет после описанного события, уже в моём беззаботном детстве, сидя рядом с бабушкой и слушая её рассказ, маленькая я спросила:
- Ба, а где гитара?
- Сгорела. Вместе с домом. В Сталинграде…


Рецензии