Вена. 7. На Юденплац Еврейская площадь

Наконец мы вышли на площадь, где напротив памятника Лессингу воздвигнуто странное сооружение в виде параллелепипе-да.

Гид объяснила, что эта площадь носит название «Юденплац» (Еврейская площадь). Несколько лет назад на ней был установлен памятник жертвам Холокоста.               

Монумент был открыт с четырехлетней задержкой. Дело в том, что под предполагае-мым местом его установки были раскопаны остатки синагоги XV века, известной в исто-рии как место самосожжения десятков евреев при погроме 1421 года. Когда об этом стало известно, часть еврейской общины Вены воспротивилась планам воздвижения на этом месте памятника: по их мнению, руины средневековой синагоги уже сами по себе до-статочно красноречивы.

С другой стороны, венское отделение ультраправой "Партии свободы" заявляло, что проект превращения Еврейской площади в пешеходную зону, предусматривающий помимо установки монумента создание музея средневекового гетто, слишком дорого обой-дется городской казне.               

В конце концов, был найден компромисс: монумент немного "подвинули" с первона-чально запланированного места.

Справа от памятника, на доме XV века, прикреплена средневековая табличка анти-семитского содержания. Поэтому мэр Вены Михель Хопль сказал на открытии монумен-та, что теперь площадь напоминает не только о жертвах Холокоста, но и о том, что антисе-митизм имеет гораздо более долгую исто-рию, чем фашизм.               

Мемориал не очень подходит по стилю архитектурному ансамблю площади: это призма, сложенная из каменных книг кореш-ками вовнутрь. Имеется дверь без ручки, не ведущая никуда. Надписи на немецком, иврите и английском языках говорит о том, что – это памятник 65000 венским евреям, погибшим во время войны. Вокруг призмы на постаменте выбиты названия концлагерей по всей Европе. Автор памятника - англий-ский архитектор Рэйчел Уайтред.

Рейчел Уайтрид подчеркивает, что па-мятник защищен специальным покрытием, предохраняющим от граффити. Но если ко-му-то все-таки удастся нарисовать на мону-менте свастику или что-то в этом духе, то это, по мнению скульптора, будет только лучше напоминать людям о том, что про-изошло в их истории.               

Напротив установлен памятник  Готхоль-ду  Эфраиму Лессингу, немецкому драматур-гу, теоретику искусства и литературы, кри-тику-просветителю. Основоположнику немецкой классической литературы.               

Идя далее, мы увидели  интересное со-оружение. Это фонтан бракосочетания. Об этом и другим фонтанах написано в от-дедьных рассказах.

Идя уже по абсолютно темным улицам, мы прошли мимо бара. Бар, вроде бы, как бар. Ничего особенного. Мы бы не обратили на него никакого  внимания. Но…   

Гид объяснила нам, что это не простой бар, что  в  Австрии официально разрешена проституция. Что здесь всегда полно мужчин и «ночных бабочек».  Здесь происходят встречи и переговоры. Потом отсюда пары  разъезжаются  по квартирам.

Стемнело окончательно. Завтра у нас две экскурсии. До обеда мы выезжаем на днев-ную обзорную экскурсию, а после обеда у нас предусмотрено посещение дворца Шен-брунн.


Рецензии