Вспышка. часть 3. никита

  НИКИТА...
От резкого толчка Никита проснулся и подумал:
- Надо же такое присниться.
Услышал, как рядом ругался Владимир Иванович:
- Вот придурки. Машины заимели, а водить не научились. Потом смачно выругался и продолжил. - Мозгов вообще у них нет.
- Что случилось Владимир Иванович?
- Авария случилась. Сейчас мимо проехали. Водитель решил обогнать по встречной полосе и врезался во встречную машину. Вон глянь, видишь машина вся всмятку. Водитель, от удара, вылетел через лобовое стекло. Голову оторвало ему бедному. Торопился, наверное, домой или к любовнице. Теперь его ждут, а он вон тут мёртвый лежит на асфальте без головы. Жуть. Как только нам удалось избежать аварии. Бог хранил нас с тобой. Сейчас поедем дальше.
Никита ничего не ответил, только подумал:
- А вдруг это ему знак свыше. Только какой знак. Наверное, хороший. Аварию избежали, остались живыми и невредимыми.
Автобус стоял. Прошло немного времени, и они снова поехали. Никита не стал оборачиваться назад. Душа не позволила. Смерть - она всегда смертью останется.
- Владимир Иванович, - вдруг неожиданно спросил Никита, - я вас не очень отвлеку, если задам вопрос?
- Спрашивайте, если смогу отвечу.
- Вы не знаете, куда делся прежний смотритель маяка?
Владимир Иванович ответил не сразу.
- Точно не знаю. Ходили слухи, что смотритель покончил жизнь самоубийством. Почему так произошло, никто причины не знает. Провели недолгое расследование и признали несчастный случай. Яко бы признаки насильственной смерти отсутствовали. Здоровье у него оказалось крепким. Чего это он вдруг представился. Одному богу известно.
- А мне в офисе сказали, что его не нашли. Исчез, а куда никто не знает.
- Мне это неизвестно. Дело тёмное. Но вы не бойтесь. Жизнь у каждого своя и сроки этой жизни тоже свои.
- Я не боюсь, - отозвался Никита. Просто хотелось узнать поподробнее. Вы правы - жизнь у каждого своя и каждому своё. Нам долго ещё ехать?
- Не особо. Больше половину проехали. Минут через тридцать съедим с главной дороги, а там уж не обессудьте. Дорога пойдет плохая. Трясти начнет. Дорога давно не ремонтировалась. Так что ухабин много. В прошлом году там начали  ремонт. Поделали, поделали и бросили. Это же не магистраль, а так прилеплена дорога, по которой редко кто и ездит сейчас. Деревни дальше расположены - далеко друг от друга. Да и чего толку - всё равно полупустые. А кто остался жить - или уже давно с богом разговаривают, или вот-вот соберутся. Дома ветшают и разрушаются. Сады да огороды бурьяном зарастают. Умирает деревня. Люди бегут из деревень в город за лучшей жизнью. Что поделать - такое уж сволочное время наступило.
Вам тоже не шибко-то повезло. Рядом с маяком только одна деревня. Но в ней уже много лет никто не живет. Будете жить в одиночестве, но зато на природе.
- Мне не страшно. Я привык.
- Разве к одиночеству можно привыкнуть? - удивился Владимир Иванович. - По мне одиночество хуже смерти. Вот у меня семья - пять человек. Я, жена и трое детей. Мои родители живут в деревне в Алтайском крае. У меня еще три брата и сестра. Их жизнь разбросала по всей нашей стране. Живём дружно. А ты говоришь, что привыкнуть к одиночеству можно. Человек стайное животное, он не может один.
- Вы правы, у меня всё было, а теперь у меня кроме мамы никого нет. Вот и живу так.
Потом они посмотрели друг на друга, всё поняли, что дальше разговаривать нельзя. Дальше ехали, молча, каждый думал о своём. Их думы объединили только жены - для кого предстояла встреча с женой, а кому осталась память.
 Говорят, что время лечит. Это не правда. Время - хороший учитель. Учитель, который учит жить со своей болью.
Прошло немного времени, и вдруг Никита явственно почувствовал запах моря, услышал шум прибоя. Неужели приехали. Где же оно, его море? Море самый лучший лекарь на всей Земле.
- Владимир Иванович, мы уже приехали?
- Да. За поворотом увидите море.
Море. Как много всего вплелось в это слово. Море - это жизнь и смерть.
Проехав еще немного, автобус остановился.
- Приехали. Давайте разгружаться.
Никита вышел из автобуса, посмотрел вокруг и сердце его возрадовалось. Море, как долго я к тебе шел.
Море дышит уставшей волной, тихо шепчется с галькой и ласкает песок. Чайки стремительно проносятся над берегом, а некоторые зависают высоко над головой. Солнце склонилось поближе к горизонту и оттуда посылает лучи, ветер исполняет песню странствий.
Со стороны может показаться, что появление нового человека оказалось незамеченным. Но это не так. Все увидели Никиту, оценили, а возможно, он даже кому-то и понравился. Но это станет известно немного позже.
Что произойдет потом - это потом, а сейчас все звуки и запахи отозвались в душе Никиты. Он почувствовал себя спокойным и уверенным в себя  человеком.
Они, вместе с Владимиром Ивановичем, быстро разгрузили автобус. Потом также быстро отнесли все коробки в домик, где будет жить Никита.
- Ну, вот и всё. Обживайтесь. Если что - звоните и Вам всегда помогут. А во всю эту дурацкую историю, с бывшим смотрителем маяка, не верьте. Чушь собачья. Ладно, мне нужно возвращаться. Хочу сегодня успеть приехать в город. Бывайте.
- Спасибо вам Владимир Иванович. Я уверен, что всё будет как нужно - не более и не менее. Счастливо. Будьте осторожны на дороге. Вон, сколько лихачей, которые незнакомы с правилами дорожного движения. Да и просто дорожных хамов.
Они пожали друг другу руки. Владимир Иванович сел в свой автобус, развернулся на пяточке и уехал, а Никита остался и ещё долго смотрел вслед автобусу.
- Стой, ни стой, а обживаться нужно, - сказал Никита сам себе. - Разбирать продукты отложу на завтра. Я думаю, ничего с ними не произойдет. Лучше осмотрюсь.
Никита и море. Две половинки соединились в одно целое. Море - это колыбель для одиноких и тоскующих душ. Это надежда на возрождение и приобретение стойкости духа.
Осознания вновь приобретенного счастья еще не посетило Никиту, но он уже почувствовал начало нового этапа в своей жизни. Плохой или хороший станет этот этап, ещё неизвестно, но каждый надеется на лучшее.
- Сейчас, быстренька часть продуктов внесу в дом, а большая часть может подождать до завтра. Схожу и проведаю маяк.
Никита так и сделал. Домик, где ему предстояла жить, оказался очень удобный для проживания. Одноэтажное, деревянное здание. Брёвна от времени обветрились, пропитались солью и приобрели почти светло-серый цвет. Окна с резными наличниками смотрят на море. В доме оказалось две светлые и просторные комнаты с небольшой кухней. Обстановка комнат оказалась весьма скудной - панцирная кровать с шариками на спинках. Как ни странно, кровать оказалась аккуратно заправленной, а поверх одеяла лежало вязаное покрывало и две подушки, укрытые ажурной накидкой, объединяли и венчали всю эту красоту. Из дубовых досок сделан стол. Вдоль стола, с двух сторон стоят мощные и тяжелые скамейки. В углу, за дверью примостился небольшой шкаф, а на стене  над кроватью весит картина Айвазовского. Никита не помнил название картины, но точно знал, что её написал Айвазовский.
В правом левом углу, при входе, висят иконы Иисуса, Казанской Бога Матери и  Николая Чудотворца. Как же без Николая Чудотворца. Без него никак нельзя.
Вторая комната представляла собой, скорее всего кабинет, чем гостиная в принятом понимании. Письменный стол стоял у окна, зелёная настольная лампа, стаканчик для ручек и карандашей, тетради и, конечно, компьютер. Небольшое кресло, а вдоль одной из стен книжный шкаф заполненный книгами. Что за книги стоят на книжных полках, Никита решил посмотреть потом. Сейчас нужно было некоторые продукты отнести на кухню.
Кухня была обставлена так же скромно. Ничего лишнего - электроплита из двух конфорок, стал, для приготовления пиши, рукомойник и здоровая, литров на двести бочка. Воды, разумеется, в ней не было.
На кухне одно окно, вдоль которого стояла обыкновенная лавка, а на подоконнике керосиновая лампа. Привет из детства.
Я совсем забыл, спросит про питьевую воду. Где её можно взять? Ладно, не стану никуда звонить и расспрашивать, сам найду. Хорошо у меня с собой есть бутылка с водой.
Удобств в доме не оказалось. Видно туалет находиться где-то рядом.
Никита перенес часть продуктов на кухню и пошел искать туалет, а потом решил непременно посетить маяк.
Никита подошёл к морю. Солнце все ближе и ближе склоняется к горизонту. Скоро совсем скроется, упадет за горизонт, раствориться в морской волне и станет частью моря.
Никита всем своим существом понял, как ему все эти годы не хватала моря. Как ему хотелось с головой окунуться в её волну, опуститься на самое дно, лечь и, затаив дыхание, с самой глубины смотреть на заходящее солнце, на тени чаек, снующих над водой и ощущать тишину и спокойствие в душе. Вновь почувствовать силу и любовь моря. Услышать, как бьётся  сердце моря. Оно бьётся в унисон с его сердцем. Волны, они как мамину руки - полны нежности и ласки.
Ветер принес тихий вдох и почти неслышный выдох. Ему показалось, что кто-то рядом с ним стоит.
Никита посмотрел по сторонам, но никого не увидел. Показалось. Так дышит ветер. Я просто забыл это дыхание. Но ничего скоро всё вспомню.
Ладно, хватит. Тебе еще нужно успеть сходить на маяк и посмотреть всё ли там исправно. Хотя, мне сказали, что там всё работает как часы, но нужно посмотреть.
Маяки стали символом романтики. Одиноко стоящие посередине моря.
Маяк - это не просто башня с ярким светом. Великий исполин побережья, путеводная звезда. Он предупреждает об опасном или важном месте для навигации. Он как дорожный знак на море. Маяк должен гореть для всех, кому он нужен.
Во всём мире не встретишь двух одинаковых маяков. Они как люди - со своей историей, взлётами и падениями. У маяков богатая история развития оборудования, да и сами они представляют одно из направлений архитектурного зодчества. Маяки стали символом романтики. Одиноко стоящие по середине моря и отданный на волю всем ветрам и всем штормам, горячему Солнцу и холодной Луне.
Вот и он. Правда, до него ещё нужно добраться. Он стоит недалеко от берега, на небольшом острове.
Никита смотрел на маяк, и ему казалось, что он видит, как мимо маяка проходят судна тавро, древних греков. Как с большим  барышом возвращаются  домой купцы. Высокие волны бьются о берег и пытаются смести всё на своём пути. А маяк, год за годом, из столетия в столетие верой и правдой служит морякам.
Маяк, "Разбитые сердца", на котором предстоит работать Никите - створный. Сколько же таких маяков за всю свою морскую жизнь встречал Никита.
Створный маяк всегда выстраивают так, чтобы капитану было понятно, в какую сторону движется корабль, и какой маневр ему нужно совершить,  чтобы преодолеть сложный участок. В темное время суток, зажигается свет на маяке, усиленный линзами Френеля. Во время тумана с маяка раздается резкий и долгий звук. В светлое время,  капитаны ориентируются по цветовой окраски маяка. Окрашивают маяк особым способом, чтобы при подходе к нему было понятно с какой стороны, от опасной, он установлен. Белый цвет -  обозначает безопасный сектор, красный - обозначает левую  от безопасного сектора зону, зелёный правую.
Но всё  это лирические отступления.
 На берегу, Никита нашел перевернутую лодку. Удивительно, лодка находилась в очень хорошем состоянии. По всей видимости, её недавно привели в порядок -  все щели и углы лодки залили смолой, пропитали олифой и покрасили в зелёный цвет. Кто бы это мог быть. Ведь насколько помнил Никита, маячника уже достаточно давно нет на маяке. Или мне что-то не досказали.
Никита вспомнил,  что в сарае стоит моторная лодка. Но Никита не стал заморачиваться с ней и предпочел оправиться на деревянной лодке.
Вот он красавиц. Маяк "Разбитые сердца" оказался почти двадцати метровым сооружением, сложенным из инкерманского камня.
Никита открыл дверь и вошел во внутрь маяка. Было достаточно светло, чтобы  всё увидеть. На стене висели гидрографические карты, на столе стоит уникальное  навигационное оборудование, судовые фонари. В проеме между окном и дверью разместился объемный книжный шкаф. Никита рукой провел по корешкам, прочитал названия некоторых и остался довольным. Здесь стояло очень много книг по мореходству, многочисленные исторические, художественные и научно-популярные. Разглядывая книги, Никите очень захотелось взять одну из них и углубиться в чтение.
На отдельном столе лежит вахтенный журнал. Никита взял его в руки. В начале список всех смотрителей маяка, которые работали на маяке - фамилия, имя и год службы. Первым оказался смотритель, записанный просто по имени. Василий. Интересно, кто такой. Дальше кто-то записал историю маяка. Но Никита не стал читать. Время идет, а нужно еще операторскую комнату посмотреть.
Никита огляделся и подумал: "Кругом чистота и порядок как-будто смотритель только что вышел".
По винтовой лестнице, Никита поднялся на второй этаж и вошел в оперативную комнату. Комната была оснащена по последнему слову техники. На верху, на площадке лампочки самые обыкновенные - электрические. А вокруг лампочки с хрустальными линзами для того, чтобы усиливать и распространять свет.
Никита еще раз обошел все помещения. Включать ничего было не нужно. По всей видимости всё включается  автоматически.
Не успел Никита так подумать, как лампочка вспыхнула ярким светом. Никита взял тряпочку и протер линзу. Теперь он это должен будет делать каждый день. И не один раз в день. Делать записи, ремонтировать порванные провода и следить за генератором, который стоит внизу около маяка в специальном сооружении.
Никита спустился вниз и еще один раз обошел маяк со всех сторон. Когда он собирался возвращаться назад, его внимание привлек звук. Ему показалось, что за камнем скулит собака. Он медленно подошел к  камню и, действительно, в небольшой нише, прижавшись спиной к камню, сидел щенок. Небольшой щенок, месяцев пять или шесть, худой, чумазый. Как он здесь оказался, вдали от берега и людей
Никита опустился на корточки и осторожно протянул руку к щенку. Щенок был сильно ослаблен и совершенно не проявлял агрессии. В его глазах читалась мольба: "помоги".
Никита взял на руки малыша, тот совершенно не сопротивлялся. Своим щенячьим умом он понял, вот он спаситель.
- Глупыш, не бойся, я тебе помогу.

Никита прижал к себе малыша и пошел к лодке. Через полчаса он уже стол у плиты и готовил щенку поесть. Свари кашу на сухом молоке,  добавил немного творога. И пока, каша остывала, он помыл щенка. Какой же он стал красивый. Темная густая шерстка, громадные и очень выразительные глаза, большие лапки говорили о том, что из этого щенка должен вырасти большой пёс.
- Ну, что дурашка. Давай приступай к еде.
Никита поставил перед щенком миску с едой. Щенок не стал долго думать, а сразу же приступил к еде. Съел он очень быстро и попросил ещё.
- Нет, малыш, так много сразу нельзя, а то живот станет болеть. Ты лучше поспи немного, а потом я тебя еще покормлю. Смотри, я тебе около кровати постелил одеяльце. Иди, ложись.
Но щенок не двигался с места. Он не понимал Никиту.
Тогда Никита взял его на руки, отнес и положил на одеяльце.
- Малыш, вот твоё место. Ты здесь будешь отдыхать. Спи.
Щенок послушно развалился на одеяльце, посмотрел на Никиту и, почти мгновенно, уснул.
Никита смотрел, как спит щенок и думал.
- Странная вещь - это жизнь. Еще совсем недавно я даже и подумать не мог, что окажусь за много километров от дома, да ещё со щенком на руках. А ведь у щенка нет имени. Как его назвать. Малыш, вроде не солидно. Вырастит здоровый пес, а имя детское. Решил, пусть у тебя будет имя большое и громкое - Варяг.
Довольный Никита, сел поужинать, потом расстелил кровать и собрался лечь спать. Солнц еще не село окончательно за горизонт, но сегодня у Никиты день оказался очень насыщенным и познавательным. Он очень устал.
Но не успел Никита лечь, как проснулся щенок и стал скулить.
- Ты чего Варяг? Тебя так теперь зовут. Ты чего хочешь маленький.
Никита подошел к щенку, погладил и решил немного покормить. Щенок снова покушал.
- Дурак я. Тебе же нужно в туалет. Сейчас выйдем и погуляем.
Щенок оказался очень понятливым. Выйдя на улицу, он отбежал подальше и сделал все свои дела. С чувством выполненного долга вернулся в Никите. Мол, всё, пошли домой.
- Пошли, Варяг, спать. Уже поздно.
Никита лег на кровать, а щенок вернулся к себе на подстилку.
Никита думал, что сразу уснёт, но у него не получилось. Мысли полезли в голову. Интересно, кто этот Василий - смотритель маяка. Почему только имя?
Ночь постучалась в окно, луной осветилось небо и где-то далеко проухала  сова. Но Никита её не слышал. Он спокойно спал и видел свои сны...


Рецензии