Вспышка. часть 4. василий и настя

 ВАСИЛИЙ И НАСТЯ...
Наступил Петров день. Со светом, принарядившись во всё праздничное, вышла  на косьбу вся семья  Ивана Савельича Полуехтова: Иван Савельевич с женой Агриппиной Макаровной и сыновьями - старшим сыном Прохором и младшим Никанором, да с  младшей, своей любимой дочерью  Настенькой. Вместе с ними на косьбу снарядились почти все работники, бывшие в услужении и в помощниках у Ивана Савельича.
Поле для косьбы, им на этот год выпало дальнее.  Но место, то было хорошее - ровное, как ладошка. Рядом речка и берёзовая роща. Трава уродилась богатая. Будет чем зимой  скот кормить.
У Ивана Савельевича хозяйство большое. Зажиточно живёт семья - коровы ведёрницы, телята, свиньи. Но самая большая гордость Ивана Савельича это были кони. Ох, и славились эти рысаки на всю округу. Многие хотели заполучить их к себе в конюшне. Иван Савельевич занимался разведением племенных жеребцов и продавал их в стольный город.
Громадный сад раскинулся за домом, огород и большое поле с картошкой. Дел в хозяйстве много - сажать, сеять, урожай собирать, да заготовки на долгую  зиму делать. Всем работы хватало - и мужикам и бабам. Ничего просто так им в руки не шло и не давалось -  во всём был великий труд.
Иван Савельевич был мужиком суровым, но справедливым. С уважением относился к своим домочадцам и наёмным работникам. Никогда и никого не обижал, но за работу спрашивал со всей строгостью и по заслугам оплачивал труд. 
К нему и в деревни относились с большим почтением и уважением. Многие советовались с ним, многие хотели породниться.

Иван Савельевич высокий статный мужчина, широкий в плечах и крепкий телом. Когда он шел по деревни, то многие женщины и молодые девушки засматривались и в тайне вздыхали, а может кто-то и сох по нему. Но Иван Савельевич, ни на кого не глядел и никого не замечал. У него была одна и единственная любовь всей его жизни - это Агриппина Макаровна. Как водиться на Руси, до сватовства он ее и в помине не знал и не ведал,  что где-то там,  выросла такая замечательная девушка с добрым сердцем и открытой душой. Потом оказалось, что она хорошая хозяйка, заботливая мать, верная и любящая жена.
Полюбили они друг друга с первого взгляда. А почему бы и нет?  Ведь бывает так - судьба сделал за них выбор и этот выбор оказался самым что ни на есть правильным.
Не успели оглянуться, как обвенчали их в церкви и стали они жить вместе с с уважением  и любовью. Жили они всегда душа в душу. Понимали друг друга с полуслова и с полу взгляда. Иван Савельевич стал надежной защитой и опорой, а Агриппина Макаровна крепким тылом и честью своего мужа.
Сыновья характером и рукастостью пошли в отца, а младшая - в мать. Невысокая, хрупкая как стебелёк, с глазами цвета густой синевы. Так же как и мать, всё умела делать по хозяйству. Любая работа спорилась в её руках. Многие парни заглядывались на их единственную и любимую  дочку, многие родители хотели взять её хозяйкой в дом для своих сыновей.
Иван Савельевич понимал, что рано или поздно придётся дочку замуж выдавать. Как же он хотел, чтобы это время наступило как можно позже. Ему казалось, что, так как она сейчас живёт в его доме, лучше жить она уже нигде не будет. И поэтому он каждый раз когда заходил разговор, что мол пора дочку замуж выдавать,  говорил, что рано ей думать о женихах и замужестве. Пускай еще малость поживёт в родительском доме, за родительской спиной. Успеет еще пожить самостоятельной жизнью.
Настя до поры и до времени соглашалась с отцом. Но вот в её жизни появился Василий. И всё закружилось, завертелось. Жизнь предстала перед Настей в новом цвете, с новыми запахами и ощущениями. В её сердце, вначале робко, совсем несмело постучалась любовь. Настя открыла ей двери и поняла - вот она её судьба. Вася, Василёк. Настя умом понимала, что отец никогда не согласиться на их свадьбу, но сердце не хотело мириться с этим. Она надеялась на чудо, ждала и мечтала. Она боялась только одного, лишь бы Василий не разлюбил и не отступился от неё. В себе она была уверена. Ведь отец любит её и также хочет,  чтобы она была счастливой.
Время оно всё расставит по  своим  местам и где надо поставит все нужные знаки препинания.
Настя ждала и надеялась. А пока наступило время сенокоса.
Приехали на свое поле, расставили в тени деревьев шалаши и у каждого из шалашей на козлах повесили котлы. Растянули холщевые пологи и стали готовиться к сенокосу.
На следующее утро, пока солнце только показалось на горизонте, и роса густо лежала на траве, приступили к косьбе. Мужик косили траву, а бабы рукоятками граблей разбивали её, чтобы та успела получше просушиться.
Солнце уже давно встало на серединку небо и нещадно палило, а мужики и бабы всё работали. Нужно до вечера  многое успеть сделать, а вечером можно и хороводы водить и на гармониках с жалейками играть.
Что болит - шумит буйная голова,
Не глядят на свет весёлые глаза,
Что не видят глаза с неба солнечных лучей.
Из лучей таки, лучей туманчик выпадал,
А из того тумана частый мелкий дождь пошел;
Он прибил - примял всю шелковую траву.
Сено тут косила, красна девица душа.
По прокосьицу у неё добрый молодец идёт.
"Тебе Бог помочь душа девица!" -
-Поди, мне на помочь, душа добрый молодец!
- Не сечёт у тебя булатная коса,
Притомилась ты, душа девица!
Помогу я тебе, свет-сударушка,
Разуважу тебя, государыня!
Не плачь, не горюй, душа девица!
Не тужи, не скорби, ты хорошая!
Положись ты на меня, на удаль молодецкую!".
Василий тоже косил траву. Его нанял сосед Ивана Савельевича. Василий работник был славный и безотказный. Соседу помощь, а ему деньги не помешают.
Правда, вечером Василию приходилось возвращаться на маяк. Не оставишь ведь его без присмотра. А рано утром возвращался на покос. Поле, где косил Василий, было недалеко от маяка. Так что особых трудностей у него не возникло. Только вот видеться ему с Настей приходилось издали. Но он и этому был счастлив. Рядышком его Настенька, свет в окошке.
Как - то раз, когда все легли спать встретились в берёзовой роще Василий с Настенькой.
- Как ты моя голубка? Устала, поди.
- Как же я по тебе соскучилась. Хоть ты и не далеко от меня, но мне кажется, что между нами сотни километров и пропасть без моста. Истосковалось мое сердце. Когда же наступит тот час, когда мы будем с тобой вместе. И не нужно станет прятаться от чужих глаз.
- Скоро Настя, потерпи ещё немного. Вот закончим покос, и я приду тебя свататься.
- Страшно мне Василий. Чую худое случиться.
Ветка сломалась, на дереве, в неурочный час, стала кукушка года отсчитывать, над головой сова крыльями прошумела. Не к добру всё это.
- Василий, мне пора. Вдруг меня хватятся, греха не оберешься. Немного осталось ждать. А там нам Бог поможет. Мне без тебя не жить.
Они ещё долго стояли напротив друг друга не в силах расстаться. Звёзды ярко светили  над головами, ночь ведёрная, а в воздухе растворялась тишина и кротость. Свет месяца уводил зло...


Рецензии