Вспышка. часть 6. василий и настя

 ВАСИЛИЙ И НАСТЯ....

Разбудило солнышко, ночь, что спала во поле,
Шевеля дубравами, прогнало в леса.
В поле зреет зёрнышко, в поле пахнет травами...
Доброй песней дедовской, точится коса.
Звени, звени, звени литовка!!!
Звени в руках у кузнеца...
Чернявая, чернявая плутовка!!!
В душе у молодца...
Тихо росы плакали - слёзы прямо под ноги.
Славную мелодию пели косари...
И стога огромные слыша песню старую
Медленно качались на волнах зари...
Под косынкой тонкою, косы лентой связаны...
Но как туча хмурится у неё отец...
Нежною мелодией мы с тобою связаны,
Пропоёт красавице - добрый молодец.
Звени, звени, звени - литовка
Сверкни лучом стальным...
Чернявая, чернявая плутовка -
На зависть остальным.
 - Скоро сенокос закончится, и я пришлю сватов. Жди.
Василий нежно смотрел на свою Настю, а она вся светилось под его взглядом. Как же ей было хорошо, она знала, вернее, было точно уверена, что Василий её судьба, её счастье, её жизнь. Одного она только боялась - не отдадут её за Василия. Отец её любит, и он считает, что его единственная дочь должна жить так, как он скажет. Ведь он лучше неё знает жизнь.
- Мы уже почти всё закончили. Осталось небольшое поле за холмом скосить. Работы на день. К субботе всё закончим. Нынче богатая трава уродилась.
Мне боязно. А вдруг ничего не получится.
- Не бойся. У тебя отец понятливый и он хочет счастья для своей дочери.  я всё для тебя сделаю. Ты у меня ни в чём не будешь нуждаться. Ты же знаешь, я работящий.
Василий нежно обнял Настю и почувствовал, как она дрожит всем телом.
- Ты чего дрожишь. Не заболела. Не бойся, я тебя в обиду никому не дам.
Настя немного успокоилась.
- Хорошо. Бог нас защитит.
После этого, солнце несколько раз взошло на востоке и опустилось на западе. Луна проплыла по своему пути. И вот настал долгожданный день.
Ещё день не вошел во всю свою силу и полноту, а Василий со сватами стоял у ворот Настенного дома.
- Всё, пошли в дом, - сказал один из сватов. - Ты Василий молчи, мы сами всё станем говорить.
Василий ничего не смог ответить. От сильного волнения у него пересохло во рту.
Они вошли в дом по старшинству. Шествие замыкал Василий.
За столом сидел Иван Савельевич и читал газету. Его жена -  Агриппина Макаровна, сидела рядом на скамейки и вязала. Сыновья видимо в это время занимались во дворе. У мужиков много работы.
- Мир дому. Здравствуйте Иван Савельевич и Агриппина Макаровна. Решили к вам в гости зайти.
- Спасибо. Мы гостям рады, - отозвался Иван Савельевич. -  Агриппина Макаровна, накрывай на стол, угощай гостей.
Агриппина Макаровна отложила вязание и стала накрывать на стол.
_ Садитесь, гости дорогие, - продолжил разговор Иван Савельевич. - С чем пожаловали? Дело или просто на огонёк зашли?
- Иван Савельевич, - отозвалась сваха, - чего торопиться. Всему своё время.
Когда все разместились за столом, сваха продолжила:
- Чего скрывать, по делу мы пришли. Знаем, что у вас подрос и расцвел цветочек лазоревый.  У нас кусточек - у вас цветочек. Как бы, не посадить ваш цветочек под наш кусточек.  Не отдадите свою дочь - Анастасию за нашего Василия.
- Странные речи говоришь, - ответил Иван Савельевич. -  Цветок вырос, да не расцвел. Не вошла она еще в пору. Рано нашей Настасьи замуж выходить.
- Чего ж это рано, - не унималась сваха, - самая пора. У нас жених - всем женихам жених. И работящий, и рукастый и лицом хорош. Чем не муж для вашей дочери.
- Оно конечно так, но что за спиной у вашего жениха - пустота. Конечно, Василий хорош, но не для него растили мы Настасью. Не такая судьба ожидает нашу дочь. Не хочу, чтобы она жила как голь перекатная.  Василий, скажи - что ты можешь ей дать, как обеспечишь ей жизнь?
Василий растерялся и ничего не смог ответить. За него ответила сваха:
- Иван Савельевич, ты же знаешь его с малолетства. Знаешь, какой он человек и что всё сделает для твоей дочери. А хозяйством и богатством они сами обрастут. Самое главное - любовь, а всё остальное дело наживное. Да, и не плохо бы у Настасьи спросить.
- А чего спрашивать. Я глава семьи и мне решать за кого отдавать свою дочь. Всё,  разговор окончен. Идите с миром. И впредь, чтобы Василий мой двор стороной обходил. Не бывать этому - чтобы моя дочь за голь перекатную замуж пошла. Ты Василий - мужик хороший, но ищи невесту на другом дворе. На этом разговор окончен.
Агриппина Макаровна молча стояла и смотрела на мужа. Видно было, что это сватовство было в радость. Нравился ей Василий. Хороший парень. Да и знала, что их дочь любит его и тайно встречается. Знала и молчала. Что она могла сделать. Каждый в их семье занимает свое место, и выскакивать из него было нельзя. Муж - центр вселенной и всё вращается вокруг него. Муж сказал - значит, так оно и должно быть. А она - человек подневольный. Может только дочери слёзы утереть и обласкать.
Вот так  и разошлись. Каждый остался при своём.
Возвращаясь, домой, Василий сказал:
- Всё равно она моей будет. И никто нам не помешает быть вместе.
Пока шло сватовство, Настя сидела в своей комнате и ждала, когда её позовут. Она любила Василия и мечтала выйти за него замуж. Настя надеялась, что отец даст согласие на этот брак и соединит судьбы. Ждала, ждала, когда позовут, но так и не дождалась.
Когда сваты ушли, она вышла из комнаты и сказала:
- Батя, ты чего отказал Василию.  Люблю я его.
- Что за поганка такая выискалась. Что значит люблю. Ты в своём уме. Зачем тебе этот босяк. За ним ничего нет. Только маяк. Хочешь перебиваться с хлеба на квас.
- Мне всё равно, что у него ничего нет. Мы сами наживём. Я всё равно за него пойду. И не надо мне вашего благословления.
Настя сказала это и горько расплакалась.
Но слёзы дочери не нашли дорогу к отцовскому сердцу. Они его больше рассердили.
- Я тебе пойду за него замуж. Пойдешь за того, на кого покажу. Начнешь брыкаться как кобыла необъезженная - враз управу найду. Ты меня, Настя, знаешь. А ему ноги повыдергиваю и голову откручу. Иди отсель. Глаза твои бесстыжие. Чтобы я тебя не видел. С сегодняшнего дня, чтобы со двора одна не ногой. Узнаю, что с ним встречаешься - пожалеешь горько.
Сказал Иван Савельевич эти слова - как топором отрубил.
Целый день промучился Василий в мыслях о том, что ему делать. Как сделать так, чтобы Настеньку отдали за него. Нет, не отдаст Иван Савельевич, умрет сам, убьет других, дочь сгубит, а не отдаст. Василий понимал отчетливо всю безысходность положения.  Отец с Насти теперь глаз не спустит. Да ещё и сыновьям накажет её стеречь. А братья у Насти крутого нрава. Теперь и свидеться станет совсем сложно.
Что же всё- таки делать?
Вечером, как стемнело, Василий пробрался к Настенному дому. Он надеялся, что Настя выйдет двор. Она обычно вечером ходила доить коров. Вот он её и окликнет.
Всё так и случилось. Настя вышла во двор, осмотрелась, и подошло к дальней части двора.  Обычно Василий приходил туда, чтобы свидеться ненадолго с ней или договориться о встречи.
Настя была уверена, что Василий обязательно придет сегодня. Так и случилось. Он её уже ждал.
- Васенька, что же нам делать? Отец строго-настрого запретил выходить со двора одной. - Сказала Настя и расплакалась. - Убьёт он, а за тебя не отдаст. Видно не судьба нам быть вместе.
- Настенька, не плачь. Я придумаю что-нибудь.
- Васенька, отец через неделю с братьями поедет в город по делам. Может получиться встретиться. А там всё и решим. Послушай, мир большой, давай убежим.
- Подожди, Настенька, я придумаю для нас выход. Может, отца твоего уговорю.
На крыльцо вышел старший брат:
- Настя, ты где? Чего так долго возишься.
Настя испуганно посмотрела на Василия, помахала рукой и побежала в коровник.
Не дождавшись ответа, Прохор пошел в коровник.
- Ты здесь?
- Чего, не видишь - коров дою. Чего пришел. Думаешь сбегу?
- Чего взъерепенилась. Отец послал.
Настя отвернулась и продолжила доить корову.
- Иди, Прохор, я скоро приду.
Настя доила корову, а слезы медленно текли по щекам. Незавидная женская доля. Каждый помыкает и каждый свою силу пытается показать. Ну, ничего, я всё равно буду с Василием. И пусть весь мир рухнет и пойдет в тартарары.


Рецензии