Глава 1. Владилен и Ивсталий

     На исходе второй декады ноября 1935 года в городе Азове в семье военкома родился сын Владилен. В двадцатые-тридцатые годы двадцатого века никого было не удивить такими именами, как Ким, Марлен, Тракторина, Октябрина и даже Чельнальдина. А уж производных от «Владимир Ильич Ленин» было великое множество. Это Виль, Вилор, Вилен, Владлен и им подобные. На их фоне имя моего отца, хоть и несло «революционный» оттенок, но всё же было созвучно привычным слуху, таким как Владислав или Владимир.
     Его брату, родившемуся на два года позже, уже в Анапе, повезло меньше. Ему дали имя Ивсталий. Сокращённо – Сталик. В сознательном возрасте имя пришлось поменять на более традиционное, Станислав.
     Могли ли братьев назвать иначе? Видимо, нет. Как сейчас говорят, такой был «менталитет». Революционный. Николай, отец Владилена, воевал в Гражданскую войну. Дома на стене висели два маузера и две шашки. Это был настоящий казак, поэтому шашки не просто занимали почётное место. Каждое утро Николай с ними упражнялся. Сухощавый и сильный, он рубил яростно, от души. Отец помнит, как под ударом разлетелась вдребезги лампочка в предбаннике. 
     Хорошо ещё, что в те времена не появилось обычая менять свои «родовые» фамилии на более современные. А то мы упустили бы некоторые интересные моменты семейной истории, многие из которых и так остались в памяти буквально «пунктирной линией». Так, например, сохранилась информация о том, что Николай Иванович Мазко родился в селе Дивное Ставропольского края. А фамилией он был обязан своему предку, который ходил по деревням и рисовал иконы. Писал. А точнее, мазал, как тогда говорили. Семейная легенда гласит, что именно от него пошла фамилия Мазко. 
     Мать, Полина Ивановна, урождённая Даниско, родом была с Украины. Замуж за Николая она вышла в восемнадцать лет. До этого Николай уже был женат, и у него уже было двое детей, но отец не помнит, чтобы он с ними каким-то образом общался. Полина также была военнообязанной и с началом Великой Отечественной войны она пошла в армию сразу на офицерскую должность в стрелковую роту. Но война началась позже, а в тот момент «боевые действия» проходили прямо в семье.
     Столкновение двух непримиримых характеров порождало какую-то адскую гремучую смесь. Однажды родители ругались так сильно, что братья выбежали в прихожую, где лежали дрова, с мыслью о том, что нужно вооружить родителей поленьями, чтобы они ими били друг друга. Так сказать, готовились подносить боеприпасы. Жили они на тот момент в станице Абинской в одноэтажном доме с несколькими комнатами.    
     Не выдержав испытания друг другом, супруги расстались в 1939 году. Владилену тогда было четыре года, а Ивсталию – два. Мать забрала детей с собой.
     В памяти нашей навсегда остаются самые сильные впечатления, восторги, обиды и сожаления. Так и в этом случае. Мой отец сильно сожалел, что в доме осталось много игрушек. Как можно было бросить игрушки? Он не понимал. И уж конечно, этот момент впечатался в память гораздо ярче, чем дальнейшие два года, прожитые с матерью до войны.
     Ещё из той, самой ранней поры, у отца осталось воспоминание, как его сажали на коня. Хоть он и был сыном казака, но всё равно почему-то получилось очень высоко и страшно. Зато не страшно было ходить вдоль обрыва от дома до военкомата, потому что Владилен во всё горло распевал военные песни.
     Происходили и события, которые в сознательном возрасте отец не мог для себя объяснить. Например, один раз он засунул себе в нос косточку от сливы. Вытаскивали её тогда долго и сложно. Кажется, это даже неким образом повредило ему носовую перегородку, и она осталась немного искривлённой. Другой случай был ещё более странный – Владилен каким-то образом столкнул в колодец кошку. Хотя все дети тогда знали, что в колодец ничего бросать нельзя. Поэтому сразу нашёлся тот, кто сообщил об этом взрослым. Естественно, отец получил по заслугам – кошку достали, а его тогда выпороли безо всяких церемоний…

     Но вскоре мир как будто перевернулся. Накатила война, поглотив все маленькие события, радости и огорчения обычной жизни и полностью поменяв судьбы многих людей, в частности, отцовской семьи.


Рецензии