Раевский Николай Николаевич

День рождения Героя

Раевский Николай Николаевич (14 [25] сентября 1771 – 16 [28] сентября 1829), полководец, генерал от кавалерии. Герой Отечественной войны 1812 г.

[250 лет со дня рождения!]

Родился в Санкт-Петербурге. В 1774 г., по обычаю того времени, Николая в три года записали на военную службу в Преображенский лейб-гвардии полк. Действительную службу он начал 1 января 1786 г., в 14 лет, гвардейским прапорщиком. В 1787 г. началась очередная Русско-турецкая война. Гвардии поручик Раевский волонтёром отправился в действующую армию и был прикомандирован к казачьему отряду полковника В. П. Орлова с приказом от генерал-фельдмаршала Потёмкина (который доводился Николаю двоюродным дедом по материнской линии и принимал участие в судьбе юного офицера):

«… употреблять в службу как простого казака, а потом уже по чину поручика гвардии».

В феврале 1789 г. Раевский был переведён премьер-майором в Нижегородский драгунский полк. Участвовал в боях на реках Ларга и Кагул, в осадах Аккермана и Бендер. В сентябре 1790 г. Потёмкин поручил племяннику командование Казачьим булавы Великого Гетмана полком. С турецкой войны Николай Николаевич он вернулся 19-летним подполковником. В январе 1792 г. Раевский получил чин полковника и, участвуя в польской кампании, заслужил свои первые боевые награды. Был в сражении при д. Городище, за что награждён орденом Св. Георгия 4 степени.

В 1794 г. Раевский вступил в командование Нижегородским драгунским полком. Полк дислоцировался в южной крепости Георгиевск. К этому времени обстановка на Кавказе накалилась. Персидская армия вторглась на территорию Грузии, и, выполняя свои обязательства по Георгиевскому трактату, русское правительство объявило Персии войну. В марте 1796 г. Нижегородский полк в составе корпуса В. А. Зубова отправился в поход к Дербенту. В мае Дербент был взят. Полк Раевского вместе с главными силами дошёл до р. Куры.

В конце года вступивший на престол Павел I отдал приказ о прекращении войны. Одновременно с этим многие екатерининские военачальники были отстранены от командования. 10 мая 1797 г. по высочайшему повелению без указания какой-либо причины был исключён из службы и Н. Н. Раевский.

Всё время правления Павла I отставной полковник жил в провинции. Только 15 марта 1801 г., с воцарением Александра I, Раевский вернулся в армию; новый император пожаловал ему чин генерал-майора. Однако всего через полгода Николай Николаевич снова оставил службу, на этот раз по собственному желанию, вернувшись к сельскому уединению.

В феврале 1807 г., в начале войны четвёртой антифранцузской коалиции против Наполеона, генерал Раевский подал прошение о зачислении в действующую армию. Он был назначен командиром егерской бригады, которой было поручено прикрывать авангард генерала П. И. Багратиона. В июне Раевский участвовал во всех крупных сражениях этого периода: при Гуттштадте, при Анкендорфе, при Деппене и снова при Гуттштадте. После десяти лет вне армии вновь проявил себя храбрым и умелым военачальником.

Вскоре был заключён Тильзитский мир, положивший конец войне с Францией, но практически сразу же начались новые войны: со Швецией (1808–1809) и Турцией (1810–1812). Раевский принимал участие в обеих. За отличия в боях 12 апреля 1808 г. произведён в генерал-лейтенанты. С апреля 1808 г. – командир 21-й, с 1809 г. – 11-й пехотной дивизии. Сражаясь на берегах Дуная против турок, Раевский особенно отличился при взятии крепости Силистрия. Был награждён шпагой с бриллиантами.

В ночь на 24 июня 1812 г. армия Наполеона вторглась на территорию России. Раевский на этот момент возглавлял 7-й пехотный корпус 2-й Западной армии. Из-под Гродно 45-тысячная армия Багратиона начала отступление на восток для последующего соединения с армией М. Б. Барклая-де-Толли. С целью не допустить соединения двух русских армий Наполеон послал наперерез Багратиону 50-тысячный корпус маршала Даву. 21 июля Даву занял г. Могилёв на Днепре. Тем самым неприятель опередил Багратиона и оказался к северо-востоку от 2-й русской армии. Багратион, подойдя к Днепру в 60 км южнее Могилёва, снарядил корпус Раевского, чтобы попытаться отбросить французов от города и выйти на прямую дорогу в Витебск.

Утром 23 июля у деревни Салтановка (в 11 км вниз по Днепру от Могилёва) начался ожесточённый бой. Корпус Раевского в течение десяти часов сражался с пятью дивизиями корпуса Даву. Бой шёл с переменным успехом. В критический момент Раевский лично повёл в атаку Смоленский полк со словами: «Солдаты! Я и мои дети откроем вам путь к славе! Вперед за Царя и Отечество!» По легенде, рядом с Николаем Николаевичем в этот момент шли сыновья: 17-летний Александр и 11-летний Николай. Раевский был ранен картечью в грудь, но его героическое поведение вывело солдат из замешательства, и они, бросившись вперёд, обратили противника в бегство. После сражения под Салтановкой имя Раевского стало известно всей армии.

В этот день Раевский, выдержав жестокий бой, сумел вывести корпус из сражения вполне боеспособным. К вечеру Даву приказал отложить сражение до следующего дня. А Багратион тем временем со своей армией успешно переправился через Днепр южнее Могилёва и быстрым маршем двинулся к Смоленску на соединение с армией Барклая. Наполеона весть о спасении армии Багратиона от, казалось бы, неминуемого разгрома привела в ярость.

Русские армии смогли соединиться под Смоленском. На военном совете было решено перейти к наступательным действиям. 7 августа обе армии двинулись на Рудню, где располагалась кавалерия Мюрата. К Смоленску был переброшен корпус генерала Раевского.

15 августа к Смоленску подошли 180 тысяч французов. В распоряжении Раевского было не более 15 тысяч, положение его было крайне тяжёлым. Ему предстояло удержать город хотя бы на один день до подхода основных сил. Ночью на военном совете было решено сосредоточить главные силы внутри старой смоленской крепости, но также организовать оборону и в предместьях. Предполагалось, что основной удар неприятель нанесёт на Королевский бастион – центр всей оборонительной линии. Раевский поручил его защиту командиру 26-й пехотной дивизии генералу И. Ф. Паскевичу. Буквально за несколько часов Раевский сумел организовать оборону города.

Утром 16 августа под прикрытием артиллерии в атаку устремилась французская кавалерия. Она сумела потеснить русскую конницу, но удачно расположенная Раевским русская артиллерия, в свою очередь, остановила наступление французов. Тем временем в атаку пошла пехота корпуса маршала Нея, она устремилась на Королевский бастион. Однако войска Паскевича сумели отбить нападение. К 9 часам утра к Смоленску прибыл Наполеон. Он приказал открыть мощный артиллерийский огонь по городу. Позднее Ней предпринял ещё одну попытку штурма, но и она не удалась. К вечеру вражеский огонь стал стихать.

Если бы Наполеону удалось быстро овладеть городом, он мог бы, переправившись через Днепр, ударить в тыл разрозненным русским войскам и разгромить их. Эта угроза была предотвращена благодаря стойкости солдат Раевского. Ночью к Смоленску подошли обе русские армии. Изнурённый осадой корпус Раевского сменили свежие части. На другой день сражение продолжилось, но Наполеон не сумел достичь поставленных целей: ни предотвратить соединение 1-й и 2-й армии, ни разбить их под Смоленском. 18 августа русские войска оставили город, предварительно взорвав пороховые склады и мосты.

29 августа командование русской армией принял М. И. Кутузов. 7 сентября в 120 км от Москвы на Бородинском поле под его руководством было дано сражение, ставшее центральным событием всей войны. Бородинское поле находилось на стыке двух дорог – старой Смоленской и новой Смоленской. В центре расположения русской армии возвышалась Курганная высота, господствующая на местности. Защищать её было доверено 7-му корпусу генерала Раевского, и в историю она вошла как «батарея Раевского».

На рассвете 7 сентября здесь расположилась батарея из 18 орудий. Французы, сосредотачивая силы для штурма Курганной высоты, переправили через реку Колочу две пехотные дивизии. В 9 часов 30 минут, после артподготовки, неприятель устремился в атаку. Раевскому удалось остановить наступление французов на батарею.

Через некоторое время на штурм пошли уже три французские дивизии. Положение на батарее стало критическим. К тому же начала ощущаться нехватка снарядов. Французы ворвались на высоту, завязался ожесточённый рукопашный бой. Положение спасли подоспевшие на помощь и отбросившие французов солдаты 3-го батальона Уфимского полка во главе с генералом А. П. Ермоловым. Кутузову удалось подтянуть резервы на левый фланг (Багратионовы флеши) и к батарее Раевского. Видя совершенное изнеможение корпуса Раевского, Кутузов отвёл его войска во вторую линию.

Потери десятитысячного корпуса Раевского, которому пришлось выдержать удар двух первых атак французов на батарею, были огромными. По признанию Раевского, после боя он мог собрать «едва 700 человек». Сам Раевский, по его словам, «едва только в день битвы мог быть верхом», потому как незадолго до того случайно поранил ногу. Однако поле сражения он не оставил и весь день был со своими солдатами. За героическую оборону Курганной высоты Раевский был награждён орденом Александра Невского с характеристикой: «Как храбрый и достойный генерал с отличным мужеством отражал неприятеля, подавая собою пример».

На военном совете в Филях, состоявшемся 1 (13) сентября, Раевский высказался за оставление Москвы: «Я сказал, что… более всего нужно сберечь войска… и что мое мнение: оставить Москву без сражения, что я говорю как солдат».

Подобного мнения придерживался и М. И. Кутузов. 2 (14) сентября русская армия покинула Москву, и в тот же день она была занята французами. Однако уже через месяц Наполеон был вынужден оставить сожжённый город. 19 октября французская армия начала отступление в сторону Калуги. 24 октября состоялось крупное сражение под Малоярославцем. 6-й пехотный корпус генерала Д. С. Дохтурова оказал упорное сопротивление неприятелю, город несколько раз переходил из рук в руки. Кутузов направил на помощь Дохтурову корпус Раевского, и неприятель был отброшен от города. В итоге французы не сумели прорваться к Калуге и были вынуждены продолжить отступление по уже разорённой ими Смоленской дороге. Раевский за действия под Малоярославцем был награждён орденом Св. Георгия 3-й степени.

В ноябре, в ходе трёхдневного сражения под Красным, Наполеон потерял около трети своей армии. В этом столкновении корпус Раевского фактически добил остатки корпуса маршала Нея, с которым ему не раз приходилось сражаться по ходу кампании. Вскоре после сражения под Красным Николай Николаевич был вынужден оставить армию. Сказалось постоянное перенапряжение сил, а также многочисленные контузии и ранения.

В строй Раевский вернулся через полгода, когда боевые действия уже шли за пределами России. Его командованию был вверен Гренадерский корпус. Особенно отличился корпус Раевского в крупнейшем сражении эпохи – «Битве народов» под Лейпцигом.

«В сем ужасном сражении было одно роковое мгновение, в котором судьба Европы и всего мира зависела от твердости одного человека. Наполеон, собрав всю свою кавалерию, под прикрытием ужасной батареи, устремился на наш центр. Часть оного поколебалась и временно уступила отчаянному нападению; но корпус гренадер под командою Раевского, свернувшись в каре, стоял непоколебимо, и, окруженный со всех сторон неприятелем, везде отражал его усилия. Сия твердость дала нашим время выстроиться и вскоре опрокинуть французскую кавалерию, которая принуждена была ретироваться под огнём непоколебимых гренадер, расстроилась и обратилась в бегство». – М. Ф. Орлов.

Сам Раевский был тяжело ранен в грудь, но остался на лошади и командовал корпусом до конца сражения. За этот подвиг 8 октября 1813 г. он был произведён в генералы от кавалерии.

Зимой 1814 г., едва залечив рану, Раевский вернулся в армию. Он участвовал в сражениях при Бриенне, Бар-сюр-Обе и Арси-сюр-Обе. Наконец, 30 марта 1814 г. русские войска подступили к Парижу. Корпус Раевского атаковал Бельвиль и, несмотря на упорное сопротивление французов, сумел занять эти высоты, господствующие над всем городом. Это в немалой степени способствовало тому, что французы были принуждены начать переговоры и сложить оружие. За взятие Парижа Раевский был награждён орденом Св. Георгия 2-й степени.

После войны Раевский жил в Киеве. Командовал 3-м, а затем 4-м пехотным корпусом. По семейному преданию, он отказался от графского титула, пожалованного ему Александром I. 24 ноября 1824 г. Раевский по собственному прошению был уволен в отпуск «до излечения болезни». 26 января 1826 г. вступивший на престол император Николай I назначил Раевского членом Государственного совета.

Н. Н. Раевский был в дружественных отношениях с А. С. Пушкиным и близок к декабристам (к ним принадлежали его зятья С. Г. Волконский и М. Ф. Орлов и двоюродный брат В. Л. Давыдов).

«Всегда спокойный, приветливый, скромный, чувствующий силу свою и невольно дававший чувствовать оную… Он был всегда тот же со старшими и равными себе, в кругу друзей, знакомых, перед войсками в огне битв и среди их в мирное время». – Денис Давыдов.

Одна из самых известных характеристик Раевского принадлежит Наполеону:
«Этот русский генерал сделан из материала, из которого делаются маршалы».

Скончался Николай Николаевич Раевский в селе Болтышка Чигиринского уезда Киевской губернии (ныне в Александровском районе Кировоградской области Украины). На его надгробной плите начертаны слова:

Он был в Смоленске щит,
В Париже меч России.

Награждён орденами Св. Георгия 2-й, 3-й и 4-й степени, Св. Владимира 1-й, 2-й, 3-й и 4-й степени, Св. Александра Невского (1812), алмазными знаками к ордену Св. Александра Невского (1814), орденом Св. Анны 1-й стпени, двумя золотыми шпагами «За храбрость» с бриллиантами (1792, 1810), прусским орденом Красного орла 1-й степени и австрийским военным орденом Марии Терезии 3-й степени.

В 1820 г., во время первой русской антарктической экспедиции, Ф. Ф. Беллинсгаузен назвал открытые им острова в Тихом океане в архипелаге Россиян (Туамоту) островами Раевского. Ныне о подвигах Раевского напоминают часовня-памятник, стоящая на месте боя у Салтановки под Могилёвом, и памятник, установленный на месте батареи Раевского на Бородинском поле. К 150-летнему юбилею Отечественной войны 1812 г. одна из улиц Москвы была названа в честь Н. Н. Раевского. Улицы Раевского есть также в Киеве, Смоленске, Можайске и Петрозаводске. Бюсты Раевского установлены в сквере Памяти Героев в Смоленске и на территории Бендерской крепости.

Св. Крестовоздвиженская церковь в селе Разумовка Александровского района Кировоградской области (усыпальница Раевских) внесена в реестр памятников градостроения и архитектуры национального культурного достояния Украины.

В 2012 г. Центральным банком РФ была выпущена монета из серии «Полководцы и герои Отечественной войны 1812 года» с изображением на реверсе портрета генерала от кавалерии Н. Н. Раевского. С 2014 г. в Азово-Черноморском бассейновом филиале ФГУП «Росморпорт» находится в эксплуатации буксир-кантовщик, названный «Генерал Раевский».


Иллюстрация: Доу Джордж. Портрет Николая Николаевича Раевского. Ранее 1825 г. Государственный Эрмитаж. Из открытых источников.


Рецензии