Вена. 4. Площадь Марии-Терезии
В центре площади стоит памятник фигуре, давшей имя всему этому великолепному ансамблю - фигура императрицы Марии - Терезии в окружении полководцев.
Когда смотришь на памятник этой выдающейся женщине, непроизвольно сравниваешь его с памятником российской императрице Екатерине Великой в городе на берегу Невы. В них есть много общего, также как и в самих современницах. Каждая из них была личностью, индивидуальностью, и невольно хочется провести между ними параллели.
Обе императрицы тратили немалые средства на развитие науки и искусства и окружили себя мудрыми полководцами и государственными деятелями. Поэтому и в бронзовом виде многие из них так и остались возле своих повелительниц.
Не буду писать здесь о российской императрице, а только о Марии-Терезии.
Мари;я- Тере;зия Вальбурга Амалия Кристина – эрцгерцогиня Австрии, королева Венгрии, Богемии, Хорватии и Славонии, Галиции и Лодомерии, герцогиня Милана и Люксембурга. Жена, а затем вдова императора Франца I Стефана.
Она основательница Лотарингской ветви династии Габсбургов. Царствование Марии -Терезии — время просвещения и активных реформ.
Мария-Терезия имела 16 детей, из которых: император Иосиф II, император Леопольд II, Мария Каролина- жена короля обеих Сицилий Фердинанда I, Мария Антуанетта, жена короля Франции Людовика XVI, казненная на гильотине, Максимили-ан Франц –Гроссмейстер Тевтонского ордена. Две дочери были аббатисами монастырей.
Памятник Марии- Терезии возвышается почти на 20 метров. Так что императрица приветствует свой народ с высоты птичьего полета. Бронзовая немка одета в пышное платье, в руке держит свиток и скипетр (как и северная правительница). Чуть ниже императрицы изображены четыре фигуры, воплощающие ее добродетели: силу, мудрость, справедливость и сострадание.
С четырех сторон окружают императрицу выдающиеся полководцы того времени: граф Людвиг Кхевенхуллер, граф Леопольд Даун, Эрнст Лаудон и граф Отто Фердинанд. Их кони бьют копытами и как будто ждут новых приказов, которые направят их на подвиги во славу отчизны.
Перед высоким пьедесталом, на котором восседает Мария -Терезия, стоят советники и государственные деятели того времени. Спереди – дипломат и государственный канцлер граф Антон Каунитц. Справа – реформатор государственного управления граф Фридрих Хаугвитц, слева – государственный советник лейб-арцт Свитен, а сзади на квартал музеев смотрит князь Иосиф Лихтенштайн.
Памятники Марии Терезии в Вене и Екатерине Второй в Санкт-Петербурге были установлены почти в одно и то же время. Открытие памятника в столице России состоялось 24 ноября 1873 года, а в столице Австрии – 13 мая 1888 года.
С двух сторон площадь обрамлена двумя абсолютно одинаковыми зданиями, Художественно-исторического музея и Музея естественной истории. Музеи сидят на своих местах низко, крепко и вечно, как Мария - Терезия в своем тяжелом кресле .
Оба музея построены в 1872-1881г. Готфрид Земпер занимался прежде всего внешним фасадом, Карл фон Хазенауэр интерьером. Восемь разделов первого музея представляют своеобразную картину истории развития флоры и фауны.
Наряду с доисторическими и антропологическими экспонатами, а также всемирно известным собранием метеоритов в отделе минералов здесь представлены предметы обихода и художественный изделия наших предков (например, Известная "Венера Виллендорфская", идол плодородия XV в до н.э.).
Художественно-исторический музей обладает одной из крупнейших картинных галерей мира, а также чрезвычайно богатым собранием произведений скульптуры и прикладного искусства.
Вообще следует отметить, что находясь в Австрии, из царствующих особ чаще всего и с теплотой мы слыхали о Марии- Терезии, Франце Иосифе с его красавицей женой Елизаветой Баварской, или как ее называли Сисси. (Кстати, об этой паре есть Художественный фильм 1955 года, с Роми Шнейдер в главной роли, называется «Сисси»).
Свидетельство о публикации №221092501394