Но кто ударит тебя в правую щеку твою... -6

"Вы слыхали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься
злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто
захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два". (Мф.5:38-44)

*****************************

"Вы слыхали, что сказано..."
И что же мы там слыхали? Судя по всему, Иисус Христос не просто так напоминает
нам сказанное ранее Отцом. Надо полагать, что Сын произносит здесь то же самое,
но только другими словами:

"И сказал Господь Моисею, говоря:
Выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на
голову его, и всё общество побьёт его камнями.
И сынам Израилевым скажи: Кто будет злословить Бога своего, тот понесёт грех свой.
И хулитель имени Господня должен умереть, камнями изобьет его всё общество.
Пришелец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти.
Кто убьёт какого-либо человека, тот предан будет смерти.
И кто убьёт скотину, должен заплатить за всё, скотину за скотину.
Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что
он сделал.
Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: как он сделал повреждение на теле
человека, так и ему должно сделать,
Кто убьёт скотину, должен заплатить за неё; а кто убьёт человека, того должно
предать смерти.
Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо
Я Господь, Бог ваш.
И сказал Моисей сынам Израилевым; и вывели злословившего вон из стана,
и побили его камнями, и сделали сыны Израилевы, как повелел Господь Моисею.
(Левит.24:13-23)

Но на первый взгляд эти Божьи наставления как будто бы содержат в себе некие противоречия. С одной стороны, здесь явно заложены понятия Божественной справедливости, содержащие в себе значение ценности человеческой жизни и
равноценности каждого человека. А с другой стороны, Господь словно вступает в противоречие со Своим же законом, в частности с заповедью "не убий":

"... И хулитель имени Господня должен умереть, камнями изобьет его всё общество..."

Что-то тут не стыкуется. Как принято говорить ныне, налицо двойные стандарты?
Но это только на первый взгляд.
Во-первых, речь идёт о самой древней казни, берущей своё начало в
первобытно-общинной формации исторического развития человеческого общества,
которое всё-таки тогда жило не по закону Божьему, а по закону животной стаи.
Ибо человек, хотя и являлся уже звеном высшего порядка животного эволюционного становления, но оставался, однако, далёк пока ещё от того, чтобы быть существом духовным. Страх смерти и власть животных инстинктов наполняли зачаток его души.
И не Бог придумал казнь побивания камнями, а первобытный человек.

Но по замыслу Божьему человек должен был получить дальнейшее развитие как
существо духовное, чтобы приблизиться к Отцу Своему, Творцу и Создателю. Душа
его должна постепенно отходить от нравственной дикости, чтобы в ней поселились Божественные начала любви, добра и понимания, руководимые разумом, то есть он
должен приблизиться к Богу не бессознательно, как животное, а сознательно, как
человек - существо духовное. И всё то, что отделяет его от Творца, должно получить
в душе человеческой вполне осознанное осуждение.

"И сказал Господь Моисею, говоря: Выведи ЗЛОСЛОВИВШЕГО вон из стана..."

Получается, что главный виновный здесь - злословие!

ЗЛОСЛОВИЕ (Ожегов): злые, недоброжелательные слова, высказывания о ком-чем-н.
//злостные сплетни, пересуды.
ЗЛОСЛОВИТЬ - заниматься злословием.

Однако и те, кто слышали, а значит, запомнили и донесли-разнесли дальше греховные слова, тоже достойны наказания и обязаны взять на себя часть вины осуждаемого
обществом хулителя - положить "руки свои на голову его". То есть, они должны
находиться рядом с ним, подставляя и свои головы камням осуждения, которые
полетят в виновного со стороны общества. Иначе говоря, доносить и передавать
злословие дальше - не меньший грех, а может даже и больший, и требует такого
же наказания, грозящего смертью, которая прилетит в подставленные камням головы.

Не отсюда ли выражения: "подставить свою голову", "отвечать головой", "голову потерять", "головы не сносить", "навязаться на чью-то голову", "позор на чью-то голову", "с больной головы на здоровую" и т.п.

ГОЛОВА(Ожегов): 1. Часть тела человека (или животного), состоящая из черепной
коробки и лица (у животного морды), у беспозвоночных - передний, относительно обособленный участок тела с органами чувств и ротовым отверстием.
2. Черепная коробка. 3. Ум, рассудок. 4. Человек, как носитель каких-н. идей, взглядов, способностей, свойств. (...)

Виновен всякий, в чью-голову проникли греховные мысли, даже если он не
первоначальный их источник, а только лишь запомнил и разнес дальше, пусть даже
гонимый праведным гневом известить общество, чтобы наказать греховодника.
Иначе говоря, и злословившие и доносители-переносители чьего-то там злословия
должны быть тоже осуждены обществом, отвечая своей головой, то есть подвергнуть
свою жизнь опасности сознательно, глядя смерти в глаза - с открытым лицом.
Ибо тот, кто осуждён обществом принять на себя град камней "в первую голову",
имеет возможность закрыться руками, но доносчики не имеют такой возможности,
потому как "поручились" за свои слова и "отвечают за них своей головой" наравне
с осужденным; они тоже должны заполучить свою долю камней общественного
осуждения, принимая его с открытым лицом...в доказательство, что не говорят
неправду? Ибо руки их закрывают голову осужденного... Спасая её?!

Получается, что распространять греховное злословие - грех не меньший, а скорее
даже больший, чем быть их первоисточником. А это значит, что следуя таким путём, можно "не сносить головы". И, осознавая это, лучше не слушать и не слышать
преступных слов, чтобы они не проникли в голову, дабы не доносить их до общества.
И тогда всякое злословие умрёт само собой, превратившись в "глас вопиющего
в пустыне". Глас, который никто не слушает и не желает слышать.
Ибо кому же охота подставляться, рискуя своей головой за чужие грехи.

И тогда Бог и время сделают своё дело - донеся до сознания заблудшего Божественное понимание.
Злословивший грешник волей-неволей поймёт тщетность своих усилий и осознанно
придёт к тому, чтобы не хулить Бога, а возвещать истину, возвышая свой голос в
угоду Ему.

" Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог наш.
Говорите сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы ему,
что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое
за грехи свои.
Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези
Богу нашему;
Всякий дол да наполнился, и всякая гора и холм да понизятся, кривизна выпрямится,
и неровные пути сдетаются гладкими.
И явится слава Господня, и узрит всякая плоть СПАСЕНИЕ Божие, ибо уста Господни изрекли это.
Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть - трава, и вся красота её, как цвет полевой.
Засыхает трава, увядает цвет, тогда дунет на него дуновение Господа: так и народ -
трава.
Трава высыхает, цвет увядает, а слава Бога нашего пребудет вечно."
(Исайя 40:1-8)

Иначе говоря, умертвляя плоть, осуждающие зло не убивают его. Спасаться нужно от
зла, проникающего в головы, в сознание. Ибо мысль не от Бога, попавшая в голову человека, обращаясь в слово и распространяясь дальше, не исчезает, даже если
разбить грешную голову во плоти. Но высыхает, увядает, умирает, если её не
подпитывать, не подкармливать, не множить, слушая и передавая из уст в уста.

Однако возникает вопрос: что же делать обществу, если злословивший сам доносит
до всех свои греховные слова? Что же, делать вид, что никто не слушает и не
слышит того зла, которое проникает во все головы одновременно? Или сознательно, добровольно не допускать в свои головы чужеродное злословие? Или дружно ринуться осуждать, забрасывая градом камней в желании умертвить плоть греховодника?
Или наоборот, осудив и самих себя, что слышали и слушали греховное злословие,
положить свои руки ему на голову, признавая и свою вину?
Но тогда, если это сделает всё общество, некому будет бросаться камнями...
И что же, произойдёт спасение "больной головы", которая осознает добровольно -
с Божьей помощью - то, что нужно было осознать: то, что истинно.
Без умерщвления плоти. Но приводя к оздоровлению духа и приближая к Богу.
То есть, всем обществом дОлжно слушать Бога, ориентируясь на Его Слово -
Его закон, Его заповеди.

"Разве ты не знаешь? разве ты не слышишь, что вечный Господь Бог, сотворивший
концы земли, не утомляется и не изнемогает?
Он даёт утомленному силу, и изнемогающему дарует крепость.
Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают.
А надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы,
потекут и не устанут, пойдут и не утомятся". (Исайя, 40:28-31)


Рецензии