Учёные монахи
Такие диспуты пользовались большой популярностью. И вместе с пользой, которую они несли, развивая в монахе широту взглядов и находчивость, философские диспуты рождали и дух соперничества. Поэтому монахов учили противостоять этому духу, обретая поддержку в сострадании.
В процессе обучения буддийской логике монаха могли, например, спросить: «А цвет цветной?» И если монах отвечал «да», он проигрывал, поскольку слышал в ответ: «Следовательно, зелёный – это белый, а жёлтый – голубой. Цвета цветные!»
Буддийская логика, являясь наукой, опиралась на знания, накопленные людьми. Но там, где эти знания ещё только зарождались, логика была бессильна.
*
Когда слава об отшельнике Миларепе распространилась по всему Тибету, пещеру, где он совершал свои практики, навестили учёные монахи.
Их было двое, совсем ещё молодых. Совершив положенные приветствия, монахи согрелись у огня. И с помощью логики, в которой были сильны, стали доказывать всю несостоятельность того, чему учил Миларепа.
Выслушав монахов, Миларепа согласился со всеми их доводами, направленными против него. А после спросил своих гостей:
– Является ли воздух, окружающий нас, проницаемым?
– Да, воздух является проницаемым, – ответили монахи и заметили: – Какой наивный, однако, вопрос!
Тогда Миларепа попросил монахов сдвинуться с места, и они не смогли. Монахи вросли в своё место, как стебли осоки врастают зимою в лёд.
Это вызвало улыбку учеников Миларепы, пришедших послушать учёных гостей. А монахи уже излагали своё объяснение случившемуся…
– Ты наслал на нас чары, – утверждали они. – Ибо каждому известно, что воздух текуч и проницаем!
Миларепа и с этим согласился. В вопросе, касающемся свойств воздуха, монахи были правы. А чары или господство человека над материей – кто из собравшихся мог эту тайну разгадать?
Миларепа спросил учёных монахов:
– А стены пещеры проницаемы?
– Конечно же, нет, – ответили монахи.
И тогда Миларепа поднялся с камня, на котором сидел, и прошёл сквозь непроницаемую стену.
*
Учителя раннего буддизма писали о том, что логическое мышление не в силах постичь реальность, какой она есть, а язык – правильно её описать.
Реальность неописуема, описанное – нереально.
ДОЖДЬ ИЗ ЦВЕТОВ (бурятские буддийские притчи)
Свидетельство о публикации №221092501442
Интересно и мудро.
Но монах слишком быстро считается "проигравшим".
"Пинг-понг" в дискуссиях и спорах никто не отменял.
"В процессе обучения буддийской логике монаха могли, например, спросить: «А цвет
цветной?» И если монах отвечал «да», он проигрывал, поскольку слышал в ответ: «Следовательно, зелёный – это белый, а жёлтый – голубой. Цвета цветные!»"
Ну да, цвета цветные. И мы все - люди. Следовательно - ты это я. Мы же люди?
И чтобы ты насытился, я съем твой обед сегодня и завтра.
Могу и воды напиться.
Или зелёный это всё-таки не белый? Не смотря на то, что цвета цветные.
"Учителя раннего буддизма писали о том, что логическое мышление не в силах
постичь реальность, какой она есть, а язык – правильно её описать.
Реальность неописуема, описанное – нереально."
Т.е. я сейчас читаю то, что не описали Учителя раннего буддизма?
Если можно о чем-то сказать, так ли это непохоже на описание?
Реальность неописуема. Но мы то знаем, что её можно описать одним словом.
И это будет соответствовать действительности во всем диапазоне её чувственных проявлений.
От простого "Мля!!" до более длительного "Ахренеть!!!".
:))
С улыбкой и уважением,
Кандидыч 07.02.2023 14:05 Заявить о нарушении
Из этих 16 видов сознания/мышления интеллект - самый низший и ограниченный. Этой теме и посвящена притча, которую вы прочитали.
Игорь Муханов 07.02.2023 15:59 Заявить о нарушении
Говорят, что это не простое число.
Магическое. 4 стороны света в основе. 4*4=16
Но к притче это уже вряд ли относится. Спасибо!
Кандидыч 07.02.2023 17:24 Заявить о нарушении