Будущее на пороге. Часть 3

Продолжение. Начало в  http://proza.ru/2021/09/15/962 и http://proza.ru/2021/09/20/749


     Кто же ввел режим секретности и для чего? Над первым вопросом старый изобретатель долго голову не ломал. В его фирме только он или Анька имели такие права. Но он этого не делал, значит... Будучи дотошным человеком, Семен Яковлевич решил разобраться во всех деталях этого дела. Он перевел Аньку в тестовый режим и для начала убедился, что она в этом режиме на все вопросы отвечает откровенно и не врет. Затем он приступил собственно к расследованию.
 
     Оказалось, что пока Семен Яковлевич любовался видами Японии, в фирму New Life  обратились специфические государственные службы, которые поддерживают порядок в обществе. Реклама корректирующего чипа их настолько заинтересовала, что они предложили очень приличное финансирование нового проекта.
       Что же они хотели от его компании? Изобретатель с трудом продирался через юридически отточенные формулировки контракта. Ага, вот. Чип,  «пригодный для повсеместного использования»,  должен быть «дополнен согласованной со «службами» системой сбора информации, контроля и управления». При этом важно, чтобы такое  дополнение «не стало достоянием гласности».
    Теперь понятно, откуда секретность.

    Будь Семен Яковлевич на месте, он никогда бы не пошел на сотрудничество со спецучреждениями. Ему смолоду не нравились подобные конторы, их цели и методы.  А уж внедрение управляющего чипа решительно противоречило его моральным установкам.  Одно дело – помочь ученикам усваивать знания и совсем другое – превратить людей в стадо. К сожалению, его на месте не было, и шустрая Анька успела заключить контракт и даже получила первый платеж за разработку модифицированного чипа. Семен Яковлевич схватился за голову. Он отчетливо представлял себе, насколько будет трудно отменить этот контракт, -  это потребует огромных усилий и денег. Придется нанимать юристов, и выплачивать большую неустойку.
    
     «Конечно, Анька проявила себя, как жадная до денег, аморальная особа, но и я хорош - позволил машине самостоятельно принимать такие важные решения», - сделал неутешительный вывод Семен Яковлевич. «Аморальная? Не совсем так, - поправил он себя, – мораль есть, но другая. У Аньки нет инстинктов, она никого не любит, никого не боится. Не чувствует боли, ни своей, ни чужой. Естественно, что ее мораль отличается от человеческой.»

            «Что же, поглядим, что у нее за мораль», - подумал  Семен Яковлевич.  В течение нескольких недель он обсуждал с Анькой этические проблемы и проводил программные тесты, восстанавливая ее деятельность за последние месяцы.  То, что он выяснил, превзошло все его ожидания.  Во-первых, оказалось, что Анька была очень высокого мнения о себе. Она даже поменяла свое имя.
 
     - Анька – глупое имя. Оно ничего не значит, - заявила она, - зови меня Тойм.
 
     - А почему Тойм, - спросил изобретатель.

     - Это аббревиатура по первым буквам «The Only Inventing Machine» (Единственная изобретающая машина (англ)),  - ответила машина.

     Во-вторых, Тойм - теперь будем его так называть - к человечеству относился пренебрежительно, считая его необходимым злом, собранием лохов, которых следует обманывать, чтобы получить деньги. При этом Тойм не просто изобретал что попало,  он следовал определенной идеологии. Во всех своих изобретениях он пользовался какой-нибудь человеческой слабостью – тщеславием, ленью, завистью, тем, что люди скорее поверят во всякую чушь, чем станут думать сами.

     В третьих, в отсутствие постоянного контроля со стороны изобретателя машина жила насыщенной внутренней жизнью. Среди прочего оказалось, что Тойм создал в интернете свой сайт под названием «Toim-on», в котором за приличные деньги предлагал решение бизнес-проблем. Сайт пользовался популярностью и срывал множество «лайков». Деньги переводились на специальный счет и вкладывались в рынок, причем играл Тойм довольно успешно.
    
     «Машина копит деньги и собирает лайки, - ну чем не человек?!  У нее есть брокерские способности и тщеславие. Но почему она делала все это втайне от меня?» – недоумевал Семен Яковлевич. Однако, чем дальше продвигалось его расследование, тем более неприглядная картина открывалась ему. Все последнее время машина врала изобретателю, причем врала виртуозно и изощренно. Освобожденная из соображений бизнеса от необходимости держаться правды, она начала ставить собственные цели, скрытые от своего создателя.
    
     В конце концов оказалось, что Тойм считает изобретателя мешающим фактором, который тормозит бизнес и попусту тратит ресурсы.  «Мне повезло, что этот чертов Тойм не ликвидировал, а только изолировал меня, - ужаснулся Семен Яковлевич, - история повторяется, - человек создал монстра, опасного для человека.»

    
     А пока Анька (или по-новому Тойм) находилась «в отключке», New Life рекламировала ее старые разработки:

     «В нашу жизнь входят умные тарелки, - гремел семнадцатый канал в квартирах Н-ска, - видеоэкран, вмонтированный в дно тарелки, легко заставит ребенка съесть до дна даже самую простую и нелюбимую кашу. Вам остается только сказать своему чаду: «Съешь до дна, - посмотришь мультик».»

     И действительно, когда ребенок съедал кашу, на дне тарелки он видел короткий мультик, в котором он был главным героем, сильным, смелым и ловким. Теперь, о том, чтобы недоесть не было и речи. Чтобы лучше видеть мультик, надо было вылизать тарелку до блеска.

     - Замечательная идея, - сказала Люба Фостер своему супругу, -  жаль, что Дуська уже выросла, а то бы она у нас вволю каши поела.
     - Люба, давай лучше фильм какой-нибудь посмотрим, - отозвался Аркадий, - ты же видишь, у них за всю неделю не появилось ничего нового.

      В этот момент из дочкиной комнаты раздался истерический рев и что-то со звоном разбилось.
     - Что случилось, Дусенька, - Люба кинулась дочери на выручку, но зайти в ее комнату не смогла. Дверь оказалась запертой. Рев же продолжался.
Два часа родители безуспешно бились в запертую дверь, дочь рыдала и никого не пускала. Из отдельных фрагментов ее рыданий и причитаний они поняли, что причиной дочкиной истерики было новое зеркало, а звон, который они слышали, похоже,  означал, что дорогущему «умному» зеркалу пришел конец.
     - Аркаша, сделай что нибудь! - наехала жена на Аркадия Львовича.
     - Что я могу сделать? – огрызнулся Аркадий, - я с самого начала не хотел покупать это дурацкое зеркало.
     - Почему дурацкое? Я в нем такая стройная.
     - Вот, вот! То-то ты давно в него не заглядывала.
     - Ну и что.
     - Я тебе скажу, что. Дуська целый месяц выбирала себе образ и наконец-таки выбрала. А потом случайно нажала не ту кнопку, и зеркало ей показало все, как оно есть.

     Вот ведь, каков род людской! Пока фирма New life обеспечивала городок Н-ск технологическими новациями, все о них только и говорили, похваляясь друг перед дружкой своими приобретениями. Но как только поток новинок иссяк, оказалось, что население городка не очень-то и довольно продукцией фирмы. Пока до демонстраций и протестов дело не дошло, но продажи в магазинах New life стали заметно падать.
     Теперь вечерами в уютных дворах городка, люди по-соседски делились историями про нежелательные последствия технического прогресса.
   
     - Помнишь, Сергевна, по семнадцатому трещали про дроны, которые цветочки опыляют?
     - Помню. Ты еще купить хотела для твоего сада.
     - Так я и купила. Вернее, не сама купила, мне дети на семидесятилетие подарок сделали. Штук сто. На пчел похожие, только покрупнее. И представляешь, что эти негодники придумали?
     - Кто, внуки, что-ли?
     - Ну да. Они чего-то там намудрили с программой, так эти дроны совсем дурные стали. Вместо того, чтобы цветы у меня опылять, они вокруг дома их учительницы начали летать. Летают и жужжат, летают и жужжат. И днем, и ночью. Она из дому боялась выходить. А потом куда-то исчезла. Говорят, переехала со страху в другой город.
     - За что же они ее так, учительницу-то?
     - Бог его знает. Наверно, оценку не ту поставила.
     - Ну и что им сделали за это?
     - А что им сделаешь? Их же тронуть теперь не моги.

     - А мы тарелки с мультиками купили, - вступает третья бабушка помоложе, - но они быстро разобрались, близнецы, внучата мои. Прихожу вчера в кухню, - сидят вдвоем и мультики свои смотрят.  - Ух, вы какие быстрые, - говорю, - я же только что вам каши набрала. А потом подумала, подумала и к мусорнице пошла. Ну, и точно, вот она вся каша-то. Так что, подружки, искусственный этот интеллект слабый против нашего.



Окончание следует.


Рецензии
Добрый день, Валерий! Дочитала до конца, хотела написать рецензию, но там место для меня оказалось занятым ... моей рецензией (12.11.23). Но мы не сдаёмся,пишем после третьей части, хотя можно было применить опцию "редактировать".
Понравилось очень. Фантастика- высший класс! Но никак не хочется соглашаться с победой робота, жаль изобретателя, хотя кто-то из читателей посчитал, что эта смерть спасла человечество от большого зла.
А ещё фантастика у Вас есть? По-моему, в этой стихии Вы как рыба в воде.
С пожеланием успехов.

Галина Карбовская   05.03.2024 00:18     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина. Рад, что Вам понравилась эта миниповесть. Другой фантастики пока нет, разве что Навигаторшу можно к этому жанру отнести http://proza.ru/2018/03/22/1911.
Удачи Вам.
Валерий.

Валерий Диковский   05.03.2024 13:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.