Вспоминая гостей из России

               
     В Индианаполисе мне повезло увидеть и услышать нескольких известных представителей российской культуры. Гастроли, организованные, главным образом, Натаном и Юлей Вайсбурд, оставили добрую память у зрителей и, надеюсь, у гостей: Виктора Шендеровича, Дмитрия Быкова, Владимира Войновича, Александра Городницкого, Татьяны и Сергея Никитиных, Игоря Иртеньева, Вениамина Смехова. Руты Ванагайте, Александра Подрабинника, Вадима Жука и Марины Курчевской, Тимура Шаова, Александра Щербины, Диляры Тасбулатовой, Наташи Резник, Галины Хомчик, Михаила Щербакова. Было очень интересно встретиться и пообщаться с заочно знакомыми авторами любимых произведений, постараться понять, как всех нас меняет безжалостное время.

     Помню. что, представляя аудитории Дмитрия Быкова, ведущий просил слушателей воздержаться от вопросов про его отношение к Израилю.

     Дело в том, что в феврале 2007 года в интервью с Игорем Губерманом, Быков спросил: "Нет у вас ощущения, что Израиль обречён, что назначение еврея -- быть солью в супе, а не собираться в отдельной солонке?" (Быков не раз повторял метафору, придуманную Эренбургом для Сталина).

      Губерман ответил: "Я слышал эту вашу теорию, и это, по-моему, херня... Я вам за талант всё прощаю. Но не задумывались ли вы, что евреи сегодня -- форпост цивилизации на Востоке? Что кроме них, с их жестковыйностью, и опытом противостояния всем на свете, никто не справился бы? Ведь если не будет крошечного израильского форпоста -- этот участок земли достанется опасному мракобесию, и непримиримой злобе. Так выглядит сегодня миссия Израиля, и он, по-моему, справляется...".

      В 2009 году в комментарии с выразительным названием "Не примазывайтесь!" Быков утверждал: "Никакая иудео-христианская цивилизация (и уж тем более культура) не воюет в лице Израиля с антицивилизационным и ужасным арабским миром... Не надо устанавливать связь между будущим Израиля и Европы... Не станем обозначать правых и виноватых... Я об одном прошу: не пытайтесь внушить нам, что это наша война и что вы защищаете нас..."

     Ответил на этот комментарий Быкова другой наш гость Виктор Анатольевич Шендерович: "Друг Быков, уважаемый Дмитрий Львович! Твоя позиция в просторечии называется "равноудалённой". Это изящная и очень комфортная позиция. Равноудалённый не ввязывается в потную и кровавую схватку, а печально наблюдает её с тихих вершин своего интеллекта... Он вовремя заметил стремление истекающего кровью завоевать европейские симпатии и говорит ему: извините, Изя, ваш номер не пройдет. У нас тут в Европе христианские ценности, а у вас, Изя, иудейские, и не надо делать вид, что это — одно и то же! И не надо вербовать нас, христиан, в соратники в вашей, Изя, местечковой войне, ведущейся в ваших иудейских интересах... Правильно я излагаю Вашу позицию? Конечно, неправильно. Но тут было, что доводить до гротеска ...

     Бывают, уважаемый Дмитрий Львович, ситуации, когда не стоит быть чересчур тонким и образованным. Когда при тебе в электричке нацисты режут азиата, не надо погружаться слишком глубоко в размышления. Надо встать и попробовать предотвратить кровь. Сделать это можно только однозначной волевой поддержкой того, чьей жизни угрожают по национальному признаку. Даже если он не читал "Муму" и не любит Христа. И чем дружнее встанет вагон, тем больше шансов, что крови удастся избежать. А чем "равноудалённее" будут пассажиры, тем неизбежнее польется кровь — и тем тоньше станет грань между этой  интеллектуальной равноудалённостью и запредельным похуизмом..."

     При этом замечу, что парадоксальность и спорность высказываний Дмитрия Быкова об Израиле не мешает признанию его феноменальной литературной эрудиции, необъятной памяти и поэтического дара. Например, стихотворение "Послание к евреям", написанное в 1991 году – замечательная иллюстрация к вечному в России "Еврейскому вопросу".

     Но в 2018 году после лекции в еврейском музее в Москве на вопрос слушателя почему некоторые люди отказываются уезжать в Израиль, Быков сказал: "кто-то не хочет жить в гетто, кто-то не хочет жить в Жмеринке, а кто-то предпочитает посмотреть, чем кончится здесь". Уподобить современный Израиль дореволюционному еврейскому местечку, тем более гетто после второй мировой войны и холокоста, можно только по глупости или от антисемитской злости. То и другое для Быкова не подходит. Очевидно, у него есть какой-то внутренний комплекс, позволяющий делать подобные сравнения дурного вкуса.


Рецензии