Синяя шкатулка 09

Шарлотта привела Катрин к себе в комнату. Помещение разительно отличалась от того, которое занимала Катрин в монастыре бернардинцев в Париже, с постройками на 16 Рю де Севр и на 11 Рю де ла Шез.

Богатые аристократические семьи платили до четыреста ливров в год за своих дочерей, чтобы получить образование в этом монастыре. Только два монастыря оспаривали привилегию воспитания знатных девочек — Пантемон и аббатство о-Буа.

Музыке, танцам и рисованию уделяли особое внимание. Катрин было всего семь с половиной лет, когда её отправили туда учиться. Маленькую виконтессу обрядили в чёрное платье. Его мрачность скрадывали голубые ленты — опознавательный знак младшего(голубого) класса.
Однообразная жизнь строго по уставу. В девять — завтрак. Полдесятого начиналась месса. В десять — чтение, в одиннадцать — получасовой урок музыки. Потом с полдвенадцатого до двенадцати — рисование. С двенадцати до часу — урок географии и истории. В час — обед и отдых до трёх. Затем чистописание и арифметика до четырёх часов. До пяти — урок танцев. Небольшой перекус и отдых до шести часов. С шести до семи — игра на клавесине, или арфе. В семь ужин.

У Катрин имелось отдельное помещение. К ней приставили бонну, няню и личную горничную. А ещё она могла держать свою кошку. Больше штат не разрешалось увеличить, несмотря на то, что парижский банкир имел указание отпускать на нужды Катрин до пятидесяти тысяч ливров в год. Так как они приехали в монастырь одними из первых, то бонна выбрала самые лучшие комнаты, которые соединял коридор.

В одной из комнат стоял ;;книжный шкаф, рядом кушетка и арфа — подарок крёстной. На подоконниках расположились горшки с цветами. Окна выходили на сад, за которым виднелись холмы Севра.

За поведение пансионерок строго следили. Провинившихся наказывали, вешая на них разные позорные эмблемы. Например за ложь — полагалось носить красный бумажный язык, а за клевету — чёрный.

За промахи в учёбе на головы бедных девочек надевали ослиные уши. В классе обычно находилось несколоко ряженных — с ушами и языками. Маркиза, навестив Катрин, пришла в ужас, узрев их. Своё возмущение от увиденного она высказала аббатисе - госпоже де Рошшуар. После этого разговора, старшей наставнице младшего класса, аббатиса запретила подобное наказание, так как это бросало тень на воспитание учениц. Стали ставить на колени, давали сухой хлеб и заставляли переписывать «Привилегии короля». Первые два наказания, как и ряженье, Катрин благополучно избежала. Учёба давалась ей легко. Усердно тренируясь,добилась того, что  почерк у неё стал каллиграфическим. А поведение всегда было примерным. Правда, наказания избежать всё же не получилось. Уже будучи в старшем (белом) классе за карикатуру   на преподавателя, была наказана переписыванием пресловутых привилегий. Пока все отдыхали, она корпела над ними, мысленно проклиная и привилегии, и самих королей.

После этого Катрин стала более осторожной и не допускала больше серьёзных проступков. А когда перешла в «красный» класс, то её часто ставили в пример для остальных. В день святой Екатерины раздавали призы(воспитанницы сдавали по одному луидору с человека). Полагалось по три приза на каждый класс: за знание истории и географии, рисование, музыку и танцы.

Катрин всегда брала первый приз за историю, первый-второй за рисование, а вот танцами она особо не увлекалась. И третье место было её лучшим достижением за годы учёбы.

Ещё в этот день существовал обычай. Путём голосования среди девушек выбирали избранниц на все монашеские должности. Катрин избрали аббатисой. Мадам де Рошшуар сняла с себя крест и перстень, и поцеловав её, вручила регалии Катрин. И она восприняла это, как должное, хотя даже в мыслях никогда не думала стать монахиней. Больше всего ей хотелось вырваться отсюда на свободу.

Обо всём этом Катрин поведала Шарлотте, которая слушала её, затаив дыхание.

- Я тоже не хочу быть монахиней. А вот моя подруга - Александрин де Форбен просто создана для служения Церкви. Скоро она отправится в монастырь в Троарне, чтобы занять там место канониссы.

Катрин, которую не интересовали устремления Александрин, рассеянно слушала, рассматривая подборку книг в комнате Шарлотты. Кажется она начала понимать, чем увлекается эта неразговорчивая девушка.

- Настоятельница не возражает против подобных книг?- спросила она у Шарлотты, кивнув в сторону полки: трагедии Корнеля, "Общественный договор" Руссо, труды Дидро и Вольтера, "История обеих Индий" Рейналя, "Жизнеописания" Плутарха. И никаких романов.

- Не возражает. А романы не люблю читать из-за придуманных, сентиментальных и слащавых переживаний. Меня привлекают герои, готовые пожертвовать всем ради великих принципов!- экзальтированно ответила мадемуазель Корде.

- Но в жизни мало найдётся Брутов, Корнелий, Катонов. Отыскать свой идеал в жизни обречено на неудачу, - возразила Катрин. И заслужила мрачный взгляд Шарлотты.

Между девушками вновь пролегла пропасть.

Молчание нарушила монахиня, пригласив их трапезе в покоях аббатисы. Там гостям был представлен молодой человек по имени Луи Гюстав Дульсе де Понтекулан, племянник мадам де Понтекулан.

От Катрин не укрылось, как он нежно посмотрел на Шарлотту. И задело его вежливое равнодушие по отношение к ней самой.


Рецензии
Эти для меня новые словечки Так удивляют. Ты их так пишешь... Я не могу чтоб не восторгать, когда читаю. Света, Опять не понимаю, как это у тебя так красиво получается. Ты ведь не из Парижа.

Алла Мындреску2   26.09.2021 21:00     Заявить о нарушении
Нет, конечно. Но я неплохо знаю историю и много читала про Францию.

Светлана Енгалычева 2   26.09.2021 22:52   Заявить о нарушении