VIII. Гл-39. Полёты в Малой авиации

   *** Малая Авиация.Часть-3. ***

     Октябрь 2008 года, последние тёплые дни. Едем с семьёй на дачу, скоро дачно-шашлычный сезон закроется. Всё реже получается бывать здесь. Навожу порядки, вырубаю ветки, жгу из них костёр. Как обязательный пункт жарим шашлык. На запах прибежал какой-то потешный пёс. Бесстрашно просит, почти требует шашлыка. Угощаем. Народу на дачах почти нет.

     Заночевали, топили печку, - тепло и уютно. На следующий день неспешно отдохнули, прогулялись по местным зарослям-посадкам. К вечеру довольные уехали домой.

     Звонят мне из офиса Шефа, что надо запорожского мэра отвезти на Саратоге в Николаев. Туда и обратно в один день. У него там дела. Шеф, разумеется, дружит с мэром. Много общих «проектов». Надо сказать, с пользой для города. Но и для Шефа… Уточняю время вылета и даю заявку.

     С утра с техником Володей ждём мэра у ангара, самолёт заправлен, мы готовы. Подъезжает к самолёту мэрский микроавтобус, подвозит Карташова. Мэр у нас улыбчивый и вежливый. Встречаем, Володя усаживает пассажира в салон.

     Запрашиваюсь у Вышки, выруливаю. Лететь нам до Николаева около часа времени. Взлетаем, набираю 2000 футов. Маршрут полёта практически прямая линия, хоть и лечу через навигационную точку. Погода ПМУ, видимость отличная. На Николаев идём, цепляя чуть-чуть Каховское водохранилище. После выхода из запорожской зоны связь с Днепр-Информацией. Район, куда мы направляемся, а это Николаев, Херсон, мало посещаем авиацией. Аэропорт Херсон вообще закрывается время от времени, в Николаев тоже мало кто летает. На двадцать третьей минуте связываюсь уже с Симферополь-Информацией-Север. Никого в воздухе в «пространстве G» нет. Мы одиноки в этом районе.

     Не обходится без казуса, - при нашей «мелкой» высоте в 600 метров связь с диспетчерами неустойчивая. Слышу, как в эфире кто-то запрашивает меня на английском. Догадываюсь, что мы подходим к Одесской зоне, диспетчер Одесса-Радар видит меня на экране, а связаться не может, - я его не слышу. Он просит ближайший борт запросить меня. А поскольку ответчик мой выдаёт ещё старую датскую принадлежность, то считает, что в его зоне неожиданно появился какой-то датский борт. Я как раз вхожу в зону Одессы-Информпции, выхожу на связь, обозначаюсь, прошу успокоить Радар.

     В ближайшее же время перестроил я свой ответчик. Для этого пришлось по телефону связаться с «русским» техником из Касселя и по его телефонным указаниям поменять позывной в ответчике. Такие вот возникают казусы и приходиться выкручиваться для их устранения.

     Тут уже пора связываться с Николаев-Вышкой. Дают условия. Захожу на новый для меня аэродром «Николаев – UKON». Посадка с круга. Полоса здесь приличная – 2530 метров. Время полёта пятьдесят восемь минут.

     Рулим к терминалу, там стоянка пустая, - нет ни одного самолёта. Зато невдалеке виднеется целый ряд Ан-2, такого знакомого «жёлто-химического» цвета. Ближе к терминалу стоят по паре Ил-76 и Ан-12. Видимо, военные здесь базируются.
За Карташовым подъехала машина, а я пошёл на местный брифинг в небольшое стандартное здание аэровокзала с большими буквами наверху – «МИКОЛАЇВ». И ниже мелкими – «Щасливого польоту!».

     К вечеру дождался я Карташова и мы полетели домой. Видимо встречали в Николаеве мэра хорошо, - весь полёт он проспал.

     При подлёте к Запорожью проходим на высоте 1000 футов через Бабурку, это такой микрорайон Запорожья. Потом пересекаем два рукава Днепра и остров Хортицу. Проплывают слева два строящихся моста через Днепр, - местный долгострой.
Посадка. Время полёта ровно один час.

     Через пару дней слетал ещё в Луганск с Сашей Заславским. Полёты в Луганск становятся «почти регулярными». Аэропорт Луганска тоже не избалован вниманием авиации. Есть рейс на Киев и на Москву. Иногда чартеры. По оптимизму диспетчеров в эфире заметно, что выходят они на связь не часто.

     Звонят из офиса, – надо слетать в Харьков с Карташовым. Похоже, украинские мэры что-то «затевают». Карташов возглавляет что-то вроде «совета мэров» и вот встречается с мэром Николаева, теперь с Харьковским мэром.
Даю заявку, изучаю данные по Харькову, знакомлюсь с картой, забиваю маршрут в GNS. Мало-помалу это становиться привычным делом. Лёту до Харькова около часу времени.

     Встречаем Карташова у самолёта возле ангара. Погода звенит. Запрос, запуск. Рулим на полосу, взлёт. Полёт спокойный. После взлёта и уборки шасси устанавливаю режим набора двигателю, включаю автопилот и больше до самого выхода на глиссаду снижения перед посадкой, штурвал в руки брать не буду. Только РУД и «ручки-кнопки». Пока ещё непривычен такой полёт, но потихоньку привыкаю. Связь с Днепр-Информацией, потом с Харьков-Информацией.

     Подходим к Харькову, он же UKHH. Город огромный, виден издалека. Аэропорт на южной окраине. Полоса 2200 метров. Связь с Подходом, потом Вышкой, дают условия. Заход с круга. Только при выполнении четвёртого разворота берусь за штурвал. Вот так пилоты превращаются в «кнопкодавов».

     Посадка, время полёта пятьдесят пять минут. Заруливаю к старому зданию аэровокзала. Красивое здание с колоннами в духе «советский ампир». На стоянке других самолётов нет, только вдалеке стоит одинокий Ембраер «Дніпроавіа» с бортовым номером UR-DNK. Да ещё на рулении видел удивительное зрелище, – большой деревянный самолёт между рулёжками. Позже узнал, что это сделали макет советского самолёта тридцатых годов «К-7» для съёмок какого-то фильма.

     За Карташовым подъехала машина, а я двинулся на брифинг. Становится уже обычным набор «процедур» - уточнение заявки на обратный вылет, метео, оплата «услуг».

     Вышел на привокзальную площадь. Хорошо смотрится старое здание аэровокзала – колонны, высокий шпиль! Но, как мне кажется, - портят всё впечатление «впихнутые» в середину фигурного фронтона над колоннами аляповатые электронные часы.
Дождался я Карташова. Летим обратно. Обратный маршрут проходит точно над аэродромом Майское. Позывной «Луговой», но они сегодня не работают. Среди прямоугольников полей хорошо выделяется ангар, стоянка, мелкие сооружения и приличных размеров грунтовая полоса.

     Вот уже справа появился полноводный Днепр, а там и Запорожье. Посадка с прямой. Только на рулении замечаю, как заляпано лобовое стекло разными мошками. Полёт длился что туда, что обратно – по пятьдесят шесть минут.

     Середина октября, пока есть погода и нет проливных дождей, решил съездить в Токмак, полетать на Мораве. Площадка в Токмаке работает, как заправский аэродром, - слетаются после работ химические Ан-2, там же проводят на них разные работы. Кто-то уже консервирует на зиму до следующего сезона. Местные авиаторы рассекают пространство на Лидере, изредка подлётывает и планер. Детище Радека живёт и процветает. При отсутствии Радека здесь всем управляет Сергей Павелко. А Радек всё мотается в Чехию, то самолётик какой привезёт, то запчасти. А то и пригоняет по воздуху самолётик какой-нибудь.

     Провёл я тренаж в кабине Моравы, повспоминал режимы и органы управления. Для этого уже давно и шпаргалки заготовил. По-умному это называется, кажется, «карта». Иначе просто нельзя. В последнее время летаю по очереди то на Як-52, то на Саратоге, то на Мораве и иногда на Чмелаке. Все разные. Вот такие есть особенности в Малой Авиации. В принципе, могу вполне законно слетать хоть в один день на четырёх типах. В Армии о таком и подумать нельзя было. Нет, вру, - на трёх. На Чмелак у меня допуска нет. Партизанщина.

     Слетал на Мораве пару кругов, перестроился, можно сказать, а потом полетел по маршруту. Это не Саратога, автопилот не включишь. Ни на секунду штурвал не выпустишь. Два двигателя, куча рычагов управления как ни на каком другом самолёте. При полёте на Мораве, особенно на взлёте, всегда приходит на ум сравнение пилота Моравы с обезьяной, которая всё время машет руками-лапами. Тут уж точно «кнопкодавом» стать не грозит.

     Морава приятно расслабляет на посадке, - идёт на глиссаде устойчиво, плавно, особенно ничего по сравнению со взлётом и делать не надо. На выравнивании мягко слушается рулей, разумно летучая. Посадка всегда на ней мягкая и какая-то солидная. Замечательный аппарат.

* - на фото: - "Пайпер-32" в Харьковском аэропорту. 2008 год. У старого здания аэровокзала.

- фото автора.

23.09.2021 - Севастополь.

Продолжение: -

           http://proza.ru/2021/09/26/966


Рецензии