Вспомнить имя своё ч. 18

Что есть главное в жизни сокровище?


Печаль и радость - вот два берега потока.
Меж ними я  - поток, текущий издалёка.
Без этих берегов не будет и меня,
Без них я утеку, я высохну до срока.
*
Как часто, друг, мы каемся с тобой,
Мы шаг свой одобряем не любой.
Но где найти на свете человека,
Довольного собой, своей судьбой?
(Лоик Шерали)

 Доволен ли человек своей судьбой?
Это поистине философский вопрос, который задаёт себе каждый человек на протяжении всей жизни. Ответ будет меняться в зависимости от душевного состояния, настроения и, конечно, времени. Ведь окружающие обстоятельства меняются чуть ли не каждый день. Что-то радует, а что-то не очень.
  Бывает, что всё идёт не так, как хочется, да просто наперекосяк! И кажется, что из чёрной полосы в белую не выбраться. Но делаешь вдох, чтобы замедлить дыхание и, как говорится, в бой с новыми силами.
  Но многие довольны тем,  как сложилась их судьба. Ведь они уверены, что не стоит  вспоминать прошлых невзгод, и думать, как могла бы измениться жизнь.
  Сделать шаг в другую сторону и всё было бы  по - другому.  Ведь мы подобно канатоходцу двигаемся по тонкой нити жизни вперёд к своей цели. А какие два главных правила канатоходца? НЕ СМОТРЕТЬ ВНИЗ И НЕ ОБОРАЧИВАТЬСЯ назад. И, несмотря ни на что,  нужно идти вперёд, гордо неся свою ношу!
- Каждому даётся ноша но силам, - уверенно заявил АйК.
  На что Тумбулат незамедлительно ответил:
- Так говорят.  Хотел бы я узнать, кто стоит на раздаче. И надрать ему уши, чтобы неповадно было.(1)
- Интересно рассуждаешь. Думаешь, что кто-то за тебя всё решает? Хотя...ты не зря сюда попал. Да и в других местах уже побывал...скажу, что не случайно, - Айк замолчал, задумавшись. - Я уже говорил, что ты связан с двумя женщинами. С одной связь проходит через все твои жизни, с другой - большая любовь...Так что, неси свою ношу с достоинством, старина. (2)
 Вот послушай!
  Идёт человек в гору, тащит за спиной в корзине камень. За ним другой человек, тоже с камнем. И вот взял этот другой и первому в корзину свой камень положил. За ним -  третий человек ему в свой камень положил, четвертый… (3)
   Первый тащит огромную ношу, спотыкается, задыхается. А те, сзади, идут налегке, да посмеиваются:
"Тащи, тащи за всех! Еще поэтом называешься!"
  И вот не выдержал первый да и скинул тяжесть непосильную. Тех, сзади, камнями засыпало. Как думаешь, кого обвинили?
- Первого, точно, - вздохнул Тумбулат.
- Правильно,  - подтвердил АйК, -  обвинили того, кто тащил.
   Тяжелую ношу поэт
   порой так легко поднимает...
   Ему иль строка, иль куплет
   безмерную силу вселяют.   
 (Николаев стихи.ру
  Многих часто терзают сомнения - насколько  дорого то, что ты имеешь? Кому-то проще потерять всё, чтобы понять насколько ему это было дорого.
- Ну, да, как часто раньше говорили:
"Что имеем не храним, потерявши - плачем"... - вздохнул Тумбулат.
  АйК с интересом посмотрел на него.
- Ты знаешь  пословицы?
- Слышал. Собирал, изучал.
 - "Что имеем не храним, потерявши плачем" - это русская народная пословица, описывающая такой момент, как осознание ценности чего-либо только после его утраты.
- Главное ценить то, что  есть здесь и сейчас, - после раздумий произнёс Тумбулат.
"Обладать огромными богатствами при отсутствии внутреннего покоя - все равно что умереть от жажды, купаясь в озере"
(Парамаханса Йогананда)
-  Интересно, что есть главное в жизни сокровище? - снова задумался Тумбулат.
- Хороший ты человек, АйБулат. Человечище! -  АйК хлопнул друга по плечу. - Есть притча по этому поводу. Послушай.
  Одна женщина, несмотря на годы, уже   несколько дней путешествовала в горах.  Звали её Феоза, что означает "благочестивая". Очередным ранним утром  у ручья она набирала воду. Тут её внимание привлёк какой-то блеск. Луч солнца дотянулся до дна, покрытого мелкими камушками. Феоза отложила кувшин в сторону. Ручей не был глубоким и она с лёгкостью достала приглянувшийся камень,  поднесла его к солнцу, пытаясь  лучше рассмотреть. (4)
   Это была редкая жемчужина.
 "Цена жемчужины очень велика. Многие знакомые мне  торговцы обменяли бы на неё всё свое имущество", - подумала Феоза.
 Но для неё, женщины прожившей уже достаточно много лет, с  жизненным опытом, в драгоценности виделась не цена, а нечто другое  - чистота и элегантность.
  Утренний свет проходил через жемчужину так, будто она всё еще находилась под водой, но блестела лучше прежнего.  Ещё немного полюбовавшись жемчужиной, Феоза мысленно поблагодарила судьбу за находку, сунула её в сумку и  продолжила свой путь.
  Вскоре  она встретила молодого человека. Звали его Надир, что означает "редкостный".
-  Меня зовут Надир. Я хожу по свету в поисках редких камней и старинных артефактов. - Танг ашхы болсун! - Пусть рассвет будет добрым! - приветствовал он Феозу.
  Женщину  приятно удивило такое обращение и она ответила так:
- Ашхылыкъ кёр! - Да будет и тебе добро!
Надир обрадовался.
"Значит, меня накормят, а то я очень устал и проголодался", - подумал он и оказался прав.
- Я уверена, что ты голоден.  Пообедай  со мной! - пригласила Феоза Надира.
"Вежливый парень, обходительный со старшими, не грубиян", - промелькнуло в мыслях женщины.
  Во время своих странствий Феоза встречала разных людей, многие не обращали внимание на уставшую старую женщину. Никто не приглашал её в свой дом, боялись чужих, под вечер наглухо закрывали свои двери.
  Феоза отдыхала в городских  шумных ночлежках, в открытом поле   или на опушке леса, наскоро соорудив шалаш.
  Молодой человек ей понравился, не опасаясь она пригласила его с ней отобедать.
- Аш татлы болсун! Приятного аппетита! Пожелали Феоза и Надир друг другу.
Закончив трапезу, разговорились.
- Надир! Откуда ты путь держишь? Чем занимаешься? Есть ли у тебя семья, дети? -  спросила  Феоза.
- Я  родился в горах Архыза. Семьи нет. Занимаюсь поиском благородных металлов и драгоценных камней.
- Архыз? Сначала он  назывался "Старое жилище". Так я туда и  направляюсь. Это моя Родина. Когда-то здесь находился город Маас, столица Аланского государства, через которую проходил Великий Шелковый путь.
- Да, - подтвердил Надир. -  Развалины аланского городища сохранились до сих пор.
  Феоза вздохнула. Ей привиделась поляна с эдельвейсами, она, юная девушка и первый поцелуй...Надир чем-то напомнил ей её первую любовь.
-  Я направляюсь в Северный  Храм Николая Чудотворца.
- Звонарём там служит мой хороший знакомый. Зовут его Бекбулат.(5)
  Феоза вздрогнула. Именно так звали её первую любовь. Он всегда ей  говорил:
"Имя моё - Бекбулат - "крепкий как сталь".
  Бекбулат отправился на войну и не вернулся...Замуж Феоза так и не вышла, хотя сватался к ней уважаемый Деунеж. Тётушка - ведунья ей говорила, что  это имя  трактуется как "с кем можно создать семью".
  Однако, забыть красавца Бекбулата Феозе  не удалось. Она не стала матерью, но вырастила много детей, работая няней. А на старости решила посетить самые знаменитые церкви и монастыри родного края. Конечная станция её пути был   Храм Николая  Чудотворца. А тут молодой человек с её Родины...
 Когда обед закончился, Надир заметил в сумке доброй женщины драгоценный камень.
- Боже мой! - воскликнул он. - Это то, что я думаю?
- Да, всё верно.
  Феоза поднесла  жемчужину  к свету.
- Я нашла её за несколько минут до того, как встретила тебя. Хочешь посмотреть поближе?
- Конечно! - ответил он, протягивая руки. Феоза вложила драгоценность в его руки и пристально смотрела на молодого человека.
- Не может быть…, — прошептал Надир.
 Он знал, что этот драгоценный камень имеет настолько высокую цену, что  мог бы обеспечить себе  роскошную жизнь до конца своих лет.
"Вот сейчас встану и быстро убегу вместе с жемчужиной", - такие мысли  закружили в его голове,  но он отчаянно им сопротивлялся.
  Надир  не был вором, хотя искушение и было велико. Глядя на мудрую женщину, он задумался о её положении.
"Её жизнь, очевидно, подходит к концу. У неё вряд ли остались родственники в Архызе, куда  она направлялась..."
  Мысли, мысли, как же вы порой жестоки!
"Хорошие мысли приходят и уходят не оставляя следа, плохие мысли застревают надолго!"
(Тамара Синельни)
  Надир решился и спросил:
- Готова ли вы отказаться от жемчужины?
- Конечно, -  сказала Феоза, не моргнув и глазом. - Можешь забрать её себе.
  Она улыбнулась Надиру.  От улыбки у него потекли слезы. Молодой человек не мог поверить в свою удачу, которая явилась к нему в лице этой незнакомки.
- Аман кёз тиймесин. Пусть дурной глаз тебя не коснется, - на прощание сказала Феоза.
- Я обязательно найду вас, когда вернусь в Архыз, - пообещал Надир. - Только, возможно, это будет не скоро.
  Феоза кивнула головой. Но прошло всего несколько дней и они снова встретились.  Надир появился поздно вечером в той же одежде, в которой был  раньше. Феоза ничуть не удивилась.
- Ещё до того, как добраться до следующего поселения, меня замучила совесть и я решил вернуться, - стал объяснять Надир свой приход. - Когда я шёл по горной тропе в одиночестве, я понял, что вы мне сделали подарок,  настоящий подарок судьбы.  В первый день я не думал ни о чём, кроме той жизни, которую я мог бы прожить, если бы продал камень. Мысли о всех богатствах, сытости и новом имуществе, которыми я мог бы завладеть, очень соблазняли меня. Но затем, продолжая идти и всё больше углубляясь в размышления, мне показалось, будто я уже прожил эту воображаемую жизнь. И начал понимать, что несмотря на это, в конце пути останусь только я один.
"Одиночество и свобода ходят рядом, грань между ними очень тонка. Идеальными станут те отношения, которые избавят от первого и не отнимут второго"
(Досолар "Жемчужины мысли")
  Феоза, эта мудрая женщина внимательно слушала рассказ Надира.  В её глазах была заметна смесь восхищения и понимания. Жизнь не переставала удивлять её даже спустя столько лет!
  Надир  достал из своей сумки ту самую жемчужину и вернул ей со словами:
- Ваш дар стал самым значительным событием, которое случилось со мной в этой жизни. Теперь я понимаю, что мы сами наделяем смыслом те или иные вещи. И что многое из этого не имеет столь большого значения. Всё, что мог дать мне этот драгоценный камень, временно и второстепенно. Вместо этого я бы хотел обладать такой же щедростью и мудростью, которые позволили вам без колебаний подарить мне эту жемчужину. Если я смогу достичь этого, я обрету по-настоящему важное сокровище в этой жизни.
 АйК замолчал. Тумбулат задумался, после небольшой паузы произнёс:
- Жизнь часто ставит нас перед выбором. Кто-то осознанно делает неправильный выбор. Кто-то пытается оградить себя от неверного решения, но у него ничего не получается, а кто-то совсем запутался. (6)
- Но в конце концов останавливается на определённом решении, - продолжил АйК. -  Есть только сделанный выбор и его последствия. ­ Человека определяют не заложенные в нём качества, а только его выбор. ­ Женщины, как правило, гораздо тщательнее выбирают что-то для себя. Мы, мужчины,  выбираем только однажды, мы выбираем либо быть воинами, либо быть обычными людьми.
Другого выбора просто не существует. Не на этой земле.(7)

Куда-то спешим,
Кого-то теряем,
Другим дорожим,
Что ищем, не знаем ,
Сегодня пройдёт,
А завтра не вспомним,
Кто нас верно ждёт,
Кто любит сегодня,
Пустив время зря,
Жалеем о прошлом.
(Matisgrey)


(1)Макс Фрай "Слишком много кошмаров"
(2) Эрих Мария Ремарк
(3) "Жемчужны мысли"
(4)  "Что есть главное ваше сокровище?" по мотивам притча "О мудрой женщине и жемчужине"
emosurf.com/post
(5) Бекбулат - имя у черкесов  в значении "крепкий как сталь".
(6)  из сериала "Кухня"
(7) Карлос Кастанеда


Рецензии