Не понимаю и не ведаю
Совершенно иные мотивы и функции обнаруживались в подавляющем большинстве работ наших обществоведов, с так наз. категориальным строем мышления: язык был средством безопасно скользить над поверхностью бытия, обеспечивая безукоризненного построенную речь не «отражающую» бытие, не царапающую адаптивно настроенное мышление. Толстые тома, бесконечные статьи, многочисленные конференции и многие тысячи слов были порождением одного стремления – создать словесный объем, в котором можно проявлять свой профессионализм, не прикасаясь к реальности, не травмируя ее проницательным познающим вниманием. Непонимание было уже иного сорта, оно как бы удваивалось: читатель не мог понять, какое отношение философия имеет в жизни, а философ не обязан был понимать, как устроена жизнь, достаточно было усвоить правила принятого словесного поведения. Философия в этом случае не объясняя мира дает рецептуры адаптации, выживания, апологии, принятия. И вот что важно! – соответствия очень жестким идеологическим стандартам, за которым бдительно следили цензура и правоверные коллеги. Понятно, что такая рецептура, не опирающаяся на познание, - исторически преходящий продукт. Но, тем не менее – востребованный.
Оборотной стороной непонимания было неведение – теория не обязана знать о своем предмете того, чего не следует. Что не вписывается в ее благие намерения опутать жизнь изощренной паутиной логически выстроенных схем, создающей мировоззренческий кокон «научной теории». Неведение было и бедой, и виной обществоведения, и результатом строжайшей цензуры, из-за которой люди знали о своем обществе только то, что было доступно личному опыту.
Это не столько проблема познания в теоретическом смысле, сколько проблема профессиональных конвенций, бытующих как непроанализированные предпосылки. Но за ними стоит и более серьезная проблема – как решать конфликт принципов и личной выгоды. В данном случае – попытка их сблизить – считать выгодное своими принципами. А для этого нужны ментальные преобразования.
Вот эта стратегия «непонимания – неведения» явно просматривалась в трудах многих (не всех!) обществоведов, причем частенько прогрессивно настроенных, искренних, авторитетных. Но результатом была манера философствовать сопрягая категории, строя теоретические конструкты и конструкции, ничего или почти ничего не дающие для понимания реалий и исторических перспектив. Загадочно, что в теории, - рационально построенной системе знания – обнаруживаются принципиально нерациональные компоненты. Что-то в этом духе я говорил на семинаре. Дело прошлое.
Но вопрос, который побудил меня вернуться к этим размышлениям, состоит в следующем. А только ли в теории, только ли в науке и почему мы обнаруживаем «работу» этой негласной установки, этой скрытой от поверхности корпоративной конвенции? И тем самым, не носит ли эта загадка более общего характера?
Самый наглядный пример – полиция. У меня были хорошие отношения с несколькими милиционерами, уже зрелыми людьми, мы годами выгуливали собачек на общих площадках, и время от времени говорил на отвлеченные темы. И всегда проскальзывала нотка «мы – они», то есть приемлемость одних граждан и неприемлемость других. Но мы никогда не углублялись в выяснение спорных вопросов, аккуратно обходили их стороной. Но плотность чувствовалась. А вот современные молодые полицаи, которые увечили соотечественников на митингах, эту плотность явили уже как гранитную скалу. Нападения, избиения, травматические «задержания» - что в Москве, что в Беларуси, - стали возможны благодаря тому же непониманию и неведению (не-не). Уже как социальной и психологической технологии, используемой сознательно и в угрожающих масштабах.
Если в науке импульс установки «не-не» исходил из неопределенного источника, анонимного, но ощущаемого на подкорковом уровне, и усвоенного на уровне коллективного бессознательного, то в случае с полицией ситуация яснее, проще и грубее.
Еще один пример – светские власти, чиновничество, служащие. Отличие нашей отечественной бюрократии от Веберовской модели хорошо описано в работах В.П. Макаренко. Не буду повторять, просто дам ссылочку . Соображения личной выгоды и лояльности вышестоящим начальникам полностью исчерпывают их профессиональную мотивацию. Нет места ни пониманию вреда коррупции, нет места видению (и ведению) реального эффекта от их деятельности. А зачем? В критерии оценки деятельности эффективность не входит. Примеров можно привести много, в основном они множатся за счет семейственности и покровительства при назначении на высокие посты особо отличившихся девушек и юношей. Возможно, так же обстоят дела и с владыками православными – не берусь судить, не знаю.
Получается так, что установка «не-не» бытует в по крайней мере нескольких сегментах нашей жизни, и это очень тревожно. Боюсь, что эта конвенция расползлась уже и на образование, и на связанные с ним области - производства, культуры, управления. По сути своей разрушительный «механизм» может поразить – и уже поражает – высокотехнологические области жизни – вспомним, например, высказывания опытных экспертов о состоянии дел в авиации, когда самолеты и люди гибнут от неумелого «менеджмента» розовощеких отпрысков отечественной элиты.
Так каков же онтологический и эпистемический статус установки «не-не»?
Свидетельство о публикации №221092500691