Гл. 25. Семь небесных мудрецов испытывают Парвати
Глава 25
Семь небесных мудрецов испытывают Парвати
Автор текста на санскрите — Ромахаршана
Перевод — Анастасия Парвати (А. А. Ооржак)
Нарада сказал:
1. — Когда Брахма, Вишну, другие боги и мудрецы ушли, что произошло далее?
2. О драгоценный, что тогда сделал Шамбху? Когда и каким образом Он отправился [к Дэви], чтобы преподнести ей дар? Прошу, поведай мне об этом, даруя мне радость.
Брахма молвил:
3. — Когда Брахма и другие боги возвратились в свои обители, Шива погрузился в самадхи для того, чтобы испытать её аскезу.
4. Он размышлял о Своем высшем божественном Я, исполненном счастья, безграничном, свободном от болезней и не подверженном иллюзии.
5. Всевышний, Великий, Благой, Быкознамённый Господь Шива, Непознаваемый, Источник счастья и защиты, Разрушитель, Высший Господь.
Брахма сказал:
6. — О драгоценный, тогда Рождённая горою (Парвати) совершала столь великую аскезу, что даже Рудра пришел в великое изумление от этого.
7. Он оставил свое духовное созерцание. Божество, готовое служить Своим преданным, не может поступить иначе. Шива, обладающий высшей душой, причиной великого наслаждения и защиты, вспомнил о семи небесных мудрецах, Васиштхе и других.
8. Как только Шива помыслил о них, семь мудрецов предстали пред Ним, с лицами, сияющими от радости, восхваляя свою благую судьбу.
9. Поклонившись Ему с молитвенно сложенными ладонями, они с великим удовольствием прославили Господа Шиву словами, полными преданности.
Cемь мудрецов сказали:
10. — О Бог богов, Махадэв, Океан милосердия, Господь, мы счастливы, что Ты нынче вспомнил о нас.
11. По какой причине Ты вспомнил о нас? Мы готовы исполнить Твоё повеление. О Господь, помилуй нас, Твоих слуг. Поклонение Тебе.
Брахма сказал:
12. — Услышав слова мудрецов, Господь Шива, Источник милосердия, с очами, сияющими подобно цветущим лотосам, и с любящей улыбкою начал свою речь.
Махешвара произнёс:
13. — О драгоценные семь небесных мудрецов, послушайте Мои слова. Все вы — Мои благодетели. Вы одарены разумом и совершенной мудростью.
14. Дэви Парвати, Рождённая горою, пребывая в великом сосредоточении ума, сейчас совершает аскезу на горе, называемой Гаури Шикхара.
15. О брамины, она желает стать Моей супругой. Ей служат её спутницы. Она оставила все иные желания. Она преисполнена решимости в достижении своей цели.
16. О совершенные мудрецы, по Моему повелению отправляйтесь туда. С любовью испытайте силу её решимости.
17. О добродетельные [мудрецы], исполняя Моё повеление, вы можете без колебаний прибегать даже к ложным высказываниям и словам осуждения.
Брахма молвил:
18. — Получив такое повеление, мудрецы сей же миг отправились в то место, где Мать Вселенной, прекрасная дочь Химавана, источала сияние.
19. Шив; выглядела подобно воплощённой заслуге от аскезы. Она сияла, от неё исходил яркий свет.
20. В сердце своем совершив пред нею поклон, семь благочестивых мудрецов смиренно обратились к ней после того, как она ласково поприветствовала их и выразила им своё почтение.
Мудрецы сказали:
21. — О дочь горы, о Дэви, послушай нас. С какой целью ты совершаешь эту аскезу? Какого бога ты желаешь умилостивить и какой плод получить? Поведай нам об этом сейчас.
Брахма молвил:
22. — Услышав слова браминов, Дэви Шиваа, дочь царя гор, ответила им правду, несмотря на то, что это было великим секретом.
Парвати сказала:
23. — О великие мудрецы, послушайте с любовью мои слова. Я поведаю о том, что в моих мыслях.
24. Услышав мои слова, вы посмеётесь надо мной, считая мою цель недостижимой. О брамины, я сомневаюсь, стоит ли мне говорить вам об этом, но что я могу поделать?
25. Мой ум преисполнен решимости достичь великой цели. Он воистину пытается воздвигнуть высокую стену на поверхности воды.
26. По наставлению одного из небесных мудрецов я совершаю эту суровую аскезу, желая стать супругой Рудры.
27. Неоперившийся птенец моего ума настойчиво старается взлететь. Да исполнит Господь Шива, Источник милосердия, это желание.
Брахма молвил:
28. — Услышав её слова, мудрецы мысленно выразили своё почтение Парвати, но с улыбкой произнесли следующие ложные слова.
Мудрецы сказали:
29. — О дочь горы, хотя ты одарена мудростью и разумением, ты не способна узреть суть поведения этого небесного мудреца, утверждающего, что он великий ученый, но [на самом деле] являющегося злодеем.
30. Нарада — лжец. Он сбивает всех с верного пути. Если ты последуешь его наставлению, ты потерпишь поражение во всех смыслах.
31. Послушай же с великим вниманием правдивую историю, повествующую о нём. Мы поведаем тебе её из любви к тебе, отнесись к этому со всей серьёзностью.
32. Дакша, сын Брахмы, по повелению своего отца, вместе со своей супругой дал рождение десяти тысячам сыновей. Он искренне любил их и посоветовал им совершить великую аскезу.
33. Его сыновья отправились на запад, к святому озеру Нараяна-сарас для совершения аскезы. Узнав об этом, Нарада также явился туда.
34. Мудрец Нарада ввёл их в заблуждение своими ложными наставлениями. По его совету, они более никогда так и не возвратились домой к своему отцу.
35. Услышав об этом, Дакша был охвачен великой яростью, но его отец утешил его. После этого он дал рождение тысяче других сыновей и отправил их совершать аскезу.
36. По велению отца, сыновья отправились в то же самое место для совершения аскезы. Пред ними также предстал Нарада, сам себя назначивший их наставником.
37. Он дал им те же самые наставления, и они последовали примеру своих братьев. Они более не вернулись в обитель их отца. Они обрели своё призвание в том, чтобы стать нищими.
38. О дочь горы, достойное поведение Нарады хорошо известно всем. Теперь же послушай о его деяниях, приводящих людей к отречению.
39. Одному видьядхаре по имени Читракету мудрец дал такие наставления, что тот оставил свой дом.
40. Он дал наставления Прахладе, и это привело его к страданиям от рук Хираньякашипы. Воистину, он тот, кто уничтожает разум существ.
41. Кому бы этот мудрец ни поведал свою философию, приятную слуху, этот человек оставляет свою семью и дом и отправляется просить подаяния.
42. Нарада коварен, несмотря на то, что он одарён вечным белым сияющим телом. Мы хорошо знаем его, ибо мы его сподвижники.
43. При взгляде издалека, люди могут описывать аиста как благородную птицу, которая не охотится на рыбу. Но его сородичам известно его истинное поведение.
44. Также и ты, почитаемая мудрыми, последовала его совету, и твой ум помрачился. Именно по этой причине ты совершаешь эту суровую аскезу.
45. О юная госпожа, Тот, ради Кого ты столь усердно совершаешь эту аскезу, является совершенно безразличным существом, не подверженным никаким чувствам. Вне всяких сомнений, Он — враг Камы.
46. Носящий трезубец Господь Шива имеет некрасивое тело, Он лишён стыда, у Него нет ни дома, ни (знатного) происхождения. Он ходит обнажённым, и Его тело безобразно, Его сопровождают бхуты и преты.
47. Этот нечестивец ввёл тебя в заблуждение с помощью доводов, кажущихся верными, и заставил тебя совершать эту аскезу.
48. О Великая Дэви, дочь горы, сама поразмысли, способен ли подобный жених принести тебе счастье?
49. Его первой супругой была Сати, благочестивая дочь Дакши, но по своей глупости Он не смог прожить вместе с нею даже нескольких дней.
50. Он Сам обвинил и оставил её. [Затем] Господь продолжил созерцать Свою собственную форму, свободную от загрязнений и страданий, и с удовольствием предаваться Своим божественным играм.
51. Он же единственный, не имеющий себе подобного, и Он свободен от привязанностей. Он просветлённый, о прекрасная госпожа, как может женщина принять Его таким, какой Он есть?
52. О благословенная, следуя нашему наставлению, сей же час возвращайся в свой дом. Оставь своё неразумное намерение. Это принесёт тебе благо.
53. Ведь подходящим для тебя супругом является Господь Вишну, одарённый всеми благими качествами, обитающий на Вайкунтхе, обладающий богатствами и искусный в различных [божественных] играх.
54. Мы устроим твою свадьбу с ним, которая принесет тебе великое счастье. Оставь своё упрямство. Будь счастлива, Парвати.
Брахма молвил:
55. — Услышав эти слова, Парвати, Мать Вселенной, улыбнулась и обратилась к мудрецам.
Парвати произнесла:
56. — О совершенные мудрецы, сказанное вами может быть правдой, учитывая ваше сияние и мудрость; но это не способно никоим образом повлиять на мою целеустремлённость, о брамины.
57. Поскольку я рождена от горы, моему телу присуща твёрдость. После того как вы поразмыслите об этом, я прошу вас воздержаться от попыток помешать мне.
58. Я никогда не отвергну благое наставление небесного мудреца. Знатокам Вед известно и утверждается ими, что совет наставника [всегда] приносит благо.
59. Те, кто искренне верят, что совет наставника является истинным, будут одарены счастьем как в настоящем, так и в будущем. Они никогда не познают страданий.
60. Те, в чьих сердцах нет веры в то, что слова наставника всегда истинны, будут подвержены страданиям как в настоящем, так и в дальнейшем, они нигде не обретут счастья.
61. О брамины, недопустимо отвергать совет наставника. Ведёт ли он к привязанности к дому или [к отречению], я буду по-прежнему непреклонна.
62. О великие мудрецы, сказанное вами может быть понято иначе. Я кратко разъясню это.
63. Когда вы прославляете Вишну как бога, обладающего всеми благими качествами или предающегося божественным играм, я не возражаю вам. Что же касается вашего утверждения о том, что Садашива лишён качеств, я поведаю вам причину этого.
64. Шива — неизменный Брахман. Ради преданных Он принимает [различные] формы. [Но] Он не желает проявлять мирское господство.
65. По этой причине Он относится ко всему и ведёт Себя подобно Тому, кто познал высшую истину. Шива является воплощением высшего блаженства и недвойственности.
66. Стремление украшать себя характерно для людей, пребывающих во власти иллюзии и не достигших единства с Брахманом. Господь лишён качеств, нерождён, свободен от иллюзии, невидим и является вселенским Существом.
67. О брамины, Шива ниспосылает Свои благословения вне зависимости от веры, касты и т. п. Я знаю истину о Шиве лишь благодаря благословениям моего наставника.
68. О брамины, если Шива не примет меня в качестве Своей супруги, я навечно останусь девой. Я говорю вам правду.
69. Даже если бы солнце взошло на западе, если бы гора Меру сдвинулась со своего места, огонь бы стал прохладным, а лотосы зацвели бы на вершинах гор, это не оказало бы никакого влияния на мою решимость. Я говорю вам правду.
Брахма молвил:
70. — Произнеся эти слова и совершив поклон мудрецам, дочь горы застыла в неподвижности и c невозмутимостью погрузилась в памятование о Шиве.
71. Узрев непреклонность Парвати, мудрецы выразили ей своё почтение и даровали ей самые искренние благословения.
72. О мудрец, совершив поклоны Дэви, мудрецы, пожелавшие испытать её, преисполнились радости. Сей же час они возвратились в обитель Шивы.
73. Они подробно поведали обо всём Шиве. Затем они с великим почтением оставили Его и вернулись в небесный мир.
Такова в священной «Шива-Махапуране» во второй «Рудра-самхите» в третьем «Сказании о Парвати» двадцать пятая глава, именуемая «Семь небесных мудрецов испытывают Парвати».
Свидетельство о публикации №221092500081