Тайна подлодки Калев

В начале 30-х годов двадцатого века правительство Эстонии решило модернизировать военно-морской флот, состоявший к тому времени в основном из кораблей бывшего российского императорского флота. Предполагалось, в частности построить две подводных лодки-минных заградителя. Для этого требовались весьма значительные для крошечной республики средства. Около 50% необходимой суммы (2,314 млн. эстонских крон) получили, продав эсминцы типа «Новик» “Wambola” и “Lennuk” Перу, где они получили названия “Almirante Villar” и “Almirante Guise”. Кроме того, сбор добровольных пожертвований-в 1934-39 годах дал еще 500 000 крон. Недостающие деньги на строительство ПЛ были выделены из государственного бюджета.
В декабре 1934 года был заключен контракт с британской судостроительной компанией Виккерс-Армстронг (Vickers Armstrong) в Барроу (Barrow-in-Furness) на строительство двух ПЛ на общую сумму 6,6 млн. крон (360 000 фунтов стерлингов). Лодкам были присвоены названия “Kalev” в честь легендарного богатыря-великана, персонажа эстонского национального эпоса «Калевипоэг» и “Lembit” - в честь вождя эстов, возглавившего в ХII веке борьбу с немецким крестоносцами.
Киль «Калева» был заложен в мае 1935 года, а уже 12 мая 1937 лодка была передана заказчику. 19-24 мая1937 лодка представляла Эстонию на военно-морском параде на Спитхэдском рейде в честь коронации Георга VI. 1 июня субмарину торжественно встретили в Таллине.
Для своего времени конструкция лодок была вполне современной. Их хорошие эксплуатационные и боевые качества подтвердились в ходе Великой Отечественной войны. Интересно отметить, что переживший ВОВ «Лембит» после вывода из состава ВМФ был переведен в Горький на судостроительный завод «Красное Сормово», где служил наглядным пособием для конструкторов, технологов и рабочих, демонстрируя высокое качество британского судостроения и множество технических новинок (а ведь корабль строили еще в 30-х!).
Эстонские подводные лодки имели следующие основные тактико-технические характеристики:

Водоизмещение надводное/подводное, т - 665,4/853,4
Скорость максимальная надводная/подводная, узлов - 13,7/8,5
Дальность плавания надводная/ подводная, миль (скорость) - 2000 (10)/150 (2)
Глубина погружения рабочая/предельная, м - 75/90
Автономность, сут. - 20-35
Время непрерывного пребывания под водой, час. - 72

Кроме торпедного вооружения с четырьмя носовыми 533-мм торпедными аппаратами с запасом до 10 торпед, где могли использоваться как штатные, британского производства, так и советские (после некоторого переоборудования), эстонские лодки имели и возможность постановки мин. . В булевых цистернах располагалось по пять вертикальных минных шахт с каждого борта, в которых хранилось по две мины. Штатной миной этих кораблей являлись якорные гальваноударные немецкие мины ЕМА образца 1912 года. Вес взрывчатого вещества мины - 120 кг, глубина постановки до 120 метров.
Минному оружию эстонцы придавали серьезное значение, планируя вместе с финнами заблокировать советский Балтийский флот в Финском заливе в случае вооруженного конфликта. Летом 1939 года “Kalev” совместно с подводной лодкой “Lembit” участвовала в финско-эстонских манёврах, в ходе которых отрабатывалось отражение прорыва кораблей КБФ через Финский залив.
Артиллерийское вооружение состояло из «скрывающейся» 40-мм зенитной установки фирмы «Бофорс», размещенной в прочной шахте, подъем осуществлялся электроприводом с червячной передачей (для этого требовалось всего около 1,5 минут). Кроме того имелся пулемет «Льюис» калибра 7,71-мм.
Эстонский экипаж в подавляющем своем большинстве состоял из профессиональных военных (4 офицера, 27 старшин) и только одного матроса срочной службы - кока.
В 1937-1939 годах «Калев» и «Лембит» участвовали в учениях эстонских ВМС, а также совместных маневрах с финским флотом, проводили торпедные стрельбы. В это же время они совершили официальные и деловые заходы в порты Латвии, Швеции и Финляндии.
С ноября1939 до июня 1940 года, когда правительство Эстонской республики ушло в отставку в результате советского ультиматума, германский Штаб руководства войной на море вел переговоры о приобретении эстонских подводных лодок с целью использования их в качестве учебных кораблей. Переговоры успехом не увенчались.
6 августа 1940 года Эстония вошла в состав СССР, а 13 августа1940 года нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов издал приказ № 00208, согласно которому в состав Краснознамённого Балтийского флота включались корабли и суда флотов бывших прибалтийских республик. 19 августа эстонские корабли подняли советские военно-морские флаги и «Калев» вошел в состав 2-й бригады подводных лодок КБФ.
24 августа 1940 Н.Г. Кузнецов обратился к председателю Совнаркома СССР В.М. Молотову с просьбой до решения вопроса о службе граждан вошедших в состав СССР прибалтийских республик в Красной Армии и Военно-Морском флоте использовать «отдельных специалистов младшего начальствующего и рядового состава на подводных лодках с немедленной заменой остального состава подлодок нашими младшими командирами и краснофлотцами». Массовое сохранение на кораблях военнослужащих эстонского флота запретили, но разрешили оставлять лиц младшего начсостава «в порядке исключения». Бывшие эстонские офицеры и старшины активно сотрудничали с советской комиссией по изучению их кораблей и и опыта боевой подготовки.
3 октября 1940 года в командование лодкой «Калев» вступил старший лейтенант Борис Алексеевич Ныров. Ранее эту должность занимал эстонец - старший лейтенант Вернер Ганс Пууранд (Verner Hans Puurand).
Родился Б.А. Ныров в 1911 году в Санкт-Петербурге в семье служащего. В детстве он несколько лет жил в Иране, где его отец работал в советском торговом представительстве. Согласно заведенному в семье порядку, Борис с утра говорил родителями только по-персидски и по-немецки, а после обеда - по-французски. Во время службы на флоте он овладел еще английским и эстонским языками.
В 1930 году Ныров поступил в Ленинградский кораблестроительный институт, а в 1932 году призван на воинскую службу и направлен на Курсы ускоренной подготовки командного состава КБФ. В 1935 году после окончания Курсов получил звание лейтенанта и направлен служить в подплав.
С 25 декабря 1937 года занимал должность командира малых подводных лодок «М-71» и «М-91» и различные штабные должности. 10 февраля 1938 года ему было присвоено звание старшего лейтенанта, а 30 ноября 1940 - капитан-лейтенанта.
Интересна судьба командиров, служившей на лодке во времена буржуазной Эстонии. В Англии ее принимал Альфред Роман Герман Понтак (Alfred Roman Herman Pontak), остававшийся в должности командира до конца 1939 года. После начала Великой Отечественной войны 23 июня1941 года был арестован по обвинению в сотрудничестве с британской разведкой,  осужден военным трибуналом КБФ и приговорен к расстрелу.
Его «наследник» Вернер Ганс Пууранд прожил полную приключений и авантюр жизнь. Еще будучи командиром, в 1940 году был завербован НКВД, но в 1941 году перешел на сторону немецкой армии и стал начальником ее разведывательной школы в Леетсе (1942-1944 гг.). В 1944 году переметнулся на сторону американской разведки, а в 1948 году перебрался в Австралию, где ухитрился занять пост министра экономики эстонского правительства в эмиграции (и чьей экономикой сие правительство руководило?). Это псевдоправительство даже присвоило ему звание капитана 1 ранга несуществующего флота. Умер в 1983 году.
Из состава бывшего эстонского экипажа оставались только три старшины групп, которым присвоили звание «мичман»: боцман, старшина минно-торпедной группы и старшина группы трюмных. С их помощью советский экипаж вникал в премудрости британской техники.
Численность советского экипажа значительно превосходила эстонский. Он состоял из 6 офицеров, 15 младших командиров и 16 краснофлотцев.
11 февраля .1941 года “Калев” был включен в состав 3-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады ПЛ КБФ и 17 мая 1941 перешел в Либаву (Лиепаю), месту базирования дивизиона, где и встретил начало войны. До начала ВОВ лодка совершила лишь несколько учебных выходов в море, поэтому экипаж не смог полностью освоить свой корабль.
По некоторым сведениям, 22 июня зенитчики «Лембита» и «Калева» сбили немецкий самолет. 23 июня 1941 года подводные лодки дивизиона покинули осажденную Лиепаю. До ухода из базы по вине командиров лодки и дивизиона не был принят комплект мин,хранившихся на береговом складе. Из 209 полученных на эстонских складах мин, КБФ потерял 149 мин вЛиепае.
В свой первый боевой поход «Калев» вышел из Таллина 8 августа 1941 года. 13 августа к юго-западу от маяка Ужава, подводная лодка выставила 10 мин в 5 милях от указанного района, то-есть вне используемого фарватера, поэтому заграждение не имело успеха. По мнению некоторых исследователей, существует вероятность, что причиной исчезновения советской подводной лодки «Щ-319» осенью 1941 года, стала именно мина «Kалева». 18 августа «Калев» обнаружил конвой противника, но выйти в атаку из-за противодействия сил эскорта и малых глубин не смог.
21 августа 1941 года «Калев» вернулся в Таллин. 28-29 августа 1941 года подводная лодка в составе Отряда Главных Сил совершила прорыв из Таллина в Кронштадт. На переходе в результате обстрела с немецкого самолета погиб матрос и легко ранен командир. За время перехода экипаж «Калева» подобрал 8 человек из команд потопленных судов.
23 сентября1941 года с «Калева» были сняты последние эстонские моряки - трое старшин команд, позже вошедшие в состав 249-й эстонской стрелковой дивизии.
В свой второй и последний боевой поход лодка должна была выйти из Кронштадта вечером 27 октября 1941 года и вернуться в родную базу 8 ноября. Поход планировалось провести в четыре этапа.
На первом этапе лодка должна была совершить 95-мильный переход Кронштадт-остров Гогланд в надводном положении в темное время суток и, прибыв к острову на рассвете 28 октября, лечь там на грунт.
В ходе второго этапа «Калев» в ночное время в надводном положении должен был преодолеть 78,4 мили и к 02:51 29 октября достичь района между маяками полуострова Суурупи и острова Кери на побережье Эстонии. Эта часть перехода была особенно опасна из-за минной угрозы - ведь именно здесь во время Таллинского перехода погибли на минах десятки кораблей и судов.
Во время третьего этапа подводной лодке предстояло в районе бухты Ихасалу лахт (Ihasalu laht) в 30 км к востоку от Таллина высадить разведывательную группу Разведотдела штаба КБФ в составе трех человек, в том числе женщины-эстонки, выполнявшей обязанности радистки. После этого, «Калев» должен был действовать в Финском заливе, установить минные заграждения на маршрутах движения немецких судов в Таллин и производить на них торпедные атаки на правах неограниченной подводной войны. Для этого на борт было принято 8 торпед и 20 мин.
Четвертый этап предусматривал возвращение «Калева» в Кронштадт по прежнему маршруту.
Из-за неисправности воздушного компрессора лодка вышла в поход только 29 октября. В 19:05 она отошла от пирса, имея на борту 38 членов экипажа и трех разведчиков, а в 19:50 дежурный по штабу Охраны водного района доложил в штаб Бригады подводных лодок КБФ, что «Калев» вышел с Большого Кронштадтского рейда в море. Это были последние сведения о судьбе корабля.
В дальнейшем «Калев» на связь не выходил, не было сообщений и от разведгруппы. В связи с этим, 5 декабря командир Бригады подводных лодок капитан 2 ранга А.В. Трипольский направил Военному совету КБФ документ, в котором, в частности, говорилось:
«Таким образом сведения о подлодке «Калев» отсутствуют с 30-го октября (фактически с 29 октября - прим. автора статьи), срок пребывания на позиции из расчета автономности истек 13-го ноября. Считаю, что подлодка погибла при следовании на позицию, прошу исключить ПЛ «Калев» из состава Бригады подводных лодок КБФ»
В послевоенное время появилось ряд ошибочных или даже фантастических публикаций о судьбе «Калева», его экипажа и разведгруппы. Однако, до сих пор нет достоверной информации ни о причине, ни о месте гибели субмарины. Неизвестно также, были ли высажены разведчики и выставлено ли минное заграждение. Ясность может внести только находка этого пропавшего без вести корабля.
Согласно графику перехода лодка должна была подойти к Гогланду в надводном положении около 05:30 тридцатого октября и погрузиться, а в 19: 00 всплыть и продолжить движение на запад. Однако в документах Гогландского сектора береговой обороны КБФ никаких упоминаний об этом нет. Исходя из этого, можно предположить, что лодка погибла еще на переходе Кронштадт-Гогланд, подорвавшись на мине или по техническим причинам.
Возможна также гибель «Калева» в районе между Гогландом и Таллином по тем же причинам. Скорее всего, она произошла еще до высадки разведгруппы, так как об этом командованию КБФ командир лодки не докладывал.
На протяжении последних лет группы энтузиастов, а также экспедиции Министерства Обороны РФ и Русского географического общества вели на Балтике поиски затонувших в годы Первой и Второй мировых войн подлодок Российского императорского и советского флотов. Были найдены несколько лодок, но «Калева» в их числе не оказалось.
Так, в 2010 года в пяти милях к северу от мыса Юминда на глубине 85 метров был обнаружен затонувший объект, который сотрудники Таллинского морского музея приняли за «Калев». Увы, при более тщательном осмотре было установлено, что это остатки советского дирижабля, потерпевшего аварию в 70-х годах. В августе 2018 года российско-финская экспедиция обнаружила неподалеку от эстонского побережья затонувший корабль, который первоначально идентифицировали как «Калев», но на самом деле это был эсминец «Калинин», подорвавшийся на мине во время Таллинского перехода.


Рецензии
ТТХ этих лодок совершенно не впечатляют ... к началу ВМВ они довольно скромные

Руслан Хаджоков 2   25.09.2021 18:56     Заявить о нарушении
Вполне нормальные для тех времен и района действия.

Александр Митрофанов 2   12.08.2023 16:30   Заявить о нарушении