Три стигмата Филипа К. Дика

«Три стигмата Палмера Элдрича» возможно самый неоднозначный роман Филипа К. Дика. Одни превозносят его и считают чуть ли не венцом всего творчества автора, другие же яростно критикуют. Действие романа происходит в недалеком будущем. На земле наступило глобальное потепление. Полным ходом идет колонизация других миров, в частности Марса. Жизнь у колонистов не сахар. Мало того, что в колонию отправляют в «добровольно-принудительном» порядке, так еще и без обратного билета.

Обстановка в самой колонии – тоска-смертная, в связи с чем бедные поселенцы вынуждены спасаться от тягот повседневности в иллюзорном мире, создаваемом с помощью наборов «Подружки Пэт», представляющих собой уменьшенные копии предметов повседневного обихода - мебель, посуда и так далее.

В общем что-то вроде кукольного домика Барби. Также оторваться от гнетущей действительности, колонистам помогает наркотик под названием Кэн-Ди, который замечательно сочетается с безделушками Пэт.  И наборами, и наркотиком торгует компания, главой которой является Лео Булеро – один из центральных персонажей произведения. Причем «кукольными домиками» Лео торгует открыто, а вот наркотиками не гласно, под прикрытием антинаркотической службы ООН и частной охраной компании, возглавляемой его доверенным лицом - Феликсом Блау.

Как человек Лео представляет собой типичное порождение капитализма, любит большие деньги, красивых женщин, сигары и так далее и тому подобное. При этом, тот факт, что свое состояние он сколотил организуя сбыт наркотических веществ всяким бедолагам, его не слишком волнует и более того, он готов на все, чтобы сохранить свой замечательный «нарко-кукольный» бизнес.

С помощью персонажа Булеро, Дик отражает в своем произведении социальные мотивы, характерные для жанра антиутопии в целом: глобальное потепление, как катастрофу мирового масштаба; классовое неравенство в обществе, при котором некоторые могут позволить себе медицинские процедуры, облегчающие жизнь в новых, весьма экстремальных природных условиях, а другие прозябают в далеких колониях; верховенство частных компаний над государственными структурами, причем последние напрочь коррумпированы и фактически находятся на содержании у первых.

В общем Лео олицетворяет все те идеи, которые в последствии стали основой для целого жанра – «киберпанк», родоначальником которого фактически и является Дик. Другим центральным персонажем произведения является Барни Майерсон, который трудится в компании Лео в должности «прогностика» (обладая даром предвидения Барни дает добро на выпуск тех или иных составных частей наборов подружки Пэт). Как личность Майерсон представляет собой типичного «пиджака» - спит с коллегой по работе, при этом опасаясь как бы она не забралась по карьерной лестнице выше него; посещает (интерактивно) психоаналитика и борется с тоской по бывшей жене, которую сам когда-то бросил, посчитав что она слишком ограниченный человек, по сравнению с его тонкой натурой. В общем, поначалу, ни Лео, ни Барни, абсолютно никакой симпатии не вызывают. Первый, честно говоря, ее до конца книги так и не вызывает. По второму же есть нюансы, о которых ниже.

Но вот случается страшное. Из глубин космоса возвращается некий Палмер Элдрич, бизнесмен и путешественник, и несет он с собой нечто, а именно новый наркотик, под названием Чуинг-Зет, который в разы сильнее чем Кэн-ди. При этом свое зелье Элдрич сбывает под громким лозунгом: «Я дам Вам то, что Бог только обещает!». Вот так… С этого момента в романе начинается новая – основная линия, с помощью которой Дик пытается выразить весь тот кризис религиозных противоречий, который, по его собственному признанию, он испытывал во время работы над этим произведением.

На фоне противостояния двух, так сказать, «наркокартелей» и описания бесконечных галлюцинаций, вызванных употреблением нового наркотика, читателя будоражит главный вопрос – так кто же этот Элдрич в самом-то деле? И вот по этому поводу среди многих поклонников (и не очень) творчества Дика, по сей день не утихают споры. Прежде чем рассуждать на данную тему, следует отметить, что если составлять на Элдрича «ориентировку», то следует указать три характерные приметы «разыскиваемого», а именно механическую руку, стальные челюсти и кибернетические протезы вместо глаз. Очевидно, что это и есть те самые три стигматы, указанные в названии романа. А вот далее мнение расходятся.

Одни авторы считают, что Элдрич является Богом, но не в христианской традиции, а в понимании гностиков, к которым причисляют и самого Дика. По их мнению, Элдрич не всесилен и не всемилосерден, даруемое им фактически является обманом, с помощью которого отчаявшийся может получить лишь иллюзию искупления. В такой ситуации оказывается и сам Барни, и именно в его уста, в ходе одного из диалогов, автор вкладывает данную гипотезу. При чем сам персонаж Майерсона к тому времени начинает вызывать уважение.

Отправившись добровольцем на Марс у него хватает воли отказаться от наркотика, предлагаемого Элдричем, и жить повседневными, реальными, а не иллюзорными вещами, какими бы тягостными они не были. Он морально «отпускает» бывшую жену и приходит к осознанию того, что жить надо здесь и сейчас, в реальном мире, в тех условиях и при тех обстоятельствах, что ему, в настоящее время, дарованы. Другие считают, что под Элдричем, автор замаскировал антихриста, явившегося в наш мир, неся обман и разрушение. Лично я, при прочтении романа, нашел моменты, которые прямо на это указывают.

В одном из диалогов, Элдрич говорит Барни, что он родом из далека и был изгнан из родных мест, после чего, скитаясь, он повстречал эксцентричного коммерсанта, путешествующего по галактике в поисках наживы, телом которого он и овладел. Кроме того, так называемые «стигматы», имеющиеся у Элдрича, фактически являются противопоставлением истинному смыслу этого понятия. Это не раны, полученные сыном Господа во искупление человеческих грехов, это механическая рука, которая может символизировать лишь силу и власть, это стальные челюсти, символизирующие ярость и беспощадность, это «мертвые» кибернетические имплантаты, заменяющие глаза, в которых не возможно разглядеть отсутствие души у их носителя.

Казалось бы, что все очевидно. Но в повествовании меня смутил один момент. В конце романа Элдрич, который знает о том, что ему суждено погибнуть при атаке на его корабль, организованной Булеро, готов поменяться местами с Барни, и спокойно провести вечность возделывая свой огород в колонии на Марсе. Участь, которую, на тот момент повествования, Барни считает не завидной, но которую, по каким-то причинам, Элдрич находит для себя весьма привлекательной. В данной связи он чем-то напомнил мне Булгаковского Воланда, творящего зло, но в то же время, будто уставшего от этого самого зла, квинтэссенцией которого он сам и является.      

В общем, из вышесказанного можно сделать вывод, что при желании, в романе, можно найти логическое подтверждение обоих гипотез о сущности личности Элдрича. Так что же имел в виду сам автор? По словам Дика, обрывки интервью которого я читал в одном из источников, на создание персонажа Элдрича его толкнуло то, что однажды в небе он увидел гигантское лицо с глазами – щелочками, то, которое он в последствии описал в романе. Тот небесный лик стал для Дика злым божеством, продолжавшим его преследовать и в дальнейшем. И здесь, по моему мнению кроется вся суть, которую автор заключил в личность главного персонажа своего романа. Не возможно определить кем является Элдрич, богом или дьяволом, поскольку автор сам изначально этого не знает.

Он запутался в своих сложных религиозных противоречиях, на которые еще и наложилась депрессия, связанная с употреблением различных запрещенных веществ. Он будто выплескивает на страницы своего романа свои страхи и слабости. Тот факт, что Элдрич несет людям новый тяжелый наркотик, способный изменять реальность, лишний раз является тому подтверждением. На это указывает и тот факт, что по заявлению самого же Дика, он боялся своего произведения и не мог в дальнейшем его перечитывать. К слову такое бывает, когда автор пишет о тягостных для себя вещах, пытаясь, таким образом, от них избавиться.

В завершение, хотелось бы сказать, что по моему мнению, относить «Стигматы» к ЛСД-романам, как это делают некоторые читатели, является в корне не верным. Противоречия и проблемы, которые затрагивает Дик в «Стигматах», намного более сложны и многогранны, чем те, которые упоминает тот же Томпсон в «Страхе и отвращении в Лас-Вегасе» (при всей моей любви к последнему). И именно благодаря сложности и глубине поднимаемых проблем «Три стигмата Палмера Элдрича» не теряют свою актуальность и в наши дни.


Рецензии