Трубопроводный транспорт на войне

ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

     На фронтах Великой  Отечественной  войны  транспортировка горючего по  трубопроводам применялась в основном через водные преграды. Способы прокладки трубопроводов  были  различными  и зависели главным образом от технических возможностей.

ПРОКЛАДКА ТРУБОПРОВОДОВ ЧЕРЕЗ ВОДНЫЕ ПРЕГРАДЫ
      В ходе  операций Великой Отечественной войны полевые трубопроводы находили применение,  главным образом для подачи горючего войскам  через крупные водные преграды,  такие, например как Ока, Волхов, Волга, Дон, Днепр, Висла и Дунай.
      
Для преодоления рек с целью обеспечения войск горючим  использовались  табельные технические средства армейских и фронтовых складов:
    - складские сборно-разборные трубопроводы диаметром  75  и 100  мм  (РТ - 75 - 1,5 и РТ - 100 - 1,5 в дальнейшем их стали обозначать ПСТ-75 и ПСТ-100);
    - резинотканевые рукава диаметром 75 и 100 мм;
    - бензиноперекачивающие станции БПС-ПД и БПС-АД;
    - бензомотопомпы  БМП-Л-6/2, БМП-Л-6/3, БМП-80;
    - стальные  горизонтальные резервуары  РГ-50,РГ-25, РГ-17,РГ-15, РГ-10.
       Развертывание  трубопроводов   проводил  личный    состав  указанных складов.
      
       Весной 1942 года создалась тяжелая обстановка с обеспечением  горючим частей 61-й армии Брянского фронта,  находившихся за Окой.  Службой снабжения горючим армии через реку был проложен складской  сборно-разборный  трубопровод диаметром 75 мм.  Для подводной его части были использованы  обычные  резинотканевые рукава.  С  помощью  этого  трубопровода  удалось бесперебойно обеспечивать горючим войска армии [2].
    
       Тогда же  на  одном из участков Ленинградского фронта был проложен полевой сборно-разборный трубопровод для подачи горючего через Волхов. Трубопровод имел длину 300 метров и состоял из гибких шлангов,  которые соединялись  между  собой  муфтами "Виктолик" и металлическими патрубками с фланцами. Для обеспечения движения речных барж по реке и в целях  маскировки  подводная  часть трубопровода была притоплена на глубину 4 метра. Подводный трубопровод крепился к деревянным поплавкам,  каждый из  которых  удерживался  на  заданной глубине тросом с грузом. Подача горючего с левого берега на правый осуществлялась по трубопроводу самотеком, за счет использования разности геодезических отметок берегов, доходящей до 17 м [3].

     Осенью 1942  года  основные  запасы горючего для Сталинградского фронта были сосредоточены за Волгой.  Подача их войскам  чрезвычайна  затруднена.  Противник  беспрерывно бомбит и обстреливает все волжский переправы. В этих условиях из района Владимирская Пристань был проложен полевой складской трубопровод по дну Волги,  имевший в этом месте большую ширину русла и скорость течения. Развернутый трубопровод намного облегчил подачу горючего войскам Сталинградского фронта.

     В марте 1943 года важное значение в  обеспечении  горючим войск имел развернутый через Дон трубопровод диаметром 100 мм. С освобождением нашими войсками  Северного  Кавказа  и  Ростова-на-Дону освободился выход на Кавказ.  Железная дорога с Северного Кавказа до Дона была восстановлена,  но мост через Дон еще был разрушен.  Войскам Южного и Юго-Западного фронтов приходилось доставлять горючее кружным путем через Каспийское море. Проложенный через Дон трубопровод стал как бы продолжением железной дороги,  обеспечивая ежесуточную подачу с  левого  на правый берег реки 700 т горючего.

     Весной 1944  года  значительная  часть горючего для войск 3-го Украинского фронта подавалась по железной дороге до станции Днепропетровск.  Железнодорожный мост через Днепр был разрушен.  Создались серьезные трудности с  обеспечением  горючим советских войск, действовавших на Правобережной Украине. Службой снабжения горючим 3-го Украинского фронта, в районе  разрушенного  Лоц - Каменецкого  железнодорожного  моста был проложен трубопровод общей протяженностью 2720 м,  в том числе по  воде 1070 м.  Трубопровод состоял из трехдюймовых и стальных четырехдюймовых труб длиной по 6 метров,  сваренных в  звенья  по  25 метров. Звенья трубопровода укреплялись на бочечных понтонах и буксировались речной мотолодкой на трассу.  На трассе  понтоны крепились грузами ко дну реки,  после чего звенья трубопровода соединялись между собой полутора метровыми кусками гибких  рукавов.

     Зимняя кампания 1945 года. Для обеспечения горючим наступающих  за Вислой войск 2-го Белорусского фронта личным составом службы снабжения горючим были развернуты две  линии  сборно-разборного трубопровода ПСТ-75 через Вислу,  в районах Фордона и Грауденце. По этим трубопроводам за короткое время было подано  с восточного на западный берег Вислы 5,5 тыс. т горючего.

     Зимнее наступление 1945 года. В ходе наступления войсками 3-го Украинского фронта был форсирован Дунай,  мосты через который были  взорваны отступающим противником.  Подвоз горючего железнодорожным и автомобильным транспортом исключался,  в  то время как стремительное наступление войск требовало подачи горюче-смазочных материалов.  Эта задача была решена путем прокладки через р. Дунай сборно-разборного трубопровода [4].

     Трубопровод был проложен с левого берега реки (от ст.  Бая) на правый берег (ст. Батасек) по льду Дуная. Длина трубопровода составляла 900 м.  Горючее с левого берега непосредственно из железнодорожных цистерн  перекачивалось  по  трубопроводу на правый берег при помощи насоса ПД-10.

     Вначале горючее на правом берегу заливалось в топливозаправщики, затем линия трубопровода была проложена до железнодорожного тупика и горючее сразу пошло в железнодорожные цистерны. Всего с 20 января по 1 февраля 1945 года  было  перекачено горючего: для  57-й  армии 332 т,  для фронтовых частей - 600 т. Средняя производительность перекачки насосом ПД-10  составляла 30-40 т/ч.  Таким образом, трубопровод обеспечил полностью подачу горючего для армий, действующих за Дунаем.

     Одновременно с  эксплуатацией трубопровода,  проложенного по льду,  силами ремонтной мастерской и складов горючего  3-го Украинского фронта строился второй трубопровод,  который прокладывался по оставшимся опорам  разрушенного  железнодорожного моста (г. Бая). Трубопровод  длиной  1120 м, диаметром 100 мм был подвешен на тросах к опорам.

     При прокладке  трубопровода на сохранившейся части опор и ферм взорванного моста установили деревянные козловые мачты высотой 7 м с вращающимися металлическими роликами на вершинах мачт. Через ролики был, перекинут стальной трос, конец которого на левом  берегу был прикреплен к опоре намертво,  а на правом берегу - к балансиру противовесу.

     Собранный трубопровод  диаметром четыре дюйма, с помощью 6-мм проволочных подвесок и роликов перекатывался по тросу  с одного берега  на другой.  Длина подвесок была подобрана таким образом, чтобы при заполнении горючим трубопровод принял  прямолинейное  положение.  Стрела  прогиба  троса регулировалась балансиром-противовесом.

     После того как наступила  оттепель,  эксплуатация  первой линии трубопровода стала невозможной,  и тогда перекачка горючего началась по второй линии трубопровода.

     Почти весь  январь 1945 года перекачка горючего через Дунай в г.  Бая осуществлялась по трубопроводу, что в значительной степени  освободило автотранспорт и позволило использовать на правом берегу железнодорожный транспорт для подачи горючего войскам.

ПЕРВЫЙ  МАГИСТРАЛЬНЫЙ   ТРУБОПРОВОД

     Трубопроводы для подачи горючего прокладывались не только через водные преграды, но и по суше, как магистральные военные трубопроводы для подачи горючего на большие расстояния. Например, подача горючего по магистральному трубопроводу на расстояние 225 км была осуществлена Советской Армией  в  Румынии  на участке Плоешти – Бузэу - Рени. Трубопровод был, развернут в две линии.

     Возглавил работы по подготовке, развертыванию и эксплуатации трубопровода  старший  преподаватель  кафедры  механизации службы снабжения  войск  ГСМ   инженер-подполковник А. Я. Косенков. В составе батальонов на руководящих должностях находились слушатели факультета ГСМ.

     Трубопровод состоял из четырехдюймовых,  тонкостенных толщиной 2,5 мм стальных труб, соединенных между собой муфтами "Виктолик".

     Прокладке трубопровода предшествовали  рекогносцировочные работы, имевшие  целью  определить предварительное направление трассы трубопровода с последующей топографической съемкой  для окончательного определения направления, длины и профиля трассы трубопровода. Материалы разведки были положены в  основу  гидравлического расчета трубопровода,  для определения количества и мест расположения насосных станций. В среднем насосные станции, в зависимости от профиля трассы,  размещались вдоль линии трассы через 10...11 км.  Каждая передвижная насосная  станция состояла из  двухступенчатого  центробежного насоса с приводом от карбюраторного двигателя,  смонтированных  на  общей  раме. Ступени насоса  можно  было  соединять параллельно и последовательно; при последовательном соединении производительность насоса составляла  31  м3/ч при напоре 140 м,  а при параллельном соединении-62 м3/ч при напоре 70 м.  Мощность двигателя равнялась 90 л.с. при  500 оборотах в минуту. Давление подпора на входе в насос составляло 2 кгс/см 2.  Насосы  были  оборудованы автоматическими предохранительными  приборами,  защищавшими их от чрезмерного повышения давления в напорной  линии,  высокой температуры в  подшипниках  и  ненормально низкого давления на входе в насос.

     На линии трубопровода,  в местах его подъема на возвышенности, были установлены обратные клапаны  для  автоматического перекрытия трубопровода в случае разрыва или повреждения труб, а на склонах возвышенностей - автоматические регуляторы давления для его выравнивания.

     Прокладка и эксплуатация трубопровода осуществлялась двумя сформированными  для  этой цели батальонами численностью по 385 человек в  каждом,  которые  несли  одновременно  охранную службу по всей длине трубопровода. В Рени горючее заливалось в железнодорожные цистерны и далее по железной дороге направлялось на другие фронты. Трубопровод обеспечивал войска и народное хозяйство горючим до конца войны и некоторое время после нее.

     Таким образом,  Великая Отечественная война  выдвинула  и решила проблему  обеспечения  войск  горючим  с использованием сборно-разборных трубопроводов.  Она доказала эффективность  и преимущества этого вида транспорта в системе обеспечения войск горючим.

  ИСПОЛЬЗОВАННАЯ    ЛИТЕРАТУРА
1. В. Никитин. Горючее – фронту. – М.: Воениздат, 1984. – 205 с.
2. А. Хрулев. В борьбе за  Ленинград // Военно-исторический журнал .- 1962.-  № 11.- С.27-36.
3. И. Шиян. Генерал - армии Хрулев. - М.: Воениздат, 1980. - 112 с.
4. М. Кормилицын. Снабжение горючим действующей армии // Тыл и снабжение Красной Армии .- 1946.- № 7.


Рецензии