Трубопроводный транспорт на войне часть 2

ТРУБОПРОВОДНЫЙ  ТРАНСПОРТ  В ВОЙСКАХ СОЮЗНИКОВ ПО АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ   КОАЛИЦИИ

       Во второй  половине  1941  года трубопроводные системы использовались на крупных военных  маневрах, проводимых  в  штате Северная Королина, для перекачки бензина насосами из железнодорожных цистерн в распределительные емкости и в некоторых  случаях непосредственно в автоцистерны. Эта трубопроводная система использовалась также для перекачки авиабензина  от  железнодорожных цистерн к аэродромам.
       Уже в середине 1943 г. трубопроводы диаметром 150 мм, правда, еще в ограниченном количестве, были отгружены на театры  военных действий. Более половины всех сборных армейских трубопроводов, уложенных за время второй  мировой  войны, имели  диаметр 150 мм.
       Армейские трубопроводы получили широкое распространение во вторую мировую  войну. По  некоторым  данным, к августу 1945 г. в эксплуатации находилось около 17,5 тыс. км армейских  трубопроводов, по которым перекачивалось около 70 %  всего горючего, расходуемого армией США.
       С увеличением количества укладываемых военных  трубопроводов и числа подразделений, занятых организацией трубопроводного транспорта, для координации их деятельности  была  организована Служба военных трубопроводов с подчинением ей всех подразделений, занятых укладкой и  эксплуатацией  трубопроводов. В  состав этой службы  вошли все инженерные роты снабжения горючим, нестроевые инженерные батальоны, инженерные батальоны  специального назначения и другие специальные части.
      Широкое использование армейских трубопроводов  объясняется значительными преимуществами  этого  вида  транспорта  горючего, дополняющего железнодорожный, водный и автомобильный  транспорт.
    Простое и прочное соединение труб между собой муфтами типа "Виктолик" позволяет быстро монтировать трубопроводы. Темп монтажа трубопровода на территории Франции в благоприятных  условиях доходил  до  80  км  в сутки.
     Герметичность соединения труб при помощи муфты "Виктолик" сохраняется и  при  некотором повороте оси  труб относительно друг друга, что позволяет укладывать трубопровод по сильнопересеченной местности и  огибать все возможные  препятствия  в  тех случаях, когда использование других видов транспорта затруднено или невозможно.
    Трубопроводы -  мало  уязвимая  цель для авиации противника. По некоторым данным [1], разрыв бомбы  весом  до  45  кг  на расстоянии 1,2  м  от  трубопровода  не вызывает его повреждения. Сборные трубопроводы, имеющие  шарнирные   соединения, лучше сопротивляются воздействию   воздушной   волны   при разрыве бомб, чем жесткие (сварные) трубопроводы. Ущерб, который  может быть  нанесен  системе трубопроводов в результате диверсии или случайного прямого попадания авиабомбы, незначителен и  будет заключаться  в  повреждении  нескольких труб, которые могут быть быстро заменены новыми, в то время как прямое попадание  в колонну автомобилей или в железнодорожный состав принесет значительно более серьезные потери.
    Трубопроводы высвобождают  дороги и автотранспорт для подвоза других средств  материального  обеспечения  войскам. Кроме того, отмечается, что для  монтажа  и эксплуатации трубопроводов требуется значительно меньше личного состава, чем при транспортировке горючего  автотранспортом. Преимущество трубопроводов заключается и в том, что для их эксплуатации  требуется незначительный  расход  горючего. Потребление  же горючего двигателями автомобилей  значительное, и  оно  увеличивается  с расстоянием перевозок [2].
Перекачка горючего по трубопроводам целесообразна не только при их большой протяженности. Трубопроводы можно применять и на короткие расстояния там, где действия противника  затрудняют использование других видов транспорта.

   Транспортировка горючего по магистральным военным трубопроводам во время второй мировой войны применялась американской и английской армиями при проведении операций в Северной Африке.  При проведении операций на Средиземноморском театре американцы завезли большое количество трубопроводов, предназначавшихся для обеспечения сухопутных войск, военно-морского флота и авиации.  Командование службы снабжения горючим на Средиземноморском театре военных действий пришло к выводу, что наилучшим способом разрешения проблемы обеспечения войск  горючим является  подача его действующим частям и соединениям по сборным трубопроводам с одновременным массовым хранением  горючего на  фронтовых  и армейских базах в сборных резервуарах большой емкости.
     Для разрешения поставленной задачи американцы завезли  на Средиземноморский театр сборные трубопроводы, резервуары и передвижные насосные станции с автоматическим регулированием перекачки. Сборные  трубопроводы укладывались непосредственно на грунт вслед за наступающими частями. За три года операции было собрано 4000  км  трубопроводов диаметром 4-6 дм,  установлено 250 стальных сборных резервуаров общей емкостью на 250000 м3 и использовано более 500 передвижных насосных станций. Используя разборные трубопроводы,  резервуары  и  передвижные   насосные станции американцы придавали особенно большое значение мобильности этого оборудования - возможности быстро собрать,  десантировать и перемещать его на другие участки фронта,  в зависимости от изменения оперативной обстановки.
     Из уложенных в Северной Африке в 1943-1944  гг.  1300  км трубопроводов на конец 1945 г. там осталось только 128 км, остальные были сняты,  перевезены и вновь собраны в Италии. Туда же была переброшена и большая часть резервуарного парка,  ранее установленного в Северной Африке.  Прокладка трубопроводов и  установка  резервуарного  парка не требовали много времени, что видно из следующих примеров.
     В ноябре 1942 г. американскими войсками был занят в Алжире порт Оран, а по истечении двух месяцев там было собрано 510 км трубопроводов и установлено 32 сборных резервуара. К моменту окончания Тунисской операции в мае 1943 г. в Северной Африке было собрано 1120 км трубопроводов и установлен 61 резервуар, а во время подготовки войск к высадке в Сицилии (июль 1943 г.) было собрано 1300 км трубопроводов и установлено  125  резервуаров. Для обеспечения операции в Сицилии было уложено 118 км трубопроводов, а на острове Корсика - 128 км. После высадке в Италии  американцы  16  октября 1943 г.  приступили к сборке трубопроводов протяженностью 224 км,  которая была закончена в июле 1944 г. В дальнейшем этот трубопровод был проложен до Ливорно. В ноябре 1943 г.  была начата сборка трубопровода в направлении  г. Фаджа протяженностью  1047  км и закончена в июле 1944 г.;  по этому трубопроводу ежедневно перекачивалось несколько сот тонн высокооктановых бензинов для групп аэродромов, на которые базировались крупнейшие соединения бомбардировочной авиации.
     Для сборки  трубопроводов и резервуаров и их эксплуатации было сформировано 17 отдельных рот ГСМ численностью по 135 человек;  для выполнения монтажных и строительных работ,  помимо этого,  привлекались роты из инженерного корпуса и вольнонаемные рабочие из местного населения. Эти подразделения обслуживали воинские  части  американской  армии. Кроме  них, специальные подразделения  выполняли  аналогичную  задачу по  снабжению 8-й английской армии.
     Во время  боевых  действий в Италии трубопроводный транспорт горючего широко применялся англо-американскими войсками, в особенности для снабжения авиационных соединений. По мере продвижения войск и сооружения аэродромов от начальных пунктов, куда горючее подавалось в танкерах, прокладывались трубопроводы.
     Одним из главных таких пунктов был  порт  Неаполь, который был захвачен  1  октября 1943 г.  частями 5-й американской армии. Спустя месяц после захвата города и восстановления  портовых сооружений  танкеры  начали выгрузку горючего. Один из трубопроводов, проложенный от Неаполя до Рима, имел суточную производительность  около 1300 т. Насосные станции размещались по его длине через каждые 16 км.
     Сразу после  захвата  портов Ливорно - на побережье Лигурийского моря и Анконы на побережье Адриатического  моря  были начаты работы  по укладке трубопроводов для снабжения 5-й американской и 8-й  английской  армий, двигавшихся  соответственно вдоль западного и восточного побережья. До этого войска снабжались горючим по трубопроводу, проложенному к северу  от  Рима. В начале сентября 1944 г. началась прокладка дополнительных трубопроводов от захваченных портов. А к  концу 1944 г. трубопроводы были  подведены  к стабилизировавшейся линии фронта. К этому времени были уложены два параллельных  трубопровода  диаметром 100 мм  на  западном  побережье от порта Ливорно для перекачки автобензина и два трубопровода  от Анконы до Форли.
     Работы по  укладке трубопроводов на территории Италии осложнялись гористым характером местности,  наиболее трудным был участок трассы от побережья до Фоджа, протяженностью более 60 км. Местность здесь повышалась на 400 м над уровнем моря. На подъеме было установлено девять насосных станций, на спуске - четыре. В среднем на каждые 11 км трубопровода приходилось по три насосные станции.
     В общей сложности от портов Неаполь и Ливорно были проложены трубопроводы по следующим трассам: Неаполь - Полиглано протяженностью   14,5  км; Неаполь-Кальви  Ристорти  -  96 км; Кальви Ристорти-Рим - 183 км; Рим-Сан-Лоренцо - 16 км; Сан-Стефано-Салина - 16 км; Ливорно-Болонья (3 линии по 112 км) - 336 км и др.
     Трубопроводы освободили дороги для подвоза войскам материальных средств других видов и заменили около 500 железнодорожных   цистерн по 38 м3  при условии максимального коэффициента их использования. Коэффициент использования  трубопроводов составлял 98, 6 %. Потери  горючего вследствие утечки и различных повреждений были незначительны и составили, например, в январе 1945 г. только 450 м3. Эти потери не превышали 0, 75 % от всего объема перекачиваемого горючего. Было отмечено 12 случаев повреждения трубопроводов, причем 10 из них являлись результатом диверсии.
     Управление трубопроводами осуществлялось с центрального диспетчерского пункта, который имел телефонную связь со всеми насосными станциями. В диспетчерской была смонтирована большая карта с сетью трубопроводов, на которой цветными электролампочками  указывалось местонахождение насосных станций и резервуаров. Лампочки отмечали работающие и выключенные насосные станции в зависимости  от режима их эксплуатации с учетом изменения потребности в горючем.
     Развертывание трубопроводов  союзными войсками было начато 21 октября 1943 г. и продолжалось  до лета 1944 г. при участии 697, 701, 702 и 704 - й и других рот снабжения горючим. В августе 1944 г. дальнейшее сооружение и эксплуатация этих трубопроводов осуществлялись 600 - м инженерным батальоном, в состав которого входили три роты снабжения горючим.
     Большое значение трубопроводному транспорту снабжения горючим придавалось при планировании и подготовке наступления англо - американских  войск в Италии  весной 1945 г. Планировалось обеспечение войск горючим двумя способами, взаимно дополняющими друг друга: предварительным развертыванием трубопроводов  возможно ближе к линии фронта и доставкой горючего дальше к фронту в бидонах и бочках.
     В начале 1945 г. в порядке подготовки к предстоящему наступлению были начаты работы по развертыванию двух дополнительных трубопроводов. Первый из них протяженностью 110 км на восточном побережье от Анконы до Чезены был предназначен для снабжения авиационным бензином. Развертывание второго дополнительного трубопровода началась в марте на западном побережье от Ливорно в направлении на Ломано.  Трасса этого трубопровода проходила параллельно двум ранее развернутым трубопроводам. Развертывание этого трубопровода преследовало две цели: дублирование и разгрузку существующих трубопроводов в период военных действий, а в дальнейшем - подачу горючего для удовлетворения потребностей в нем в мирное время.
     В ходе операции, для подачи горючего для армейских подразделений, выдвинутых на 160 км вперед от головных участков трубопроводов,   требовалось взаимодействие различных видов транспорта. Так,  железные дороги  использовались в дополнение  к трубопроводам для транспортировки затаренного горючего. От конечных пунктов железных дорог, а иногда и от конечных пунктов трубопроводов, горючее доставлялось наступающим частям автотранспортом. Снабжение двух армий горючим осуществлялось пятью авторотами квартирмейстерской службы и двумя авторотами топливозаправщиков. Американская авторота имела 48 топливозаправщиков вместимостью по 2800 л.
Топливозаправщики заполнялись горючим на конечных пунктах трубопроводов и доставляли его к разливочным пунктам. Здесь горючее разливалось в 19 - литровые бидоны и доставлялось на автомобилях передовым частям.
    Еще большие  масштабы приобрело использование американцами и англичанами трубопроводов для подачи горючего в Европе. Общая  протяженность  трубопроводов  в  Европе достигла 10000 км.
     Снабжение нефтепродуктами союзных сил после высадки их на континенте являлось одной из основных проблем войны и требовало использования нестандартных технических решений.
     Во время длительной подготовки к вторжению на территорию Франции специальные подразделения англо-американских войск тренировались в организации работ по снабжению горючим. Работе непосредственно по развертыванию сборно-разборных трубопроводов предшествовал шестимесячный период, в течение которого эти работы планировались. В это же время велись работы по подготовке необходимых материалов и оборудования.
    Монтаж трубопроводов производился в весьма благоприятных условиях. После разминирования участков, по которым намечалась прокладка трубопровода, противник практически не оказывал воздействия на трубопровод. Потери в личном составе, принимавшем  участие в сооружении  систем трубопроводов, были незначительны. Пользуясь превосходством в воздухе и не опасаясь налетов немецко-фашистской авиации, американские роты снабжения горючим прокладывали трубопроводы по поверхности земли, не маскируя их, что являлось обязательным согласно техническому руководству США для военных трубопроводов [3].
      Первоначально при проектировании сборно-разборных трубопроводов предполагалось, что сооружение  их будет  возможно на расстоянии не менее 32 км от линии фронта. Однако  применение трубопроводов в операциях опровергло это предположение. Так, в Италии трубопроводы развертывались на расстоянии 10...12 км от линии фронта, а в Нормандии работы по монтажу трубопроводов велись в пределах видимости противника [4].
      Развертывание трубопроводов во Франции производилось с учетом опыта их использования в Северной Африке, Сицилии и Италии.
      Оборудование и материалы для трубопроводов, развертываемых на Европейском театре военных действий, доставлялись из США, за исключением небольшого количества трофейных резервуаров и труб. При развертывании использовались стандартные тонкостенные трубы длиной 6, 1м, диаметром 100 и 150 мм и весом соответственно 36 и 72 кг.
      При пересечении водных преград трубы подвешивались на тросах или протаскивались по дну. В последнем случае применялись трубы со стенками увеличенной толщины, которые сваривались в секцию необходимой длины.
      Весь трубопровод укладывался по поверхности земли без заглубления за исключением пересечений с шоссейными и железными дорогами, где трубопроводы укладывались в глубоких траншеях. Трассы трубопровода в основном совпадали с автодорогами, поэтому  при интенсивном движении были неизбежны случаи повреждения труб. Укладка трубопроводов на открытой местности  была нежелательна, так как возникала опасность повреждения их танками.
      Трубопроводы непосредственно в зоне боевых действий не развертывались. Обычно их доводили до железных дорог, восстанавливаемых инженерными войсками. При отсутствии железных дорог горючее с разливочных пунктов доставлялось в боевые порядки войск в бочках и бидонах автотранспортом.
      Организация эксплуатации трубопроводов была несовершенна. Развертывание трубопроводов и их эксплуатация производились различными родами войск без координации действий: развертывание трубопроводов осуществлялось ротами снабжения горючим, которые входили в состав инженерных войск; телефонная связь вдоль трассы прокладывалась подразделениями войск связи; роты квартирмейстерской службы получали горючее в разливочных пунктах и доставляли его боевым частям в бидонах и бочках автотранспортом; подразделения автотранспортной службы и воздушных сил направляли свои топливозаправщики к распределительным пунктам; транспортной службой сюда же подавались железнодорожные цистерны. В дополнение к этому трубопроводы были разделены на две части в соответствии с территориальной дислокацией войск.
     Охрана трубопровода, кроме патрульной службы производилась подразделениями французской армии и отрядом полевой полиции армии США [5].
     Оборудование и материалы для развертываемых трубопроводов  поступали в порты Антверпен и Гавр, откуда развозились вдоль трасс уложенных трубопроводов в пункты, где производилась их сортировка и складирование.
     При планировании снабжения горючим войск, наступавших на восток от реки Рейн, наибольшие трудности возникали при пересечении трубопроводами рек. Трудность получения предварительных разведывательных данных о характере переправ вынуждала подготавливать технические средства и материалы с учетом возможной прокладки трубопроводов с использованием разрушенных мостовых конструкций или по дну реки. На каждом пересечении трубопроводом р. Рейн были развернуты промежуточные резервуарные группы вместимостью в среднем по 4770 м3 .
      На рис. 8 показаны трубопроводы, развернутые на территории Франции, Бельгии и Голландии американскими войсками во время Второй мировой войны.
     При организации снабжения горючим англо-американских войск после их высадки на континент особое внимание уделялось разработке конструкций специальных трубопроводов, уложенных по дну проливов Ла-Манш и Па-де-Кале, по которым планировалось подавать горючее из Великобритании на материк.
      Лордом Маунтбэтеном был предложен проект  прокладки  трубопровода под  Ла-Маншем  - проект "Плуто" (Pipeline under the ocean).
     Первые четыре  линии  трубопроводов  общей протяженностью 500 км для перекачки горючего из Англии (о. Уайт -  Сэндуан)  на европейский материк были проложены через пролив Ла-Манш к Шербургскому полуострову.  Трубопровод из Шербурга  был  проложен через Сен-ло до р.  Рейн у г.  Майнца в Германии. Общая протяженность этого трубопровода составляла 2400 км с суточной производительностью  до  5800 т.  Почти одновременно с прокладкой трубопровода через Ла-Манш было проложено по дну моря 16 ниток трубопровода общей длиной 950 км и через пролив Па-де-Кале.
     Эти трубопроводы подавали горючее от Дандженесса в Англии до  Булони  во  Франции. Они  были  присоединены своей головной частью к системе стационарных трубопроводов Великобритании, а с другой стороны к военным сборно-разборным трубопроводам.  Трубопровод от Булони был доведен до Антверпена в  Бельгии, затем до Эйндховена и Эммерина в Голландии,  а в дальнейшем был продолжен до г. Везель на р.  Рейн в Германии. По этому трубопроводу перекачивалось до 4500 т горючего в сутки.
     Вся перечисленная система трубопроводов была соединена  с американскими линиями  снабжения  горючим  в  восточных точках близ Франфурта-на-Майне.
     В Южной Франции была проложена третья линия трубопровода, производительностью свыше 2400 т  горючего  в  сутки,  которая проходила от  Марселя через Лион до г.  Вормс у р. Рейн.  Все трубопроводы на европейском материке имели диаметр 4 и 6 дм и состояли из  отдельных  труб длиной по 6 м,  соединенных между собой муфтами "Виктолик". Прокладка и эксплуатация их осуществлялась 12  инженерными  частями,  не  считая  охранных войск, расположенных вдоль трасс трубопроводов.
     Первоначально для перекачки горючего через Английский канал было предложено использовать специальные свинцовые  трубы, или,  как их называли,  "кабель Хайс", имевшие внутренний диаметр 3 дюйма, и с наружной стороны защищены оболочками, состоящими  из  нескольких слоев хлопчатобумажной и джутовой ленты, пропитанной битумом,  четырех слоев стальной  мягкой  ленты  и оцинкованной стальной проволоки. Изготовленные трубы испытывались на максимальное внутреннее давление 105 атм. Для изготовления 1 км труб требовалось:  17 т свинца, 6,2 т стальной ленты,  625 м хлопчатобумажной ткани,  10 т оцинкованной стальной проволоки,  1,2 т джута и 2,5 т битума.  Такой трубопровод, во избежание перегибов до наматывания его на специальные барабаны заполнялся  водой  и  находился  под давлением в течение всего процесса прокладки трубопровода.  Вес 1 км кабеля составлял 38 т.
     Изготовление "кабеля  Хайс" требовало значительного количества дефицитных материалов;  поэтому возникла мысль  об  использовании для трубопроводов таких цельнотянутых труб,  которые обладали бы достаточной гибкостью для  наматывания  их  на барабан. Экспериментальными работами было установлено, что если отрезки труб диаметром 3 дюйма и длиной 6 м  изготовить  из малоуглеродистой  стали и сварить в стык то они будут обладать достаточной эластичностью и могут наматываться и сматываться с барабана  диаметром не менее 9 м,  без деформации метала труб. Гидравлическим испытанием таких  труб  было  установлено,  что трубы и сварные швы обладают большой механической прочностью и разрываются при давлении 567 атм.,  причем разрыв происходил не сварных швах, а в теле самих труб.
     Отрезки труб длиной 6 м сваривались в нитки  длиной  1200 м. Такие трубы были названы "Хамел" и были использованы вместе с "кабелем  Хайс"  при   прокладке  через  пролив  Ла-Манш   и Па-де-Кале. Прокладка труб "Хамел" производилась с вращающегося плавучего барабана "Конун" цельносварной конструкции диаметром 12 м и длиной 18 м.
      Перекачка горючего  из  Англии на европейский материк по подводным трубопроводам,  проложенным через проливы Ла-Манш  и Па-де-Кале, осуществлялась мощными насосными станциями,  в которых были  установлены  центробежные  и  поршневые насосы. На английском берегу насосные установки  расположены  в  головных пунктах трубопроводов  -  на  острове  Уайт  и на мысе Дандженесс. На острове Уайт насосные  установки  были  расположены  в двух пунктах  - в Сэндауне и Шанклине. В Сэндауне было установлено 16 поршневых и 2 центробежных насоса, а  в  Шанклине  -  8 поршневых и 1 центробежный насос. В Дандженессе было установлено 30 поршневых и 4 центробежных насоса.
      Все насосы  были рассчитаны на максимальное рабочее давление на всасывании 41 кг/см2 , а на нагнетании 104 кг/см2 .Центробежные  насосы  приводились  в действие электромоторами мощностью 550 л. с.,  а поршневые - дизельными моторами "Катерпиллер" мощностью  61 л. с. Электромоторы имели воздушное охлаждение, были коротко замкнутыми, причем величина пускового тока в  4 раза превышала эксплуатационную. Насосы были отделены от приводов несгораемыми стенками, а  приводные  валы  проходили  через герметичные сальниковые устройства в стенках.
     Площадка под головную станцию в Дандженессе имела размеры 5,6 х 1,6 км и была разделена на 5 отдельных групп в целях рассредоточения против бомбежки. Каждая  группа  имела  собственное центральное управление  и  аварийную бригаду. Связь обеспечивалась телефоном. Каждое из групповых управлений соединялось  телефоном с главным диспетчерским управлением. К нему были подведены манометры, фиксирующие режим  давления  обеих  магистралей (всасывающей и нагнетательной), самопишущие приборы для измерения температуры, а также щит управления, позволяющий увидеть какие задвижки, которых имелось свыше 500 шт., открыты или закрыты, какие агрегаты работают, а какие  находятся  в  ремонте  или обслуживаются, какова общая    производительность   трубопроводов, подающих горючее на материк, в течение каждого часа.
     Насосные агрегаты  нагнетали горючее в 4 коллектора высокого давления, идущие  параллельно  берегу. От  этих   коллекторов, имевших уравнительные  клапаны  для  выравнивания давления всех насосов, ответвляются линии идущие под воду.
     В начале  каждой  подводной  линии был установлен двойной фильтр высокого давления во избежание попадания в кабель какого-либо осадка или грязи.
     Электроснабжение осуществлялось двумя линиями  электропередач -  воздушной и кабельной с напряжением 330 тыс. вольт. Для того чтобы насосные станции нельзя было обнаружить, их устанавливали в  рыбачьих  домиках, кладбищах, старых фортах, прибрежных кафе и лодочных станциях.
     Прокладка трубопроводов через проливы Ла-Манш,  Па-де-Кале и по европейскому материку позволила, по заявкам англичан и американцев,  приблизить топливную артерию  к  театру  военных действий и обеспечить подачу горючего при отсутствии специальных гаваней и причальных устройств. По расчетам работников Управления военных трубопроводов английской армии, для перевозки горючего, перекачанного по трубопроводам в Европе, потребовалось  бы 13000 автоцистерн емкостью 5000 литров и 3000 человек обслуживающего персонала.
     Прокладка трубопровода по дну моря производилась  автоматически: барабан буксировался двумя буксирами, и по мере продвижения их по намеченной  трассе  трубопровод  разматывался  и опускался на дно моря. Третий буксир следовал за двумя первыми и являлся запасным.  Всего было  изготовлено  шесть  барабанов "Конун". Операция  по прокладке подводных трубопроводов,  названная условно "Плуто", была осуществлена специальным соединением Военного Флота, состоявшим из различных судов, начиная от лодок, моторных катеров и барж и кончая крупными судами  водоизмещением 10000 т, укомплектованными личным составом численностью 1100 человек.  Главная база соединения была расположена в Саутгемптоне, а вспомогательная - в Тильбари. 
В значительно меньшей степени применялись военные трубопроводы для подачи горючего  на  Тихоокеанском  театре  военных действий. Одним  из  них был трубопровод Иокогама - Аиуш длиной 32 км, проложенный вскоре после высадки американских войск. Другим примером использования здесь трубопроводов следует считать трубопровод, проложенный на линии Индия - Бирма - Китай, общей протяженностью  3200  км. Вся  трасса трубопровода проходила на высоте более 1200 м над уровнем моря, а на перевалах  достигала высоты  в 2550 м. Трубопровод начинался от Калькутты и проходил вдоль долины Брахмапутры через Ассам в Северную Бирму  и  далее до  г. Куньмин, в  китайской  провинции Юань. Часть трубопровода построена из 6 дюймовых труб, на участке Калькутта - Тинсукия в северном  Ассаме, протяженностью  1200 км, а другая часть, проложенная в две линии, из 4 дюймовых труб от Тинсукия  до  Куньмина, протяженностью  по  1600  км  каждая. Трубы длиной по 6 метров, соединялись между собой муфтами "Виктолик". Для  строительства трубопровода из США было доставлено 750 000 труб.
     Насосные станции (всего 35 штук), оборудованные центробежными или поршневыми насосами, устанавливались примерно на расстоянии 16 км друг от друга вдоль трубопровода.
     Горючее, доставленное танкерами со Среднего Востока в порт Калькутты, сливалось в  резервуарные  емкости начального пункта трубопровода.
     Трубопровод позволял  пропускать  15  000 тонн горючего в месяц, заменяя собой автотранспорт, доставляющий горючее по Бирманской дороге.
     Строительство трубопровода началось  осенью  1944  года, а весной 1945 года вся трасса трубопровода от Калькутты до Куньмина была готова к эксплуатации.


  ИСПОЛЬЗОВАННАЯ    ЛИТЕРАТУРА
1. Тыл Советской Армии. - М.: Воениздат, 1968. - 320 с.
2. Pipe Line News, 1942 - 1947.
3. Pipe Line News, 1944 - 1947.
4. National Petroleum News, 1942 - 1947.
5. Oil and Gas Journal, 1942 - 1947.
6. World Petroleum, 1942 - 1947.
7. The Petroleum Engineer, 1942 - 1947.


Рецензии